Это самый широкий и наиболее живописный участок Бульварного кольца. Но в начале своего существования, в 1820-х гг., это была узкая аллейка в два ряда деревьев, которая начиналась от Тверской улицы, проходила вдоль Страстного монастыря и тянулась до Петровских ворот. В 1872 г. Е.А. Нарышкина разбила вдоль бульвара большой сквер, а городские власти, присоединив к нему сад Ново-Екатерининской больницы, назвали его в честь щедрой домовладелицы Нарышкинским сквером. Ныне Страстной бульвар с его центральной аллеей и сетью боковых дорожек, с вековыми деревьями напоминает старинный парк.
В центре бульвара в 1999 году был установлен памятник С.В. Рахманинову (скульпторы О. Комов и А. Ковальчук).
В конце Страстного бульвара в 1995 году был установлен памятник Владимиру Высоцкому (скульптор Г. Распопов).
На внешнем проезде бульвара привлекает внимание облицованное светлым глазурованным кирпичом здание уступчатой формы с плавно закругленным выступом и большими оконными проемами-витражами во всю высоту фасада (дом № 3 по Большому Путинковскому переулку). Оно построено в 1907 г. по проекту Ф.О. Шехтеля, которому принадлежит много выдающихся сооружений в стиле модерн в Москве. Свой почерк он придал и этой типографии, где печаталась газета «Утро России», принадлежащая П.П. Рябушинскому. На стене дома одна из немногих сохранившихся гипсовых досок, установленных в 1918-1920 годах на улицах города согласно ленинскому плану монументальной пропаганды. На ней изображены заводские трубы и фигура рабочего, толкающего колесо. Под барельефом надпись:
«Вся наша надежда покоится на тех людях, которые сами себя кормят». Сейчас фасад здания закрыт на реставрационные работы.
Чуть дальше - особняк конца прошлого века (дом № 11). В 1920-1939 годах здесь находилась редакция журнала «Огонек». На фасаде мемориальная доска со скульптурным портретом и надписью «В этом здании с 1927 по 1938 год работал выдающийся советский журналист, основатель и главный редактор журнала «Огонек» Михаил Ефимович Кольцов».
В конце левого проезда Страстного бульвара протянулось монументальное здание в стиле русского классицизма с 12-колонным портиком. Это памятник зодчества конца XVIII века, бывший дворец князей Гагариных. Огромный дом занимала семья камергера из трех человек. В центре здания находился просторный танцевальный зал, вправо от него шли жилые покои хозяев, влево -манеж для верховой езды. Внизу жила крепостная прислуга. Дворец стоял среди большого парка с беседками, прудами и фонтанами. В начале XIX века здесь находился неоднократно менявший помещения аристократический Английский клуб, в котором в 1806 году состоялось чествование героя Шенграбенского сражения П.И. Багратиона, оно было описано Л.Н. Толстым в романе «Война и мир».
В 1812 г. в этом здании побывал известный французский писатель Стендаль (псевдоним Анри Бейля), служивший в интендантстве наполеоновской армии. Восторгаясь архитектурой московских дворцов, он писал об Английском клубе: «В Париже нет ни одного клуба, который мог бы с ним сравниться". Позднее в письме сестре он напишет: «Москва - город до сего времени неизвестный Европе - имела от 600 до 800 дворцов, красота которых превосходит все, что знает Париж».
Увы! Здание было сожжено французами и восстановлено в 1826 году известным архитектором О.И. Бове. С 1833 года здесь находилась Ново-Екатерининская больница, а ныне - городская клиническая больница № 24.
6. Петровский бульвар
В начале бульвара с правой стороны видны постройки Высоко-Петровского монастыря, основанного в XIV веке, который дал когда-то имя Петровским воротам Белого города, ныне существующей площади Петровских ворот, самому бульвару и улице Петровке, пересекающей здесь Бульварное кольцо. Петровский бульвар неширок, он спускается по береговому склону реки Неглинной (ныне текущей в подземном коллекторе) до Трубной площади. В конце 1940-х годах его украсили узорной чугунной оградой и устроили у Трубной площади парадный вход с гранитными торшерами и металлическими литыми вазами для цветов.
Трехэтажный дом, расположенный в торце бульвара у Петровских ворот,- любопытный памятник времен царствования Павла I, одна из гостиниц, которые по указу императора были сооружены вдоль Бульварного кольца на месте бывших воротных башен. Большая часть гостиничных зданий, возведенных по проекту известного архитектора В.П. Стасова, не дожила до наших дней, да и та, что стоит перед нами, давно утратила первоначальный вид.
Застройка бульварных проездов относится к концу XIX - началу XX в. и, в общем, малоинтересна. На нечетной стороне выделяется хорошим вкусом и нарядной отделкой дом № 17, построенный по проекту архитектора Р.И. Клейна в 1902 г. для виноторговцев Депре.
На противоположной стороне бульвара сохранилась самая старинная из здешних построек (1786 год) - бывший дворец екатерининского вельможи графа Р.Е. Татищева (дом № 6-8), который принимал здесь на балу Павла I. В доме № 19, на углу Знаменского переулка, жил одно время популярный в Москве 50-х-60-х годов прошлого столетия доктор П.Л. Никулин. У него в гостях бывали А.А. Фет, Д.В. Григорович, Б.Н. Чичерин и др.
