Смекни!
smekni.com

Тверская улица (стр. 2 из 5)

Однако облик современной Тверской в большей мере определяет уже знакомый нам неоклассический стиль. Он прочно “прописался” здесь в ходе новой застройки улицы Горького по Генплану 1935 года. Сегодня множество людей и машин несутся по улице и им порою бывает тесновато. Москва растет... А ведь в предвоенные годы улица Горького была расширена в 2,5 раза против прежней Тверской! (Попробуйте угадать ее прежнюю ширину на участке, где мы идем. А теперь прикиньте нынешнюю. Было около двадцати метров, а теперь почти полсотни! Точнее, сорок восемь с половиной.)

Как же расширяли главную улицу столицы? Это интересная страничка истории города. Левая сторона в этом месте осталась нетронутой. А на правой в 1937-38 годах началось возведение двух длинных импозантных жилых зданий (№№ 4 и 6) по проекту архитектора А.Г. Мордвинова. При этом строительство новых домов велось позади стоявших по старой красной линии домов! Потом четырнадцать старых строений сломали, и фасады новых домов образовали новую границу улицы.

Но происходили и еще более интересные градостроительные операции. При строительстве дома № 6 в 1938 г. решили сохранить памятник архитектуры начала века (1907 г., арх. И.С. Кузнецов) — бывшее подворье (гостиницу) Саввино-Сторожевского монастыря (Знатоки Подмосковья, вспомните-ка заодно — в каком древнем городе он находится). И вот, четырехэтажное жилое здание весом 23 тонны было передвинуто вглубь квартала на 50 метров без отселения жильцов! Под основание дома подвели специальные рельсы, и с помощью домкратов дом потихоньку поехал... Метод был разработан инженером Э. Генделем.

Но этим домом дело не ограничилось. В те же годы, а также в послевоенный период в нашем городе были передвинуты еще несколько домов — на улицах Горького, Серафимовича (у Большого Каменного моста), Люсиновской. В 30-е годы вся Москва обсуждала эти “переезды” домов как сенсацию. Старшее поколение москвичей хорошо помнит детское стихотворение Агнии Барто “Дом переехал”— о мальчике Семе, вернувшемся в Москву из пионерского лагеря и не нашедшем на месте собственного дома:

Сема бросился к соседям,

А соседи говорят:

Мы все время, Сема, едем,

Едем десять дней подряд.

Тихо едут стены эти,

И не бьются зеркала,

Едут вазочки в буфете,

Лампа в комнате цела

Очевидцы свидетельствовали, что в этих строчках не было никакого преувеличения. Все шло удивительно гладко.

Так старый дом № 6 оказался позади выстроенного впереди него нового жилого корпуса на 158 квартир. Давайте пройдем через арку нового дома и рассмотрим бывшее Саввинское подворье поближе. Можно всю жизнь бегать по Тверской в магазины и на работу, не подозревая, что в глубине двора таится такой интересный дом, образец так называемого неорусского стиля. Этот стиль проявил себя во второй половине XIX — начале XX вв., в эпоху эклектики и модерна, когда архитекторы, вдохновляясь памятниками архитектуры Древней Руси, использовали некоторые элементы древней архитектуры в отделке современных зданий. Часто такие дома несут в себе что-то сказочное. Посмотрим, что говорит нам о бывшем подворье современный архитектурный путеводитель (И.Л. Бусева-Давыдова, М.В. Нащокина, М.С. Астафьева‑Длугач ”Москва. Архитектурный путеводитель”.– М.: Стройиздат,1997): “Здание замечательное во многих отношениях /.../ вместе с хрестоматийным домом Перцова, Ссудной казной, Ярославским вокзалом и Марфо-Мариинской общиной может быть отнесено к числу лучших построек этого направления в Москве/.../ Если декор и композиция центральной и боковой (проездной) арок восходят к крепостной архитектуре Ростова, общий абрис и декор центрального объема более всего напоминает, правда, в ином масштабе, неповторимый московский Крутицкий теремок, сплошь покрытый изразцами.” (Мы не побоялись привести эту выдержку из научно-краеведческого издания, надеясь, что после нескольких лет изучения москвоведения в школах города даже юные наши читатели, по крайней мере, с помощью учителя сумеют вспомнить, где находятся перечисленные выше памятники неорусского стиля.)

Вернувшись на улицу, обратим внимание на нарядно оформленные дома на противоположной стороне Тверской (№№ 9 и 11). Автор первого архитектор А.Ф. Жуков, второго — В.С. Андреев. Эти дома — памятники людской самонадеянности. Да, да, вы не ослышались. Обратите внимание на цокольную часть (основание) зданий. Она облицована крупными глыбами гранита, в классицистической традиции. Так вот, этот гранит был завезен гитлеровцами из Финляндии осенью 1941 года. Москва, казалось им, вот-вот падет, и тогда здесь будет возведен памятник павшей русской столице и доблести воинов Третьего рейха. Для памятника и предназначался гранит. Но прошло несколько лет, и несостоявшиеся победители под охраной конвоя и под любопытными взглядами москвичей уже в качестве военнопленных возводили и облицовывали “историческим” гранитом жилые дома на главной улице Москвы.

