человеческая плоть.Мощная линия с предельной ясностью,словно на века высекая
их,вычерчивает благородные черты лика,высокие дуги бровей,тонкий нос,широко
распахнутые длиненные глаза.отстраняясь от того,что развертывает перед
иконой,отрешаясь от всего внешнего,темные зрачки этих глаз чуть сдвинуты в
сторону:самоглубленного покоя,в котором постигается недоступное,исполнен
взгляд Спаса.Сияюща,непроницаема поверхность лика,написанного теплым
розовато-желтым тоном,абсолтно слитыми мазками,как говорили в старину,
"плавями".Поттверждая особую природу этого лика,золотыми по темной основе
прочерчены обрамляющие его волосы,золото сверкает даже в очень живой,
характерной,лежачей на лбу короткой прядке.
4) Богоматерь Владимирская
Рядом с образами Спаса в древнерусском искусстве по своему смыслу и
значению,по тому месту,которое они занимают в сознании и в духовной жизни
людей,стоят образы Богоматери - Девы Марии,от которой воплотился,
вочеловечился Спаситель, - образы его земной матери.Следуя преданию,
Богородицу называют "начатком спасения" в прославляющих ее церковных
песнопениях.Жительница Земли,она дала плоть вочеловечившемуся ради людей Богу.
В ней первой достигнута была и та цель,ради которой совершилось это
вочеловечивание: в ней,Матери Спаса,ставшей "невместимого Бога вместилищем",
наиболее полно приблизившаяся к своему великому Сыну,было свободно,очищено
от греха и искажения человеческое естество.Так,как очищено оно было в самом
Христе,так,как оно должно очиститься,по христианскому вероучению,в конце
концов у всего пошедшего за Спасителем человеческого рода.И тверда у христиан
вера,что,став Владычицей мира,стала Богородоца и неизменной заступницей людей:
извечное материнское сострадание обрело у нее высшую полноту,ее сердца
"произенное"великими муками Сына,навечно отозвалось на бесчисленные людские
страдания.Евангелие упоминает о Богоматери скупо.Но с глубочайшей древности
первые христиане собирали и хранили предания о ней - апокрифы,существовавшие
в Палестине.
Предание гласило,что первые иконы Богоматери были созданы еще при ее жизни,
что их написал один из апостолов,автор Евангелие - Лука.К этим иконам
возводили в Византии и на Руси все существовавшие изображения Богородицы.
До конца поттвердить или опровергнуть эту легенду современная наука не может:
до нашего времени просто не дошло ни одного изображения Богоматери,которое
можно было бы датировать I веком новой эры - предпологаемым временем жизни
ее и евангелиста Луки.Но зато ее изображения II-III веков дошли до нас,
вполне вероятно,что многие их устойчивые черты,которые в последствии
сохраняло искусство,восходят к еще более ранним,возможно,и прижизненным
иконам.
К произведениям художника - евангелиста причислялась и икона "Богоматерь
Владимирская",которая считалась палладиумом,покровительницей России,сейчас
находится в коллекции Третьяковской галерреи.Существует летописное известие,
что икона эта была привезена в начале XII века в Киев из Царь-града (так
называли на Руси столицу Византии Константиниполь).Имя "Владимирская" она
получила на Руси:ее забрал с собой из Киева,отправляясь в Северо-Восточные
земли,князь Андрей Боголюбский.И здесь,в городе Владимире,икона обрела свою
славу.В начале нашего столетия "Богоматерь Владимирская была расчищена от
вековых наслоений.Она,по единодушному мнению ученых,которое согласуется с
летописным известием,считается произведением великого константинопольского
художника начала XII века.Твердо соблюдает этот мастер те требования,которым в
течение веков отвечали иконы Богоматери.В углах доски он помещает обозначение
словом ее личности:буквы МР ОV -начальные буквы греческих слов "Мать Бога",
фон иконы покрывает он золотом,знаком вечного света,знаком того,что
изображенное на ней предстает так,как живет оно в вечной пямяти людей.А в
центре иконы располагается поясное изображение Богоматери с младенцем на
руках,нежно прижавшимся к ее щеке.Изображение Марии и младенца в позах
взаимного ласкания - распостраненный в византийском искусстве тип изображения
- по гречески называлось "Елеуса",а по русски обозначалось как "Умиление".Как
и всегда с ранних христианских времен,Мария изображена закутанной в темно-
вишневый плащ - мафорий - одежду замужных палестинских женщин,а на мафории -
звезды,знаки ее девства,чудесно сохраненного "до рождества,в рождестве и по
рождестве".Древнейшим,неизменным представлением о внешности Марии
соответствуют здесь черты Богоматери,их можно описать словами древнего
апокрифа,которые гласили,что у Марии "лик был смуглый и овальный,волосы цвета
спелой пшеницы,рот алый,глаза в форме плодов миндаля и руци тонкостью
источены".Прижимая к себе правой рукой младенца Сына,мягко склонившись к нему
головой,левую руку простирает к нему Мария в жесте моления:пронзенная своей
материнской скорбью за него,она к нему уже несет свою печаль,свое извечное
заступничество за людей.и способным разрешить материнскую печаль,ответить на
ее молитву изображен здесь младенец Сын : в его лике,в его обращенном к матери
взгляде таинственно слились детская мягкость и глубокая,неизреченная мудрость.
