Не торопитесь идти дальше. Наш рассказ о памятниках Тверской площади еще не закончен! В городе Ярославле есть интересная традиция —городские власти вывешивают на домах одну под другой несколько табличек с названиями, которые носила данная улица или площадь в разные эпохи. Если сделать то же самое у нас, то под современным (оно же самое старое) названием “Тверская площадь” надо будет подписать “Советская”, а еще ниже — “Скобелевская”. О Советской мы уже сказали, а вот, откуда Скобелевская?
Так площадь называлась в 1912‑1918 годах, когда здесь на месте Долгорукого стоял памятник одному из наиболее популярных в старой России военачальников — генерал-адьютанту Михаилу Дмитриевичу Скобелеву, более известный как “памятник Белому Генералу”. М.Д. Скобелев отличился во время среднеазиатских операций в семидесятые годы прошлого столетия (там и снискал у местных прозвище Белого генерала), но настоящую любовь среди не только своего, но и других славянских народов снискал, командуя отрядом, а затем дивизией во время русско-турецкой войны за освобождение Болгарии в 1877-78 г.г.
По признанию современников, это был истинно народный памятник. 10 июля 1907 года на заседании Городской Думы гласный Н.А. Шамин напомнил, что 25 июня исполнилось 25 лет со дня смерти М.Д. Скобелева и предложил как то увековечить память о любимом герое в городе, где он скончался. Среди предложений были открытие музея, наименование учебных заведений, учреждение именной стипендии и, наконец, сооружение памятника. По поводу памятника были серьезные сомнения, т.к. в городе до сих пор не было даже монументов героям войны 1812 года, да, к тому же М.Д. Скобелев не являлся постоянным жителем Москвы, шансов собрать средства по подписке, казалось, мало. Тогда сторонники сооружения решили подключить военное ведомство, и это решило дело. Начальник Николаевской Академии Генерального штаба в Петербурге генерал-майор Д.Г. Щербачев возглавил специально созданный Высочайше утвержденный комитет. Далее между думцами и военными возникли разногласия по поводу выбора места для монумента. Военные настаивали на Тверской площади, напротив здания Московского Генерал-губернаторства. Думцы протестовали, считая, что это слишком стесненное место и предлагали свои варианты: или возле Трехсвятительской церкви у Красных ворот, в которой отпевали М.Д. Скобелева, или возле Плевенской часовни, что позволит постепенно сформировать там целый мемориал, посвященный дружбе славянских народов. Император Николай II разрешил спор, наложив на докладе Военного министра резолюцию: “В Москве на Тверской площади”. По условиям объявленного проектного конкурса композиция памятника должна была включать конную статую генерала на постаменте с барельефами из боевой жизни генерала и надписями. На лицевой стороне предлагалась надпись “Михаилу Дмитриевичу Скобелеву. 1843 - 1882”, а на обратной — слова из напутствия М.Д. Скобелева солдатам под Плевной: “Напоминаю войскам, что скоро и нам может предстоять боевое испытание: прошу всех об этом знать и крепить дух молитвою и размышлением, дабы свято до конца исполнить, что требует от нас долг присяги и честь имени русского”.
Победителем конкурса, на который было представлено 27 проектов, оказался скульптор-любитель, отставной подполковник Петр Александрович Самонов. В августе 1910 г. проект стоимостью 150 тысяч рублей был утвержден к исполнению. Автор памятника изобразил боевого генерала в момент атаки, на вздыбленном коне, взмахнув шашкой тот увлекает в атаку бойцов. Справа от статуи была помещена группа фигур, изображавших защиту знамени от басурман во время среднеазиатских походов, а слева — группа бойцов, идущих на турок во время Балканской войны. Постамент изображал крепостной бастион, преодолеваемый атакующими.
Памятник был торжественно открыт 24 июня 1912 года.. На площади были построены войска, отслужили молебен, из близлежащей церкви Косьмы и Дамиана прошел Крестный ход, в заключение были возложены венки, в том числе от болгарской депутации, возглавляемой министром внутренних дел Лючкановым. По окончании церемонии, новый памятник был передан в ведение Московского Городского Общественного Управления.
Установка памятника стала выглядеть промыслительно, когда вскоре после его открытия, осенью 1912 года, вспыхнула новая, т.н. Вторая Балканская война — между славянами и турками.
Дальнейшая судьба памятника трагична. Несмотря на народный характер и художественные достоинства, при советской власти его включили в число подлежащих сносу. Историк Москвы С.К. Романюк пишет: “Этот памятник открыл собою скорбный синодик [Поминальный список‑ Авт.] погибших памятников во время советской власти. Его начали разрушать уже летом 1918 года. Как писали тогда в газетах, сносом занялись, якобы, сами рабочие по своей инициативе, без всякого принуждения со стороны новых властей.” На самом деле началось исполнение декрета Совнаркома “О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг и выработке проектов памятников Российской социалистической Революции”.
