Когда автор настоящей публикации продиктовал название ее по телефону своему товарищу, тот переспросил “храмы и памятники?”. Это характерно. Понятие храм-памятник встречается чаще в узком кругу специалистов. Когда сегодня мы слышим слово “памятник”, то чаще всего представляем себе всеми любимого бронзового Пушкина, склонившего голову на главной улице города или иной скульптурный монумент. С другой стороны, если речь идет о сохранении старины, то все согласятся, что любой старый храм — тоже памятник, но памятник старины, памятник архитектуры и истории. А вот является ли памятником храм Святого Мученика Георгия Победоносца на Поклонной горе, рожденный всего-то несколько лет тому назад? Несомненно. Ибо этот храм изначальносоздавался как памятник, памятник Победы 1945‑го года. Вот о таких храмах-памятниках, иначе говоря, мемориальных храмах (а также монастырях, часовнях) мы хотели бы рассказать. Ведь светская традиция увековечения событий и исторических лиц путем постановки скульптурных монументов получила распространение в России лишь в петровскую эпоху. В нашем же городе первый скульптурный городской памятник — героям ополчения 1612-го года гражданину К. Минину и князю Д. Пожарскому — появился и того позже, лишь в 1818 году.
А как же обстояло дело с увековечением событий прежде на Руси? Наши предки, стараясь сохранить память о том или ином событии, ставили памятные престолы, то есть храмы, часовни или отдельные церковные приделы. При этом обратите внимание, в любом православном храме уже изначально заложено немало памятного — престолы освящаются в память определенных святых и событий Священного Писания и истории Церкви. То же касается устройства богослужебных кругов (циклов), когда каждый день года и недели верующие вспоминают определенные события, ангелов, святых, земную жизнь Господа Иисуса Христа и Богородицы. Но затем сооружение храмов и отдельных престолов начинает увязываться и с современными храмоздателям событиями.
При этом помимо простого напоминания о событии, как это происходит в светских скульптурно-архитектурных мемориалах, храм-памятник всегда несет в себе идею молитвенного благодарения за помощь (благодарственные храмы) или прошения о ниспослании благ свыше (т.н. моленные храмы), или молитвенного поминовения усопших (не случайно и хоронили прежде под полом церкви или рядом). Хотя и назидательная функция имела место. Достаточно вспомнить Святого Преподобного Сергия Радонежского, во времена братоубийственных феодальных войн поставившего храм (будущий Троице-Сергиев монастырь) “дабы взиранием на Святую Троицу прекратилась ненавистная рознь мира сего”. В народной памяти сохранился мемориальный характер некоторых выдающихся храмов нашего города, вроде собора Покрова на Рву (более известного как собор Василия Блаженного), колокольни Иван Великий, подкупольная надпись которой напоминает нам о ее строителе царе Борисе и его сыне Федоре. Но немногие знают сегодня, что изначально мемориальный характер носили очень многие престолы московских церквей, однако со временем память об этом поистерлась, особенно если ставили их в память о частных лицах, родственники которых на свои средства построили церковь, или часовню, или отдельный придел в помин души усопшего ближнего. Поэтому новое открытие таких фактов могло бы составить, на наш взгляд, отдельное направление в современном москвоведении. Сам автор, приведя в настоящей публикации часть материала из собираемого им массива данных по мемориальным сооружениям Москвы, Подмосковья и Санкт-Петербурга, тем не менее, никак не претендует на исчерпанность данной темы. Нельзя при этом не помянуть покойного П.Г. Паламарчука, чья Краткая иллюстрированная история московских храмов (“Сорок сороков”) весьма продвинула нас в этом направлении, также как и работы проф. А.Ч. Козаржевского (Московский православный месяцеслов. М., 1995), С.К. Романюка (Москва. Утраты. М., 1992), М.В. Нащокиной (Храмы-памятники русской воинской славы// Памятники Отечества.–1988.–№ 1), Л.Р. Вайнтрауб, М.Г. Карповой, В.В. Скопина (Святыни православной Москвы. Храмы Северного округа. М.,1997).
Обратимся вначале к древнейшим московским храмам-памятникам.
Древнейший московский монастырь, Свято-Данилов, был основан в конце XIII в. князем Даниилом Московским в память своего небесного покровителя Даниила Столпника. Позднее в монастыре появился престол во имя самого Святого Благоверного князя Даниила, причисленного к лику святых. Для наших современников эта московская обитель уже прочно ассоциируется с памятью о князе так много сделавшем для нашего города. Не случайно теперь неподалеку установлен скульптурный памятник Святому Благоверному князю Даниилу Московскому.
