«Жалко этого человека,- славный он был и умница большой и вообще-ценный человек. Затравили его, как медведя, маленькие злые и жадные собаки» - писал Алексей Максимович Горький Е. П. Пешковой в июне 1905 года. «...Из угла, в который условия затискали этого человека, был только один выход - в смерть. Он был недостаточно силен для того, чтобы уйти в дело революции, но он шел путем, опасным для людей его семьи и его круга...». Эти справедливые слова Горького точно оценивают итог жизни Саввы Морозова. Сознавая всю обреченность своей неравной борьбы, не видя настоящего выхода из жизненного тупика, Савва покончил с собой. «После смерти Саввы Морозова,- пишет Горький,-среди рабочих его фабрики возникла легенда: Савва не помер: вместо него похоронили другого, а он „отказался от богатства и тайно ходит по фабрикам, поучая рабочих уму-разуму"». Легенда, безусловно, говорит о многом. Ведь даже перед самой смертью в 1905 году, буквально за несколько дней, Савва Морозов выполнил свои обязательства перед теми, кто был так духовно близок ему. Марии Федоровне Андреевой он тайно вручил страховой полис на 100 тысяч рублей и попросил передать эти деньги революционерам. Известно, что в том же 1905 году Леонид Борисович Красин также получил от него на нужды партии большую сумму денег
После смерти мужа Зинаида Григорьевна долго не могла обрести душевный покой. Стены когда-то милого ей дома казались душными и тесными. Безотчетное сознание вины перед дорогим человеком в том, что чего-то не досмотрела, не доглядела... Женой и хозяйкой она была, конечно, прекрасной, а вот была ли настоящим другом?! Эти мысли не давали ей покоя, все в доме напоминало о прошлом, делало эти воспоминания нестерпимыми до боли. Она все-таки решает продать особняк, и его покупает крупный миллионер Рябушинский. Надвигавшаяся революция не дала осуществить планы предприимчивого дельца по реконструкции дома. В особняке он жил мало, собирался за границу. Незадолго до своего отъезда успел пригласить лишь модного в то время художника К. Богаевского и поручил ему внести изменения в интерьер одной из больших гостиных.
Богаевский, последователь Айвазовского, великолепный русский пейзажист, создал немало шедевров, явившихся гордостью нашей отечественной школы живописи. В начале XX века он был одним из немногих, кто на фоне упадка интереса к завершенной композиции последовательно стремился к большим содержательным произведениям. Обладавший тонким вкусом, он по достоинству оценил всю красоту и гармонию этого удивительного дома. Особенно сильное впечатление на него произвели картины Врубеля в готической гостиной, и, вдохновленный ими, он продолжает тему в своих панно, дав им те же названия - «Утро», «Полдень», «Вечер». Цвет и рисунок картин Богаевского так выразительны и богаты по краскам, так праздничны, что трудно определить, что же это - окраска стен или декоративная роспись? Сложная акварельная техника художника, с применением длительных размывок и введением пастельных «оживок», словно подчеркивала особую нарядность этой необычной гостиной.
Цветовая гамма панно в ее богатых тонах - от темно-синего, сиреневого, до серо-зеленого, розово-желтого, говорившая о приверженности мастера к колориту классицизма, воспевала ни с чем не сравнимую красоту мироздания. Скалистая арка, увитая плющом, постройки фантастического средневекового города, гряда каменистых гор, уходящих в голубую даль, стремительный бег облаков, холодно-серебряная луна и отпивающие золотом звезды - все это необычное многообразие природы создавало атмосферу, созвучную миру образов великого Врубеля,- возвышенно-приподнятую, далекую от обыденности.
Красота спасет мир
И ВОТ прошло уже почти 100 лет. Изменилось название улицы. В 1945 году ее переименовали в улицу Алексея Толстого, в одном из домов которой известный советский писатель провел последние годы жизни. Хотя многие по привычке и по старинке называют ее Спиридоньевкой.
Что это за манера переиначивать стародавние чудесные русские названия? Разве не ложится и сегодня в строку настроений москвичей нераздельно московское-«Спиридоньевка»? И разве нет способа увековечить память знаменитого человека, не ломая традиций?
