Смекни!
smekni.com

Военные мемориалы старой Москвы (стр. 2 из 3)

Затем Общество офицеров просило Думу принять в свое ведение памятный знак и сделанную вокруг ограду. Идея памятника думцам очень понравилась, так как импровизированный верстовой столб-обелиск являлся одновременно и памятным знаком и меморией – атрибутом эпохи, поскольку был свидетелем отступления русской армии по Смоленской дороге в 1812 году. При этом памятник как нельзя лучше соответствовал конкурсным требованиям, в отличие от затейливых профессиональных проектов, и не требовал никаких расходов. Дума приняла памятник, поблагодарив военных, но вопрос о возрождении из пепла самой избы, оказалось, был снят с повестки дня преждевременно.

В 1886 году Общество хоругвеносцев храма Христа Спасителя вошло в Думу на предмет разрешения строительства новой избы на средства, собираемые Обществом. Поставленный военными обелиск при этом сохранялся, а на счет Общества предлагалось привлечь вновь инвалидов-смотрителей. Дума не возражала, и в 1887 году была отстроена новая изба по проекту архитектора Н.Р. Струкова. Она не стала копией старой, уступая той по размерам, но превосходя капитальностью, что и требовалось для музея.

Экспозиция этого музея включала в себя живописные и скульптурные портреты русский военачальников, батальные картины. В начале XX столетия правнук М.И. Кутузова П.П. Голенищев-Кутузов-Толстой преподнес в дар музею коляску своего прадеда. На которой тот ездил во время боевых действий. Для нее был построен отдельно стоящий каменный сарай (сохранился). Первого сентября 1910 года, ровно за два года до столетия Совета в Филях, в присутствии Митрополита Московского и Коломенского Владимира, московского губернатора В.Ф. Джунковского, Московского градоначальника А.А. Андрианова и Городского головы Н.И. Гучкова было заложено новое здание музея-часовни рядом с избою. Примечательны слова, сказанные при закладке одним из выступавших, Н.П. Богачевым: “Пусть созидаемый храм будет служить памятником, что Россия спаслась не наукою и не оружием, а верою народною” (Центральный исторический архив Москвы – далее ЦИАМ– ф.179.– оп.21.– д.2741.– С. 49). Освятили часовню 9 сентября 1912-го г. Постепенно формируемый мемориальный комплекс стал особенно известен среди москвичей после столетнего юбилея победы над Наполеоном. Как отмечал путеводитель 1912-го года, “экскурсия в Фили представляет не меньший интерес, чем экскурсия на Бородинское поле“ (8, С.V).

После революции 1917 года часовня была ликвидирована и отчасти разрушена, музей закрыт в 1928 году, а затем вновь открыт в 1938-м как филиал Бородинского.[3][3] Коляска М.И. Кутузова была отправлена в Бородинский музей, столб-обелиск с надписью “1783” сохранился до сих пор. О судьбе братской могилы вы уже знаете.

А теперь обратимся к известному старым поколениям москвичей и пока мало известному нынешним мемориалу еще одной войны – Второй Отечественной или Первой Мировой. Это Московское городское Братское кладбище во Всехсвятском. История его создания такова. Шестого сентября 1914 года на заседании Соединенного совещания Городской Управы и Комиссии гласных по мероприятиям, вызванным войной 1914 года, была оглашена телеграмма Ее Императорского Высочества Великой княгини Елисаветы Феодоровны: “Не признаете ли вы возможным,– писала она,– отвести на окраине Москвы участок земли под кладбище для умерших в московских лазаретах воинов настоящей войны; их родственникам и нам всем утешительно будет знать точное место упокоения павших при защите нашей дорогой родины героев и иметь возможность там помолиться” (7, С.3) Совещание поручило гласному Городской Думы врачу С.В. Пучкову, председателю Совета Городской общины сестер милосердия “Утоли моя печали”, и представителю Городской Управы Л.Г. Урусову в срочном порядке разработать вопрос землеотвода и основные принципы создания мемориала. А уже 9 сентября в докладе С.В. Пучкова на следующем совещании была определена главная идея: “Проектируемое кладбище должно быть не только во всех отношениях благоустроенным, но оно должно служить памятником великих событий, ныне нами переживаемых, а также памятником дружной объединенной работы общественных сил в деле оказания помощи жертвам войны, почему участок земли для кладбища должен быть значительного размера и на нем необходимо соорудить храм, по величине и архитектуре отвечающий указанной выше цели. Вместе с тем <...> на этом кладбище должно быть отведено место для погребения умерших сестер милосердия Московских общин, самоотверженно работающих в деле служения больным и раненым как в мирное, так и в военное время, и часто умирающих на своем посту от заразных болезней, а иногда и от неприятельского оружия.” (7, С. 4) Перед входом на кладбище предлагалось начертать слова Спасителя: “Больше сея любви никто же имать, да кто душу положит за други своя”. Была образована особая Подкомиссия в составе 5-ти членов под председательством С.В. Пучкова для рассмотрения поступающих предложений и оперативного разрешения срочных вопросов. Было осмотрено девять земельных участков, остановились на участке “Сад села Всехсвятского”, принадлежавшем А.Н. Голубицкой (бывший М.А. Софиано). 21 ноября 1914 г. участок был приобретен по решению Городской Думы за 271 тыс. рублей в городскую собственность, а вскоре получено согласие Великой княгини Елисаветы Феодоровны и изволение государя принять устраиваемое Братское кладбище под ее покровительство. 10-го декабря С.В.Пучков докладывал о состоянии дел самому государю, находившемуся в Москве, информация была принята благосклонно, и, кроме того, государь распорядился прирезать восемь десятин земли из владений Ведомства Удельного и Государственных имуществ и открыть прямой проезд от Петроградского шоссе к кладбищу.