Важное место в городской мемориальной среде занимают военные мемориалы, поставленные в благодарность за одержанные победы и в помин души погибших воинов. В память Куликовской битвы были поставлены возрождаемый ныне собор Рождества Пресвятой БогородицыРождественского монастыря (основан в 1386 г. вдовой князя Андрея Ивановича Серпуховского Марией Кестутьевной) и известный москвичам храм Всех Святых на Кулишках (на нынешней Славянской площади. Конечно, позднее эти церкви, как и многие другие, были перестроены, но от этого не утратили своего памятного характера. И сегодня москвичи приходят поклониться могилам православных иноков-воинов Пересвета (в схиме Александра) и Осляби (в схиме Андрея) в церковь РождестваБогородицы в Старом Симонове. Если глянуть на Кремль с Большого Каменного моста, то можно заметить золотую главку церкви РождестваБогородицы с приделом Св. Лазаря во дворе Большого Кремлевского дворца. Ее называют самым старым сохранившимся (правда, отчасти) сооружением нашего города. А поставлена она была в 1392 году (древнее нынешних кремлевских стен!) Великой Княгиней Евдокией в память победы на Куликовом поле и избавления от татарского хана Мазовши. Есть и другие храмы, посвященные чудесному избавлению города от врагов заступничеством Пресвятой Богородицы. Это собор Владимирской иконыБожией Матери Сретенского монастыря, поставленный на месте, где москвичи встречали главную святыню Русской земли — Владимирскую икону Пресвятой Богородицы, избавившей город от завоевателя Темир-Аксака (Тамерлана) в 1395 г. Улица Сретенка (от древнерусского "сретение" – встреча) сохранила свое название по сей день. О чудесном избавлении от нашествия крымского хана Казы-Гирея напоминает т.н. Старый соборДонской иконы Божией Матери в Донском монастыре. Все знают маленький храм Ризоположения рядом с Успенским собором московского Кремля. Эта домовая церковь митрополита Ионы (позднее перестроена) была освящена в память праздника Положения Ризы Божией Матери во Влахерне. Именно в этот день, второго июля 1351 года, приблизившееся войско Мазовши неожиданно отступило от Москвы. Событие получило название “скорой татарщины”, а наименование храма приобрело мемориально-благодарственный характер.
Как мы знаем, окончательное избавление от ига принесла не Куликовская битва, а событие, произошедшее через столетие и известное как “стояние на Угре”. Хан ахмат тогда отступил перед русскими ратями 11-го ноября 1480 года, в день совершения памяти Святого Мины. Некоторые исследователи считают, что придел Св. Мины в церкви ЗачатияАнны, что в углу Китайгородской стены (возле нынешней гостиницы Россия) был сооружен в память этого события.
Но не только военные угрозы мешали жизни города. Сегодня мало кто знает, что известный позднее как великокняжеская усыпальница Архангельский собор Московского Кремля является наследником более древнего собора, поставленного Иваном Калитою в память об избавлении Москвы от сильного голода в 1333 году.
Целый ряд храмов и монастырей вошел в историю Руси как обетные, т.е. поставленные по обету в благодарность за чудесную помощь свыше. Таков Спасо-Андроников монастырь, основанный, как известно, Святителем Алексием по возвращении в Москву из Константинополя в память чудесного спасения во время бури на море, о чем усердно молился Святитель. Не менее чудесное событие послужило к основанию несохранившегося Чудова монастыря в Кремле. Святитель Алексий, имевший огромный авторитет даже среди иноверцев-татар, был вызван в Орду для попытки исцеления ханши Тайдулы от слепоты по его молитвам. После отслуженного молебна татарская царица прозрела! На принадлежавшем татарам участке земли в московском Кремле, который благодарная Тайдула подарила Святителю Алексию, он заложил монастырь в честь Чуда Архангела Михаила в Хонех (1358/60 гг.)
К этому же типу мемориальных храмов относится собор Смоленской иконы Божией матери, с которого начинался Новодевичий монастырь. Он напоминает о данном Василием III после возвращения Смоленска под власть Москвы обете поставить храм на месте состоявшегося когда-то прощания москвичей с иконой Смоленской Божией Матери при передаче ее смолянам.
Век шестнадцатый оставил нам три выдающихся в архитектурном отношении храма-памятника на московской земле. Все они имеют непосредственное отношение к личности человека, именем которого иногда и называют само столетие — век Ивана Грозного.
На высоком берегу Москвы-реки неподалеку от знаменитого села Коломенского, ставшего загородной резиденцией русских государей вознеслась ввысь церковь, стройные формы которой вместе с замечательным местоположением создают устойчивую связь с ее именем — храм Вознесения Господня. Взгляд подплывающего к Коломенскому с реки путешественника, взяв "разбег" на высоком речном утесе, скользит по высокому четверику, переходящему в восьмерик и далее по упруго и стремительно выталкиваемому сквозь розетку листочков-закомар замечательному шатру, и— почти не задержавшись на крошечной главке, устремляется ввысь, к небу. Благодаря невиданному доселе каменному шатру, значительной высоте (41 м), а главное, удивительно стройным формам этот храм стал одним из символов древнерусской архитектуры. Львовская летопись свидетельствовала о нем: "Бе же церковь та велми чудна высотою и красотою и светлостию, такова не бывала прежде на Руси". Освящена она была, по той же летописи, в 1532 г., а вот дата закладки ее остается неизвестной. Одни историки считают, что это храм моленный, поставлен Василием III как просьба о даровании наследника в 1529 г., другие же датируют его 1530-м годом — годом рождения сына Ивана (будущего царя Иоанна Грозного), и тогда этот храм выражает благодарность великого князя Василия о даровании долгожданного наследника.