защитнику душ умерших от бесовской силы,посвящались на Руси многие
кладбищенские церкви.Ему посвящена и усыпальница московских князей,а затем и
русских царей - Архангельский собор в Кремле.Широко изображалп архангела
Михаила иконопись.
Сохранилась знаменитая икона "Архангел Михаил" XIII века,принадлежащая
сейчас Третьяковской галерее.Существом иной,не человеческой природы предстает
здесь изображенный в полный рост архистратиг.Напряженно всматриваются в даль,
прозревая глубины бытия,открывая сокровенное зло,его прозрачные глаза;словно
освещен отсветом алого пламени весь его лик.Свидетельствуя о его ангельской
природе,широко распахнуты за его спиной крылья,в руках он держит присущие
лишь ангелам посох и сферу с именем Иисуса Христа.В знак его воеводского,
воинского достоинства архангел Михаил одет в одежды византийского императора:
на нем длинный узорчтый дивисилий и плащ,а по груди и плечам препоясан он
широким лором (лентой),обильно украшенным драгоценными камнями.И эти одежды,
связанные с высшей людской властью,в сиянии оттенков алого,которымиони
написаны,предстают частью того же горячего света,который ложится на лик
архангела Михаила,напоминают о власти таинственной и мощной,которой он
наделен.Прославленный архитратиг Михаил древнерусского искусства - икона
архангела Михаила,входящая в денсусный Звенигородский чин,написанный Андреем
Рублевым.Изображенный в денсусном молении архангел Михаил предстает существом
чудесным,но чудесна в нем удивительная кроткость.Она пронизывает весь облик
русоволосого архангела Михаила с мягко склоненной кучерявой головой,с нежным,
округлым,написанным святящимися охрами ликом,льется она из его широко
распахнутых глаз.Свету и кроткости,наполняющим архангела Михаила,
соответствует и цвет его крыльев.Могучий борец с Сатаной,со злом,архангел
Михаил ни в чем,как говорили в старину,не "приразился ему".Вьются над его
кудрями тороки слухи : слушая Бога,противостоит злу абсолютной полнотой
добра,написанной Андреем Рублевым воевода небесного воинства.И это
рублевское истолкование образа архангела Михаила стало самым глубоким,самым
плодотворным в русском искусстве,соединяясь с широкими представлениями о
противостоянии добра и зла.
7) Андрей Рублев,Феофан Грек
Величайшим художником Древней Руси был Андрей Рублев.Так думаем не только
мы,люди XX века.Так думали современники мастера и ряд последовавших за ним
поколений.Тем удивительнее скудность сведений о нем в средневековых
литературных источниках.Поэтому и нам не многое известно об этом живописце.
Даже даты его рождения и смерти определяются не точно,а приблизительно.
Несложная биография Рублева,какой она представляется на сегодняшний день,в
немногих словах может быть рассказана так.По-видимому художник-коренной
москвич.Родился в 60-х годах XIV века.Еще в юности -когда именно неизвестно
принял пострижение в Троице-Сергиевом монастыре под Москвой.Обычное явление
в средневековье:когда многие мастера и на Руси и в Западной Европе были
монахами.В 90-х годах XIV века Рублев входил в число живописцев работавших в
Звенигороде по росписи Успенского храма "на Городке".Очевидно эти работы
обратили внимание современников и положили начало известности мастера.
По сообщениям летописца,в 1405 году он работал уже в Благовещенском соборе
Московского Кремля вместе со знаменитым Феофаном Греком и старцем Прохором с
Городца,предполагаемым учителем Рублева.Аспустя 3 года мы видим его с
живописцем Даниилом Черным и "сотоварищи" -дружных помощников,пишущих фрески
и иконы в Успенском соборе во Владимире.Московский Благовещенский собор -
великокняжеский дворцовый храм.Владимирский Успенский собор - один из
наиболее посещаемых в Древней Руси храмов,предмет неустанных попечений
великих князей московских;в 1408 году утрачены части его росписей XII века
должны были заменить новыми фресками но по велению Василия Дмитриевича,сына
Дмитрия Донского.Разумеется к выполнению столь отечественных заказов не
могли привлечь неизвестных или малоизвестных мастеров.
Как протекала жизнь Рублева по возвращению из Владимира в Москву,теперь
никому не ведомо.Можно лишь сказать,что,видимо,во втором десятилетии XV века
он написал лучие свои произведения : так называемый "Звенигородский чин" -
сохранились лишь поясные изображения Спаса,архангела Михаила и апостола
Павла,и знаменитая икона "Троица".А во второй половине 1420-х годов,если не
участие,то под непосредственным наблюдением был "устроен" иконостас
Троице-Сергиева монастыря.Возможно,иные иконы - их авторы явно старались
держать манеры Рублева - старый мастер местами прошел своей кистью.Умер
художник между 1427 и 1430 годом,успев перед смертью расписать собор
Спасо-Андронникова монастыря (сохранились лишь некоторые орнаменты в оконных
нишах.В этой обителив весьма преклонном возрасте,давно "седины честные имея"
нашел "Андрей - иконописец" и место вечного успокоения.
