В XVII и особенно в XVIII веках улица, которую к тому времени назвали Никитской, все более заселялась дворянской знатью. Особое богатство землевладельцев обусловило обширность их домов и капитальность строений. Вероятно, поэтому улица Герцена сохранила большое количество прочных зданий XVII века, которые позднейшие владельцы считали выгоднее перестраивать и надстраивать, нежели заменять новыми. [2]
В советское время узкая, плотно застроенная улица не подверглась коренной реконструкции, но в ряде мест утратила старые строения и пополнилась несколькими капитальными зданиями. Имя Герцена ее присвоено в 1920 году. [1]
Здание № 36 по Б. Никитской – церковь Вознесения за Никитскими воротами (“Большое Вознесение”). Церковь начали строить в 1798 г. рядом с небольшой Вознесенской церковью 1685 года по завещанию Г. А. Потемкина на территории его двора. Известно, что в 1805 г. уже приступили к внутренней отделке трапезной, но основное здание до пожара 1812 г. не было закончено. По продольной оси предполагалось поставить колокольню, соединенную с трапезной двухъярусной галереей, прорезанной проездом на месте нынешнего переулка, однако выстроена была лишь примыкающая к трапезной часть галереи. В период постройки этого здания, чтобы отличить его от старой церкви и еще одной церкви Вознесения на Никитской (здание № 18), возникло название “Большое Вознесение”. В 1827 г. Ф. М. Шестаков начал переделывать и достраивать церковь, обгоревшую в 1812 году. В 1830 г. О. И. Бове изменил его проект, дополнив его мощными четырехколонными портиками на северном и южном фасадах, чтобы сделать здание более величественным. Колокольня так и не была построена, поэтому в 1831 году, когда разбирали старую церковь, ее колокольню сохранили, и она просуществовала еще сто лет. Строительство завершилось в 1848 году, уже после смерти Шестакова. В наше время были пробиты дополнительные окна и уничтожена наружная лестница у северного портика. Обработка интерьеров полностью утрачена. Архитектура церкви очень полно воплощает принципы позднего ампира. Очень крупный масштаб, подчеркнуто лаконичные объемы и почти полное отсутствие декора создают образ огромной монументальной силы. [3]
Каменный трехэтажный особняк под № 54, выстроенный для А. В. Лопатиной в 1876 г. П. П. Геппенером по проекту А. С. Каминского, является одним из ранних образцов применения псевдорусскоого “стиля” в архитектуре жилого дома. Приемы предыдущей эпохи сочетаются здесь с псевдорусскими наличниками, угловыми колоннами, высокой шатровой кровлей. Основным мотивом оформления парадного фасада является сплошная цветная керамическая облицовка, имитирующая вышивку крестом. Третий этаж трактован как древнерусские “чердаки” над венчающим карнизом. В тех же мотивах выполнена ограда по линии улицы. [3]
Свое название улица получила не случайно: она как бы дублирует Большую Никитскую на отрезке от Никитских ворот до Садового кольца. С 1949 по 1991 г. она называлась улицей Качалова память об артисте МХАТа В. И. Качалове. [1]
Зародилась Малая Никитская еще в XVI веке. Удивительна ее несвойственная древним московским улицам прямизна. Длина ее около 800 метров. [1]
Тихую, укромную улицу издревле облюбовали представители знатных боярских, а потом дворянских родов. В пожар 1712 года улица, почти сплошь застроенная деревянными домами и службами, сильно погорела от взрыва находившегося рядом Гранатного двора. Не меньший пожар был на ней и в 1752 году. В давние времена улица заканчивалась Вспольем, то есть началом простиравшегося от нынешнего Вспольного переулка поля. Только в первые десятилетия прошлого века М. Никитскую застроили до Садового кольца. Во второй половине XVIII в. улица превратилась в “дворянское гнездо”. В конце XIX - начале XX в. она стала любимой улицей трудовой интеллигенции. [1]
Левую сторону улицы в большинстве занимают владения, выходящие фасадами на Малую Никитскую. В доме № 6 расположен дом-музей Горького. Особняк построен в 1900-1902 гг. по проекту Ф. О. Шехтеля для С. П. Рябинушского – известного московского миллионера, собирателя икон. Дом известен как один из лучших памятников русского модерна. Низкая уличная ограда здания позволяет свободно воспринимать весь его объем. Гладкие стены, четкие угловые грани, крупные, почти квадратные окна, повторяющие пропорции основных выступов, горизонталь сильно вынесенного карниза – все это создает ощущение лаконичной и строгой геометричности здания. На светлой облицовке стен выделяется широкая лента мозаики с излюбленным в то время изображением бледно-лиловых ирисов. Планировка дома ассоциируется с древнерусским принципом компоновки здания из отдельных палат. Крупные помещения обоих этажей свободно группируются вокруг парадной лестницы. Простота этой планировки обогащена характерной для модерна слитностью пространства: широкие арочные проемы вместо дверей, ширма-витраж в вестибюле и т. д. Опоры и ограждение главной лестницы созданы как единое скульптурное произведение. Богатое и разнообразное освещение – верхний стеклянный фонарь, угловой витраж, арки вестибюля и столовой – усиливает ее выразительность, превращая лестницу в центр и основу композиции интерьера. Все детали здания – решетки ограды и балконов, витражи и осветительные приборы, наличники дверей, паркет, лепной декор – прорисованы с подчеркнутой остротой. В интерьере богато использованы сочетания полированной меди, различных сортов дерева, окрашенного и белого стекла. С 1936 г. здесь Дом-музей М. Горького. [3]