Планировкой кладбища занимался инженер С.С. Шестаков, ознакомившийся с опытом создания подобных некрополей-мемориалов в Петрограде, Риге и Севастополе. В начале 1915-го года в работу по собственной инициативе включился известный городской архитектор, гласный Городской Думы, Роман Иванович Клейн. По его замыслу “все кладбище должно представлять собою один величественный всероссийский памятник-пантеон самоотверженным героям, покрывшим неувядаемыми лаврами славы и русское воинство и русскую землю”. При этом предлагалось собрать на территории кладбища “в отдельных музеях все, что относится к переживаемому нами необычайному событию и представляет собою исторический интерес, как для уяснения общего хода событий, так и для характеристики отдельных эпизодов и лиц, принимавших в них участие.” (7, С. 9) По замыслу Р.И. Клейна, к стоящему в центре кладбища храму должны примыкать две галереи, в которых располагались бы музеи – один для литературы переживаемого момента, а другой для трофеев, “взятие которых во многих случаях может быть связано с подвигами погребенных на кладбище героев.” Предполагалось привлечь к разработке проекта и оформлению мемориала лучшие художественные силы России.

15-го февраля 1915 г. состоялось торжественное открытие Братского кладбища, освящение временной часовни и первое погребение. В церкви находившегося неподалеку[4][4] Сергиево-Елисаветинского трудового убежища преосвященным Димитрием, епископом Можайским, была отслужена литургия. На открытии присутствовали августейшая покровительница Елисавета Феодоровна, московский генералитет во главе с командующим войсками округа А.Г. Сандецким, главноначальствующий Москвы А.А. Андрианов, главноначальствующий Московской губернии гр. Н.Л. Муравьев, военный комендант Т.Г. Гарковенко, губернский предводитель дворянства А.Д. Самарин, Городской Голова М.В. Челноков, гласные Думы, иностранные консулы Великобритании, Франции, Бельгии, Японии и Сербии. Церемония открытия кладбища включала погребение первых пятерых героев: сотника В.И. Прянишникова и нижних чинов Ф.И. Папкова, А.И. Анохина, Е.И. Гутенко и Я.Д. Салова. Первый гроб несли георгиевские кавалеры, второй – консулы союзных государств, третий и четвертый – городские гласные, а пятый, с телом сотника Прянишникова, – генералитет. У могил отслужили литию, прогремел ружейный и пушечный салют. К временным деревянным табличкам возложили венки.

В апреле 1915-го года был открыт и отдельный участок Братского кладбища – единственный в городе некрополь сестер милосердия. Первой оказалась погребена погибшая на передовой сестра милосердия О.И. Шишмарева. На надгробной плите была сделана надпись: “Ольга Николаевна Шишмарева, 19-ти лет, сестра милосердия перваго сибирскаго отряда Всероссийскаго союза городов, скончалась 28-го марта 1915-го года от смертельной раны, полученной на передовых позициях”.

15-го февраля 1915 г., в день открытия мемориала, была освящена временная часовня, призванная обслуживать молитвенные потребности приходящих на кладбище до возведения основного храма-памятника. Осуществление проекта такого храма (над ним работал архитектор Р.И. Клейн) оказалось делом нескорым и требующим серьезных вложений. Но вопрос о кладбищенской церкви разрешился весьма скоро с неожиданной стороны. В начале июля 1915 г. в Городскую Думу обратились с заявлением супруги А.М. и М.В. Катковы, потерявшие на войне двоих сыновей, и предложили соорудить храм на свои средства на следующих условиях: 1) Храм созидается во имя Преображения Господня с приделами во имя Архангела Михаила и Андрея Первозванного; и 2) Храм должен быть построен по одобренному храмоздателями проекту архитектора А.В. Щусева. Сыновей звали Михаил и Андрей, а погибли они в канун праздника Преображения, 6 августа 1914 г. В первую годовщину гибели братьев-воинов была произведена закладка храма, приделы освятили 15 января 1917 г., а главный престол – в 1918 г. В день закладки состоялся молебен и Крестный ход, а в основание будущей церкви положили металлическую доску – “в память и первую годовщину смерти сыновей Михаила и Андрея, павших в славном бою с германцами в Восточной Пруссии”.