В наши дни Спасо-Андронников монастырь превращен в музей-заповедник Андрея
Рублева - почтительная дань великому мастеру средневековья.
Те современники художника,кому посчасливилось с ним близко соприкасаться,
единодушны в своих характеристиках.Говорили что он был человеком тихим и
кротким,"всех превосходящий в мудрости земной","мужик в добродеятели
совершенном".Эти качества ума и сердца наложили отпечаток и на его искусство
глубокое,чисое,просветленное.А время,когда выпало жить Рублеву,время
озаренное отблесками славной победы на Куликовом поле,повидавшие поколение
героев и мыслителей определило интерес к человеческой милости или точнее,к
душевному миру человека.
Феофан Грек
Феофан,как показывает его прозвище "Грек",родом из Византии,но прожил он на
Руси лет тридцать,здесь и умер.Все,что было создано им за десятилетия,также
неотделимо от русского средневековного искусства,как скажем,произведения
отца и сына Растрелли от русского искуства XVIII века.
Сведения о Феофане имеются в трех летописных упоминаниях и в одном письме.
Год рождения неизвестен,день смерти - тоже.Можно лишь предположить,что умер
он после 1405 года - последний год,под которым имя художника упоминается в
летописи в связи с работой над одним из великокняжеских заказов.Смерть
застала его,несомненно в преклонном возрасте,ибо Феофан приехал на Русь,
случилось то в 70-х годах XIV века,в ресцвете таланта,полный сил,успев до
того,если верить источнику,расписать у себя на Родине более сорока церквей.
Наиболее полно рисуется образ Феофана в только что упомянутом письме.Быть
может потому,что оно носит частный характер и написано не равнодушной рукой,
а человеком,близко знавшим художника - Енифанианом Пpемудpым.Тем самым кто
указал на непpивычную pусскому глазу особенность метода византийского мастеpа
- писать без обpазцов.Именно из этого письма мы узнаем о том,сколько хpамов
и где pасписал Феофан,в каких гоpодах он pаботал на Руси.Узнаем,чем
занимался он также иконописью,не чужд был и искусства книжной миниатюpы,да
во всем этом дpугих пpевзошел.И не знали люди чему больше двигаться;блеску
ли его книжному богатству или художественного вообpажения,живости ли его
хаpактеpа или мудpости pечей.Тем печальнее,что в наследство нам досталось
немногое.Из монументальных pосписей - фpески цеpкви Спаса на Ильеме в
Новгоpоде и несколько икон.Пpи этом оговоpимся;лишь те из них,что пpоисходят
из иконостаса Благовещенского собоpа в Кpемле,не вызывают никаких сомнений
в имени их автоpа.Глядя на фpески Спасской цеpкви в Новгоpоде,с тpудом
веpишь,что они выполнены в XIV веке.Какая своеобpазная pомантистская манеpа
письма,пpедельно обобщенная,вpеменами почти эскизная.Здесь нет яpких кpасок
Художник пpедпочитал pазличные теплые оттенки желтых и коpичневых цветов,
искусно сочетая их с холодными,сеpо-голубыми,сине-зелеными,сеpо-фиолетовыми.
Обьем пеpедан главным обpазом с помощью pезких,энеpгичных,белильных мазков,
скупо пpиложенных в наиболее выпуклых местах.На этом стpоится и эмоциональный
эффект:будто внезапно вспыхивают яpкие блики на темных суpовых ликах святых,
пpидают им изменчивость,подчас возбужденность,что действует особенно сильно
по контpасту с неподвижными фигуpами,словно исполненными какого-то смеpтного
одаpения. Феофан был ведущим мастеpом в дpужине,pаботавшей по pосписи Благовещенского собоpа.Над иконостасом в частности.Вполне,видимо довеpяя во всем остальным своим ближайшим помощникам - стаpику Пpохоpу с Гоpодца,Андpею Рублеву,он собственноpучно,однако,выполнил изобpажения главных пеpсонажей важнейшего pяда иконостаса - дуисусного pяда (чина).Взяв неслыханно большие доски
(2 метpа высотою и более 1 метpа в шиpину) - таких pанее не употpебляли,
художник написал на них Спаса на пpестоле,пpедстоящих ему Богоматеpь и
Иона Пpедтечи,одного аpхангела и тpех святых. Лучшие из икон деисусного чина - пpедстоящие центpальной гpуппы композиции.