Смекни!
smekni.com

Всероссийский выставочный центр - бывшая ВДНХ (стр. 2 из 2)

Вопрос: Вспомните из курса истории Отечества, сколько союзных республик входило в СССР в 1923 г.? А в 1939 г.?

Построение социализма и коммунизма в СССР мыслилось идеологами советского строя как выполнение так называемой триединой задачи создания материальной базы нового строя, нового типа общественных отношений и формирования нового человека. Последнее связывалось обычно с так называемым культурным строительством, поэтому и главная выставка страны, как называли ВДНХ, наряду с достижениями науки и технологии, агрономии и животноводства, должна была отражать сферу искусства, досуга, духовной жизни советского человека. Для такого рода экспозиций и был предназначен павильон «Советская культура». Сегодня культура тех лет мало интересует широкую публику, за исключением любителей «ретро» на эстраде и в кино, а вот архитектурное исполнение павильона, на наш взгляд, не оставит равнодушным и нашего современника. Легкие, ажурные его формы надолго остаются в памяти после знакомства с выставкой.

Бывшие республиканские павильоны располагались по сторонам прямоугольной части площади, в центре которой еще один фонтан. Он называется «Каменный цветок», а оформление его, как вы могли догадаться, навеяно мотивами уральских сказов П. Бажова. Даже когда он не работает, декоративное решение его по-прежнему радует глаз.

Павильоны «Земледелие» и «Зерно» разграничивают площадь Дружбы народов и аллею, ведущую к бывшей площади Механизации. Здесь старейшая часть выставки, сформировавшаяся еще в 1939‑1940 гг. Правее, за павильонами «Зерно» и «Химизация сельского хозяйства» разместилась сельскохозяйственная зона, куда свозились лучшие экземпляры коров, свиней, овец, там проводилась научная и селекционная работа.

Наряду с сохранившимися от ВСХВ экспозициями крупного и мелкого рогатого скота, зерновых и овощных культур на выставке в 1950‑1960‑е годы появились образцы новейшей электроники, машиностроения, автомобили и самолеты.

Первая «космическая» экспозиция располагалась в павильоне «Наука» на площади Дружбы народов, а затем в 1966 году для нее был перестроен огромный павильон «Машиностроение» (прежде он назывался «Механизация»), так что часть его отошла к образовавшемуся специальному павильону «Космос» Академии Наук. Купол этого одного из самых крупных зданий выставки был виден на несколько километров окрест, привлекая множество народу, и своих, и иностранцев. Еще бы – то, что сегодня стало обыденным делом (мы имеем в виду полеты в космос), поколением шестидесятых воспринималось как воплощение фантастики, земное чудо, а все школьники с первого класса мечтали стать космонавтами. Здесь можно было увидеть и первые спутники, и первый советский космический корабль Восток, на котором летал Ю. А. Гагарин, а позднее и аппараты-участники совместного советско-американского космического проекта «Союз-Аполлон». Космическая ракета вместе с пусковым устройством и сегодня стоит неподалеку, на площади.

Вопрос: В каком году был запущен первый советский спутник?

А когда летал в космос Юрий Гагарин?

За шесть десятилетий существования ВДНХ из чисто демонстрационного учреждения превратилась в самостоятельную научную единицу в народнохозяйственном комплексе. Здесь делались изобретения и выводились новые сорта сельскохозяйственных растений, разрабатывались новые технологии и получались рекордные урожаи. Но рухнул СССР, и в девяностые годы выставка стала менять свое лицо. Теперь большинство молодых людей знают ВВЦ прежде всего как ярмарку промышленных товаров, произведенных во всем мире и лишь в малой мере здесь, в России. Это неудивительно, дело не в выставке, а в самой стране. Тем не менее, и сегодня ВДНХ-ВВЦ сохранила вполне свое второе лицо – как популярное место отдыха самих москвичей и гостей города. В этой роли выставка по-прежнему популярна среди всех возрастов. Причем такая функция, специалисты называют ее рекреационной (от слова рекреация ­– восстановление сил, отдых), была предусмотрена проектировщиками изначально. Северная часть выставки, переходящая в Главный Ботанический сад, специально предназначалась для отдыха. Здесь много зелени, фруктовые сады и дикорастущие деревья летом дают приятную тень. После ярмарочной суеты сегодня особенно приятно заглянуть сюда. Собственно выставку отделяет от ботанического сада цепочка живописных прудов, образованных из бывшей речки Каменки. Над гладью одного из них мы снова видим фонтан. Название его подскажет необычная форма – «Колос».

А чуть поодаль знаменитый в прошлом ресторан «Золотой колос». Когда-то москвичи хаживали туда на семейные обеды по выходным дням. А вообще небольших кафе и закусочных на выставке и возле нее было не счесть. Были на ВДНХ и два театра: зеленый и эстрадный; а также дом культуры и знаменитая среди поколения шестидесятых круговая кинопанорама, где «крутили» кино на цилиндрическом экране.

Впрочем, и сегодня силами энтузиастов, работников выставки, здесь делается немало для сохранения старых добрых традиций активного, творческого отдыха. В начале осени, в день города тысячи любителей цветов из Москвы и Подмосковья отправляются на ВВЦ на ежегодную выставку цветов. Организуются выставки народного творчества, выступают творческие коллективы. На выставку по-прежнему едут садоводы и огородники, за семенами, саженцами и передовым опытом. Выставка, как и встарь, открыта для разных национальных культур, только теперь уже не народов СССР, а народов России. Традиционно любимой остается выставка для юных москвичей – неподалеку от их ждет детский городок аттракционов. Но все же бо́льшая часть территории теперь отошла под торговлю. Впрочем, возможно, настанет время, когда здесь будут активно торговать не чтолько ширпотребом из так называемых «третьих стран», но и своими собственными достижениями.

Задания

1. Попробуйте вспомнить (или спросите у старших), в каком из художественных фильмов советской довоенной киноклассики действие происходит на фоне недавно открытой сельскохозяйственной выставки – ВСХВ.

2. Представьте себе, что вам поручено реорганизовать выставку. Что бы вы хотели возродить из ее прошлого, а что, по вашему, должно уйти навсегда вместе с ушедшей эпохой.

А. В. Святославский