Смекни!
smekni.com

Храмы-памятники Москвы (стр. 2 из 5)

Неподалеку от церкви Вознесения, на противоположной стороне большого оврага видна еще одна достопримечательность шестнадцатого столетия — церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи, что в бывшем селе Дьякове. Вокруг центрального восьмигранного столпа собрались в симметричной композиции четыре меньших столпа-придела, по форме напоминающих главный храм. Исследователи сходятся на том, что эта церковь изначально поставлена как памятная, но расходятся в определении самого памятного события. Чаще всего ее связывают с венчанием на царство Ивана IV Грозного в 1547 году. Другое мнение — это также моленный храм Василия III о даровании наследника. И тогда освящение центрального престола (по нему называют и всю церковь) в память Иоанна Предтечи должно выражать желание Василия иметь наследника, тезоименитого Ивану Калите как основателю династической линии московских великих князей ( Дома Калитовичей.)

Наконец, третий, и самый знаменитый, храм как бы совместил в себе архитектурные черты обоих предшественников — он представляет собою сложную композицию, в центре которой находится высокая шатровая церковь, а вокруг столпообразные престолы, только числом не четыре, как в Дьякове, а восемь. Мы имеем в виду знаменитый собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву (иначе собор ВасилияБлаженного), на Красной площади. Ставший едва ли не самым знаменитым московским памятником древней архитектуры, храм этот создавался тоже как памятник — о падении Казанского ханства и взятии Казани Иваном Грозным. По мере одержания побед во время казанского похода в 1552 году на этом почетном месте появлялись один за другим небольшие деревянные храмы, посвященные тем святым и православным праздникам, на дни которых пришлись военные победы русского войска. Главный же штурм сильно укрепленного города был приурочен к одному из наиболее значительных праздников на русской земле — Покрова Богородицы, отмечаемому 1-го октября ст. ст. Позднее, по возвращении в Москву, царь Иван велел поставить, как отмечала летопись, восемь "заветных" каменных престолов взамен временных деревянных церквей объединенных в единую композицию, с главным, Покровским, престолом в центре. Однако, следуя чувству гармонии, зодчие создали симметричный ансамбль из девяти престолов, образующих в плане два сдвинутых относительно друг друга креста, наложенных на одну ось — центральный престол Покрова. При этом каждый столп-престол имеет свое архитектурное лицо, и все сооружение, получившее позднее яркую раскраску с "перевитыми" главами, выглядит одновременно и как воплощение "райского града Иерусалима" и как единый памятник, объединенный одной композицией и одной идеей исторического мемориала. Строительство этого сложного сооружения продолжалось с 1555 по 1561 гг. Авторами его часто называют мастеров Барму и Постника, хотя достоверных сведений ни них, ни об их авторстве в документах нет. Позднее к многоглавому храму пристроили еще один придел над могилой весьма чтимого местного московского святого Василия Блаженного, который был постоянно открыт для посетителей, в отличие от остальных, и постепенно название этого маленького придела в северо-восточной части храма перешло на сам храм. Теперь уже лишь специалисты называют всю церковь правильно, по главному престолу — Покрова Богородицы на Рву (последнее слово напоминает о глубоком рве проходившем в древности вдоль восточной стены Кремля). В обиходе же прочно закрепилось название собор Василия Блаженного. Иногда называют его и "каменным цветком" — так и оставшимся неповторенным архитектурным шедевром древней Москвы.

Рубеж XVI-XVII вв. был отмечен перестройкой, а точнее надстройкой до рекордной высоты (81 метр) церкви Иоанна Лествичника в Кремле. Теперь она стала известна как Иван Великий или Годунов столп. И самим фактом строительства высочайшего в городе сооружения и с помощью специальной надписи царь Борис Годунов решил утвердить себя и сына-наследника как авторитетных и законных держателей престола. Мемориальная надпись на пояске поверх барабана гласит: “Изволением Святыя Троицы повелением Великого Государя царя и Великого князя Бориса Федоровича всея Руси самодержца и сына его благоверного Великого государя царевича и Великого князя Федора Борисовича всея Руси храм совершен и позлащен во вторы лето государства их 7108”.

Окончание Смуты и избавление от поляков было отмечено в первой трети семнадцатого столетия строительством недавно возрожденного (он был разрушен большевиками ради строительства столовой и туалета) собора Казанской Иконы Богоматери на Красной площади. Список с чудотворной иконы находился в ополчении кн. Д. Пожарского и после взятия Москвы ополченцами в 1612 году был установлен в Успенском соборе Кремля, а затем для него усердием князя был построен собор на Красной площади. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове, в имении князя была поставлена на месте войскового молебна перед битвой за Москву тоже как памятник событиям 1612 года.