Мы с вами достигли Тверской площади, которая, возможно, претендовала бы быть главной, если бы у нас не было Кремля и Красной площади. Ведь здесь работает исполнительный орган городского самоуправления и государственной власти в Москве — мэрия во главе с мэром столицы Ю.М. Лужковым. Адрес “Тверская, 13”, наверняка, известен многим. Кстати, так называется и популярная московская газета, орган городской администрации. Строилось здание нынешней мэрии в 1770-х гг. знаменитым мастером московского классицизма Матвеем Федоровичем Казаковым как дом генерал-губернатора графа З.Г. Чернышева, а в 1939 г. тоже передвинуто на 13 метров при расширении улицы. В 1946 году дом надстроили двумя этажами, старшее поколение помнит его как Моссовет, высший орган городской власти в советское время. Тогда и площадь называлась Советской. На фасаде большая мемориальная доска, напоминающая о выступлениях В.И. Ленина с балкона этого здания.

Левое крыло дома № 6, выходящее на площадь, при реконструкции включило в себя перестроенное старое здание бывшей гостиницы “Дрезден”. Уже скоро полвека как здесь работает центральный аппарат Главмосстроя, главной городской организации, отвечающей за гражданское строительство в Москве.

Другая достопримечательность площади — памятник основателю Москвы князю Юрию Долгорукому. Почему мы считаем этого князя основателем горда? Ведь Москва не была основана целенаправленно и в одночасье, как, скажем, Петербург. Когда возникло первое поселение на Боровицком холме, сказать точно невозможно. Но большинство историков считает, что определенно ранее середины двенадцатого века. Однако все знают (Ведь недавно мы отметили 850-летие нашего города), что датой основания Москвы считается 1147 год. Откуда же эта цифра? Дело в том, что москвичам тоже хотелось, чтобы их родной город имел свой “день рождения”. И тогда решили считать таким днем дату первого летописного упоминания о Москве. В Ипатьевской летописи упоминается о том, что Суздальский князь Юрий Владимирович по прозвищу Долгорукий (Если забыли, выясните в школьном учебнике, за что его такпрозвали) весною 1147 года, в пятый день (“Похвалы Богородицы”) Великого поста (историки установили, что в тот год этот православный праздник приходился на четвертое апреля) пригласил черниговского князя Святослава Олеговича на совет в Москву. Есть сведения о том, что чуть позже Юрием были построены первые деревянные укрепления, превратившие Москву в собственно город(Надеемся, что вы помните происхождение этого слова, если нет — нетрудно догадаться. А тех, кто хочет разобраться в сплетении легенд и летописных свидетельств о начале Москвы, отсылаем к книге известного историка О.М. Рапова “Кто срубил град Москву на Боровицком холме”.— М., 1997).

Так что, теперь мы можем отмечать день рождения города. Вы можете спросить, почему 850-летие Москвы праздновалось осенью? Дело в том, что первый выходной сентября — традиционно отмечается День города — добрая традиция, установленная нашим мэром. Это время наиболее удобно — погода хорошая, лето еще не совсем ушло, но москвичи уже вернулись из отпусков и с каникул. Кстати, знаете ли вы, что восьмисотлетие Москвы торжественно отмечалось в 1947 году тоже в начале сентября?

Тогда же, во время торжеств 7 сентября 1947 года здесь на площади был заложен памятник суздальскому князю Юрию Долгорукому как основателю Москвы. Еще шесть лет ушло на подготовку проекта памятника и его отливку. Открыт он был летом 1953 года. Авторы конного памятника князю — скульпторы С.М. Орлов, А.П. Антропов и Н.Л. Штамм.

А знаете ли вы, что до 1941 года на этом же месте находился совершенно иной монумент — так называемый памятник Советской конституции? Иначе его называли обелиском Свободы. Свободу олицетворяла женская фигура, за спиной которой и высился собственно обелиск. Так что, можно сказать у нас тоже была своя “Статуя Свободы”, правда, размером поменьше американской и не столь прочно сделанная. Изготовили ее из недолговечных материалов в 1918 году в честь принятия первой Советской конституции по проекту скульптора Н.А. Андреева и архитектора Д.П. Осипова — того самого Осипова, который чуть позже выиграл конкурс на проект первого московского крематория, предложив переделать для этих целей здание Серафимовской церкви в Донском монастыре. В отличие от крематория, дожившего почти до наших дней, памятник Конституции был разобран за ветхостью перед началом Великой Отечественной войны. Однако следы памятника остались в современной Москве! Идя по Большому Каменному мосту, обратите внимание на рельефные вставки-медальоны ограды моста. Где-то смутно, замазанные краской, а где-то еще рельефно выделяются пышногрудые женские фигурки на фоне обелисков. Нынешний мост строился в довоенные годы и был украшен изображениями памятника Советской Конституции.