Следующий отрезок главной улицы Москвы в нынешнем виде почти полностью сформирован в ходе воплощения первого Генплана реконструкции города. Левая сторона являет собою два протяженных дома (№№ 15 и 17), построенные в предвоенные года уже знакомым нам архитектором А.Г. Мордвиновым. В доме № 15 жили известный театральный деятель, в 1940е – 60-е гг. главный режиссер Театра им. Моссовета Юрий Завадский и замечательный поэт, автор поэмы “Василий Теркин” Александр Твардовский, а в доме № 17 — композитор, пианист Александр Гольденвейзер и скульптор Сергей Коненков. Квартиры последних двух превращены в мемориальные музеи. Музей-квартира А.Б. Гольденвейзера, филиал Государственного центрального музея музыкальной культуры им. М.И. Глинки, открыт ежедневно с 11.00 до 18.00, в четверг — с 14.00 до 17.30, выходные понедельник, вторник. Музей-мастерская С.Т. Коненкова работает ежедневно, кроме понедельника, вторника с 11.00 до 18.30.
Однако лидером по числу мемориальных досок в память знаменитых жильцов на Тверской являются не эти дома, а их собрат — дом № 8, построенный тем же архитектором в те же года и наверняка знакомый многим москвичам по “фирменному” городскому книжному магазину “Москва”. Если вы еще не бывали там, имейте в виду — это один из центров книготорговли краеведческой литературой. В доме жили писатели Вячеслав Шишков, Илья Эренбург, и “один из зачинателей поэзии социалистического реализма”, как о нем сказано в Советском энциклопедическом словаре, Ефим Придворов, взявший себе псевдоним Демьян Бедный. Такого рода псевдонимы были в моде у советских литераторов в 1920-е гг. Были и Голодный и Безродный, так что М. Булгакову не требовалось в те годы много фантазии, чтобы назвать своего героя-литератора в “Мастере и Маргарите” Иваном Бездомным. С годами имя Демьяна Бедного стало символом воинствующей поэтической безвкусицы. Здесь также жили народные артисты СССР Николай Хмелев, Виктор Станицын, популярная актриса Ольга Андровская, кинорежиссер Михаил Ромм, признанный в советское время благодаря серии рисунков о В.И. Ленине художник-график Николай Жуков, дипломат академик Иван Майский, возглавлявший советское посольство в Великобритании в предвоенные и в годы Второй мировой войны. Жил в доме и Главный маршал бронетанковых войск Павел Ротмистров, окончивший войну в должности заместителя командующего бронетанковыми войсками Советской Армии.
Дом № 10 хорошо известен многим поколениям москвичей благодаря Филипповской булочной. Еще в начале нынешнего века здесь была открыта пекарня, булочная-кондитерская и кафе известным предпринимателем Иваном Филипповым. “Булочная Филиппова всегда была полна покупателей. В дальнем углу вокруг горячих железных ящиков стояла постоянная толпа, жующая знаменитые филипповские жареные пирожки с мясом, яйцами, рисом, грибами, творогом, изюмом и вареньем. Публика — от учащейся молодежи до старых чиновников во фризовых шинелях и от расфранченных дам до бедно одетых рабочих женщин. На хорошем масле, со свежим фаршем пятачковый пирог был так велик, что парой можно было сытно позавтракать”,– вспоминал бытописатель старой Москвы Владимир Алексеевич Гиляровский. Он же открыл нам историю выпекаемых до сих пор булочек с изюмом. Трагикомическая история их происхождения тоже связана с Филипповым и его пекарней. Вы еще не знаете ее? Тогда читайте книгу очерков Гиляровского “Москва и москвичи”!
В доме № 12 располагалась в XIX веке фешенебельная гостиница Шевалдышева, в которой останавливался, приезжая в Москву в 1860-е гг. Лев Николаевич Толстой.
А вот следующий дом, под № 14, столь прочно вошел в историю русской культуры, что ему даже посвящена отдельная книжечка из выходившей в 1980-е гг. серии “Биография московского дома” (И.А. Желвакова. Улица Горького, 14.– М., 1987). Впрочем, дом этот хорошо известен даже тем, кто не читал этой книги. Ведь там расположен самый знаменитый московский магазин двадцатого столетия — Елисеевский. Хотя магазин был национализирован при советской власти и получил официальное название “Гастронома № 1”, все всегда называли его Елисеевским. Ну, а теперь вывеска “Елисеевский” вновь красуется округлыми буквами над его входом. Но давайте по порядку.