В конце бульвара на углу Неглинной улицы - здание известных до революции ресторана и гостиницы «Эрмитаж». Ресторан многие годы был своеобразным клубом московской интеллигенции. Здесь происходили «профессорские обеды», на которых можно было услышать яркие злободневные выступления видных деятелей русской науки, литературы, искусства. Здесь же праздновался татьянин день - годовщина основания Московского университета (25 января), и владельцы ресторана предоставляли студентам роскошный зал. Здесь б марта 1879 г. московская общественность дала торжественный обед в честь приезжавшего в Москву И.С. Тургенева. В 1902 г. М. Горький и артисты Художественного театра праздновали в «Эрмитаже» премьеру пьесы «На дне». Ныне в здании находится театр «Школа современной пьесы».
Бульвар заканчивается Трубной площадью.
Если посмотреть на план Москвы середины XVII столетия, то на этом месте увидим надпись «Труба» - так москвичи называли глубокое отверстие в башне крепостной стены, через которое река Неглинная, тогда еще текущая открыто, входила внутрь Белого города, так называлась и вся местность у стены на правом берегу реки. Здесь у воды стояли кузницы, а под стеной располагался лубяной торг, где можно было купить готовые срубы, бревна, доски, рамы и двери, телеги и другой лесной товар.
После того как стену Белого города разобрали, а для реки соорудили подземное русло, возникла существующая площадь, унаследовавшая имя «Трубы». С 1840-х гг. на площади был птичий рынок, описанный А.П. Чеховым, а в 1851 г. в северной части Трубной близ Цветного бульвара развернулась торговля цветами, семенами и саженцами. В последней трети XIX в., когда в Москве появилась конно-железная дорога, через Трубную площадь вдоль Бульварного кольца пошла «конка», ас1911г.- трамвай маршрута «А», названный москвичами «Аннушкой». В 1947 г. площадь расширили, построили парадные гранитные входы на три бульвара - Петровский, Рождественский и Цветной.
7. Рождественский бульвар
Бульвар круто поднимается от Трубной площади, он, как и Петровский, расположен на береговом склоне реки Неглинной, название получил от основанного в конце XIV в. Рождественского монастыря, строения которого видны на подъеме с правой стороны.
Вправо от Рождественского бульвара уходит улица Рождественка, влево - Трубная улица, известная до революции как гнездо уголовников. На левом проезде бульвара возвышается шеренга больших доходных домов конца прошлого - начала нашего века (№ 15, 17,19). На внутреннем проезде сохранились постройки XVIII столетия.
Дом № 12 - бывшая княжеская усадьба Голицыных, позднее перешедшая к отцу декабристов М.А. и И.А. Фонвизиных, которые создали здесь московский центр декабристского движения. В 1870-х гг. новая владелица Н.Ф. фон Мекк произвела перестройку усадьбы и превратила ее в роскошный дворец с 50 комнатами. Ныне здесь размещается Государственный Комитет Российской Федерации по рыболовству.
Чуть выше дом № 14 — особняк пушкинских времен, где в 1830-1840-х годах московские писатели собирались на «четверги» у владельцев дома Павловых, здесь состоялась встреча представителей московской литературной общественности с М.Ю. Лермонтовым, уезжавшим в ссылку на Кавказ. Соседнее здание - особняк конца XVIII столетия, сильно искаженный позднейшими перестройками. Мемориальная доска сообщает, что в 1933-1943 гг. здесь жил известный советский поэт-сатирик Демьян Бедный.
У сретенских ворот церковь Успения в Печатниках, построенная в XVII в. жителями слободы, мастерами Печатного двора.
8. Сретенский бульвар
Бульвар начинается у Сретенских ворот, это самый короткий отрезок кольца -214м.
На правом проезде возвышается крупнейший в Москве начала XX века доходный жилой дом из двух многоэтажных корпусов, построенный в 1902 г. страховым обществом «Россия» (архитектор Н.М. Проскурин), стилизованный под поздний ренессанс. Бульвар заканчивается Тургеневской площадью.
9. Чистопрудный бульвар
Чистопрудный бульвар - второй по длине после Тверского. У входа на бульвар в 1959 году открыт памятник А.С. Грибоедову.
Название бульвар получил от Чистого пруда. По преданию места у Чистого пруда (ранее Поганого) связаны с зарождением Москвы - якобы здесь было село, принадлежавшее боярину Степану Кучке.
Когда князь Юрий Долгорукий был в этих местах, боярин «не почте великого князя подобающею честию, яко же довлеет великих княземь, но и поносив ему к тому жъ». Тогда князь повелел боярина убить, а тело бросить в пруд, отчего он стал называться Поганым. Это легенда, но в ней упоминаются исторические лица.. Известно, что в числе убийц сына Юрия Долгорукого, князя Андрея Боголюбского, были сыновья боярина Кучки, «Кучковичи», и его зять, отомстившие таким образом за смерть боярина. Известно также из летописей, что Москва в ХП столетии называлась Кучковым. «...Идоша с нимъ до Кучкова рекше до Москвы»,- писал летописец.