Памятником избавления от поляков был и заложенный по обету царем Михаилом Федоровичем храм Казанской иконы Божией Матери вселе Коломенском (там в 1610 г. стоял Сапега). Нынешний храм был построен в начале 1650-х гг. и приобрел дополнительное мемориальное значение — 100-летие присоединения Казани к Московскому государству (ведь именно в Казани в конце XVI в. был обретен чудотворный образ Казанской Богоматери), о чем была сделана памятная надпись под крестом.

О царе Михаиле Романове напоминает также Знаменский монастырь. Некоторые исследователи связывают его основание с рождением наследника — будущего царя Алексея Михайловича Тишайшего. Так, И.И. Казакевич пишет: “В 1626 г. значится еще домовая церковь Знамения. Большие подношения, сделанные в 1629 г. царем Михаилом Феодоровичем, дарственные его матери склоняли исследователей к мысли, что преобразование церкви в монастырь было связано с рождением наследника — будущего царя Алексея Михайловича. Вновь основанный монастырь получает во владение усадьбу бояр Романовых со всеми существующими на ней постройками”[i][1]

Покровом Пресвятой Богородицы был спасен город от подступившего к нему войска гетмана Сагайдачного. В день Покрова, первого октября 1618 года, подступивший к Арбатским воротам Белого города враг отступил, и царь Михаил дал обет поставить храм в благодарность заступничеству Царицы Небесной. Таким храмом стала церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове, хорошо известная жителям северо-востока Москвы (Бакунинская ул., 83). Еще более знакома нашим современникам церковь Троицы в Листах, в конце улицы Сретенки, но, наверное, мало кто знает, что она являет собою памятник избавления от Степана Разина. На ее строительство царь Алексей Михайлович в 1657 г. пожаловал 150 тыс. кирпичей в благодарность Богу “за поимку стрельцами бунтовщика Стеньки.”

При Петре I, как уже говорилось, на русской земле стали появляться скульптурные монументы в классицистическом духе, но это не означало отказа от православной традиции строительства памятных церквей. Недаром на месте Полтавской виктории Петр распорядился поставить и храм, и скульптурный монумент. Так и в Москве о военных победах Петра напоминает знаменитый сегодня кафедральный собор Богоявления вЕлохове, заложенный царем в 1712 г. в память присоединения к России прикаспийских земель. Городское предание связывает с Полтавской победой нарядную разноцветную церковь Иоанна Воина на Якиманке. Считают, что она построена неподалеку от прежней, затопленной разливом реки, по указу Петра в соответствии со сделанным высочайшею рукою эскизу.

В восемнадцатом веке заявляет о себе получившая позднее распространение традиция мемориального храмоздания, связанного с особами Императорской фамилии. Есть мнение, что поражающая своими яркими барочными формами церковь Святого Климента епископаРимского в Замоскворечье, у станции метро Третьяковская, являет собою памятник восшествию на трон императрицы Елизаветы Петровны. Дело в том, что день дворцового переворота, осуществленного гвардейцами-преображенцами совпал с праздником Св. Климента, и в С.-Петербурге появилась Климентовская полковая церковь. Возможно, что и в нашем городе престол Св. Климента был заложен по воле участника дворцового переворота 1741 года Алексея Петровича Бестужева-Рюмина, владевшего участком земли в Замоскворечье.

Пожалуй, одним из наиболее ярких объектов мемориализации за всю российскую историю стала Отечественная война 1812 года. Начало связанной с нею мемориальной кампании было положено Манифестом Государя Императора Александра I, изданном непосредственно после изгнания Наполеона с территории Империи 25-го декабря 1812 г. и извещавшем подданных об изгнании врагов. Одновременно ставился вопрос об увековечении избавления от Наполеона. Манифест назывался "О построении в Москве церкви во имя Христа Спасителя в ознаменование благодарности к Промыслу Божию за спасение России от врагов". В нем говорилось: "В ознаменование благодарности нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели, вознамерились мы в первопрестольном граде нашем Москве создать церковь во имя Спасителя Христа."[ii][2] Первый проект, подготовленный А.Л.Витбергом к 1817 г. для воплощения на Воробьевых горах, осуществлен не был, а предшественник ныне воссозданного храма был заложен в 1839 году, а освящен в 1883 г.