Золотым ассистом - знаком божественной силы - пронизана его детская рубашечка,
а через плечо по ней проходит клав - особая полоса,традиционный византийский
символ царской власти,ставший и символом власти "Небесного Царя".Полный
младенчекой любви и нежности к Матери,Сын одновременно преисполнен силы и
мудрости вочеловечевшегося от нее Владыки мира,черты которого твердо и ясно
проступают в его облике.
5) Благовещения Пресвятой Богородицы
Благовещение - принесение архангелом Гавриилом "благой вести" Деве Марии о
рождении,о воплощении от нее Спасителя - этого важнейшего,согласно
христианскому вероучению,события на пути спасения рода людского.В честь
этого события с древнейших времен весной,25 марта (7 апреля по новому стилю)
справлется праздник Благовещения Пресвятой Богородицы,входящий в число
двунадесятых.Широко и разнообразно (в стенных росписях,в иконописи)
изображалось поэтому Благовещение в древнерусском искусстве.
До наших дней дошли образы благовещения начиная с самого раннего,
домонгольского периода древнерусского искусства.И в их числе не только
фресковые изображения,сохранившиеся в храмах той эпохи.На сюжет Благовещения
написана одна из немногих сохранившихся домонгольских икон "Благовещение
Устюжское",принадлежащая сейчас Государственной Третьяковской галерее,
датируемая XII веком.Свое имя эта икона,созданная,очевидно,новгородским
художником,получила в связи с легендой,что ее вывез в Москву из Устюга
в XVI веке Иван Грозный.И с этой древнейшей и знаменитейшей русской иконы
естественнее всего начать рассказ об образе Благовещения в искусстве Древней
Руси.
В основе "Благовещения Утюжского" лежит очень простой и очень древний извод,
входящий даже не к византийскому,а к раннехристианскому искусству.Крупно,в
полный рост,почти во всю высоту иконы изображены здесь оба участника события
- принесший весть архангел Гавриил и принявшая ее Богородица.Никаких
предметов и деталей,обозначающих место действия,ничего отвлекающегося от них
внимания здесь нет.Спокойно,недвижимо стоит архангел Гавриил,опущены его
золотые крылья.Но он чуть повернулся к Богородице,и его правая рука поднята
в жесте обращенного к ней благославения - как безусловный и ясный знак
принесенной им вести,переданной благодати.Прямо перед собой смотрит стоящая
на невысоком подножии Богородица,но голова ее наклонена в сторону архангела
Гавриила в знак того,что внимает она принесенной им вести,обретает
принесенную им благодать.И как зримый итог этого обретения - изображен на ее
груди,поверх складок мафория,обнаженный младенец,на которого указует она
правой рукой.И через эту указующую кисть перекинута алая нить пряжи;кудель
Мария держит в левой руке - как таинственное "прядение" из материнской крови
плоти младенца истолковывалось топрядение ею пурпура,о котором говорит
придание.Вверху,над архангелом Гавриилом и Марией,в синем "небесном
сегменте" изображен сидящий на алых херувимах Вседержитель с ликом Иисуса
Христа,но с седыми волосами - "Ветхий День....",и синий луч,нисходящий на
Богородицу Дух Божий,идет от него и касается ее плеч.Но эти жесты и знаки
делает предельно выразительными сам почти непередаваемый словом облик
архангела Гавриила и Марии.Поистине исполненными благодати предстают на
иконе и златовласый,могучий,большеглазый архангел Гавриил в сияющих медвяно-
голубых одеждах,принесший весть,и величаво кроткая Богородица,благодать
принявшая.Необычно кратко и емко передает "Благовещение Устюжское" самую
суть евангельского рассказа о принесении благой вести.Древняя икона
завораживает раскрывающимся в своей потаенной глубине светлым чудом.
6) Архангел Михаил
Архангел Михаил - архистратиг (по-гречески-верховный военачальник),полководец
воевода верных Богу ангелов,победоносный враг Сатаны,победитель зла.Он
считался покровителем воинов,бьющихся за правое дело.Верили и в то,что
грозный враг Сатаны,архангел Михаил сопровождает душу умерших,отгоняя от них
грозящую им бесовскую силу.Покровительство архангела Михаила,небесного
воеводы и покровителя праведных воинов,стремились обрести войны древнерусские.
Нередко его крылатая фигура украшала их воинские шлемы.Архангелу Михаилу,