Ну, а особняк? Сохраняя силу духа и безупречный вкус людей, творивших его, он по-прежнему в гуще самой жизни. В тяжелые послереволюционные годы, когда особняк по решению правительства молодой Советской Республики был передан под интернат сирот из Бухары, родители которых погибли в схватках с басмачами, его помещения и богатое убранство не пострадали. Воспитатели интерната сумели, видимо, использовать окружавшую детей красоту и привить им в сложных условиях тех тяжелых лет любовь и уважение к прекрасным творениям человеческих рук.
В конце 20-х годов здание переходит в ведение Наркомата иностранных дел и начинается новый, еще более яркий этап его жизни. Сначала здесь жил наркоминдел М. М. Литвинов, а затем дом используется в качестве служебного и представительского помещения Министерства иностранных дел СССР.
В наши дни особняк, как и прежде, хранит и приумножает свои традиции. Министерство иностранных дел бережно следит за сохранностью его самобытности и цельности. Регулярно выделяются большие средства на ремонтно-реставрационные работы и восстановление художественных сокровищ.
Вот уже 16 лет директором особняка является Е. К. Байков. Внешне сдержанный, он загорается, когда говорит о любимом детище, ставшем для него вторым домом. «Несколько лет ушло на коренную реконструкцию. По всей Москве искали мы искусных реставраторов, владеющих секретами старых мастеров. В военное лихолетье на Спиридоньевке упала большая бомба - и в белом зале обвалился потолок. Частично пострадали и другие помещения. И хотя эти залы потом отремонтировали, вернуть им первозданный вид тогда не удалось». Была собрана замечательная бригада реставраторов, народных умельцев, влюбленных в свое дело. Скрупулезно, день за днем восстанавливали каждую мелочь внутренних интерьеров, колдовали над старинной мебелью. Работали вдохновенно, и в конце концов удалось восстановить в прежней красе старую пластику всех помещений.
Последний цикл реставрации был завершен в канун 1988 года. «Затем,- продолжает Е. К. Байков,- перед нами возникла новая, не менее сложная задача. Надо было браться за восстановление части парковой зоны, уцелевшей после строительства по проектам Шехтеля нынешнего особняка. К тому же после смерти Морозова в саду осуществлялись бессистемные насаждения, приведшие к утрате парком его первозданного вида». Сейчас здесь ведутся масштабные работы по благоустройству территории. В саду полностью заменяется грунт. Старые, уже отшумевшие свой век деревья уступают место новым посадкам. В центре сада сооружается фонтан, асфальтовое покрытие дорожек сада и двора заменяется гранитными плитами. Все это планируется завершить в начале лета. Перед нашими взорами снова возникает во всей своей первозданной красе чарующее творение бунтарской мысли его создателей - Саввы Морозова, Федора Шехтеля, Михаила Врубеля, Константина Бо-гаевского.
27 января 1988 года старинный особняк вновь, уже в который раз, гостеприимно распахнул свои двери. Встреча, посвященная 30-летию первого соглашения между СССР и США об обменах в области культуры, техники и образования, проходила тепло. Известные советские и американские журналисты, представители американских культурных и научных кругов, делового мира США, писатели, ученые, артисты и художники собрались здесь.
И когда прозвучали слова министра иностранных дел Э. А. Шеварднадзе: «Мы уверены: грядет время, когда человечеству станет очевидным преимущество интеллекта перед силой оружия, превосходство здравого смысла, политики разоружения, идей ненасильственного безъядерного мира»,- я видела, как всколыхнулся зал, такой взволнованный и заинтересованный в своей реакции. «Красота спасет мир»,- напомнил министр слова великого русского писателя-гуманиста Ф. М. Достоевского. «'Есть споры насчет точности этой формулы,- продолжил он,- но по сути она верно выражает ход современной мысли. Для противодействия злу,- а есть ли его более ужасающее воплощение, чем ядерная опасность? - нужно накопление потенциала добра, социальной справедливости, гармонии и красоты, взаимопонимания и сотрудничества между народами».
Вот и кажется, что красота, окружающая особняк на улице Алексея Толстого, 17, дает необходимое равновесие в размышлениях о смысле жизни и о своем месте в ней.
Список литературы
Н.Чернышева. Улица Алексея Толстого, 17. История знаменитого особняка