Усадьба под № 12 создана в конце XVIII в. На рубеже XVIII-XIX вв. она принадлежала А. Н. Долгорукому, со второй половины XIX в. до 1917 г. – Бобринским. Кроме главного дома в глубине парадного двора и двух боковых флигелей, соединенных с ним полуциркульными в плане декоративными стенками, ансамбль включал первоначально два флигеля, выходивших на линию Гранатного переулка. В 1889 г. на их местах построены существующие трехэтажные дома по проекту М. И. Никифорова. Двор отделен от улицы оградой с воротами. Широкий парадный двор украшен скульптурами “Парис” и “Елена”, перенесенными сюда в 1947 г. из Музея архитектуры. Главный дом – каменное трехэтажное здание дворцового типа – включает в центральной части более раннюю постройку. Его можно отнести к середине XVIII века. Середина фасада выделена многофигурным барельефом над богато декорированными окнами второго этажа. Монументальный масштаб и одновременно тонкий рисунок всех деталей фасада определяют облик здания. После 1812 г. декор был частично изменен; к тому же времени относится широкий кованый зонтик подъезда. Интерьер главного дома сохранил первоначальную планировку; богатая декоративная обработка парадных помещений выполнена после 1812 года. Боковые флигели с каменным нижним и деревянным этажами, стоящие торцом к улице, перестроены в 1820-х годах; они полностью сохранили обработку фасадов и первоначальный интерьер. Стенки между домом и флигелями, обработанные колоннами, нишами и нарядными балюстрадами подчеркивают дворцовый характер ансамбля. Ограда с воротами относится к первой половине XIX века. [3]
С 1945 по 1990 г. улица называлась в честь проживавшего на ней, в доме № 2, писателя А. Н. Толстого. До этого она называлась Спиридоньевской по местному храму святого Спиридона. Возникла улица еще при Иване Грозном – в середине XVI века. В то время здесь было “загородье” – пустынная болотная местность, “Козье болото”. Вокруг церкви Спиридона в XVII в. располагалась патриаршья Козья слобода, а ближе к Никитским воротам – Ново-Никитская слобода государевых тяглецов, в начале XVIII в. исчезнувшая. [1]
После пожара 1712 года, когда сгорел от взрыва находившийся рядом Гранатный двор, улица заселилась людьми разного чина и звания. В начале XVIII в. улица входила на обширную площадь перед Никитскими воротами, но к 1739 г. площадь была застроена и улица получила выход на Малую Никитскую. [1]
В пожар 1812 г. все дома на улице, исключительно деревянные, сгорели, дворы переменили владельцев, и последние построили новые дома, но опять деревянные. На плане Москвы 1850 г. мы видим выходящими на улицу лишь три каменных дома и каменную церковь Спиридона. В XIX в. Спиридоновка вышла на Садово-Кудринскую улицу. [2]
Особняк под № 17 построен в 1893-1898 гг. по проекту Ф. О. Шехтеля для известного миллионера-мецената Саввы Морозова на месте дома поэта И. И. Дмитриева, выстроенного в 1814-1815 гг. А. Л. Виттенбергом. На огромном участке, прежде почти целиком занятом садом, свободно разместилось не только крупное здание, отодвинутое от линии улицы, но и труппа жилых и служебных построек в глубине двора; сохранилась часть сада. Дом Морозова был первой попыткой Шехтеля создать принципиально новый архитектурный образ, отлича-ющийся от обычной тогда эклектики художественной цельностью и функциональностью построения. Автор использовал строгие геометрические формы и выразительность английской готики. Композиционное богатство здания складывается из простых элементов. Развернутый вдоль улицы двухэтажный дом за сквозной нарядной оградой имеет фасад, представительный при всей своей ассиметричности. В нем господствует угловая башнеобразная часть, отмечающая поворот от въезда во двор к мощной открытой арке парадного подъезда. С другой стороны здания создана более камерная, уютно замкнутая живописная композиция, обращенная к саду. Готические мотивы, подчеркнутые гладью стены, придают зданию необычную для этой эпохи строгость. Хорош сохранившиеся парадные интерьеры особняка были задуманы в контрасте с суровым наружным обликом здания. Богатая деревянная резьба лестниц и потолков, цветные витражи в огромных окнах, тяжелые драпировки, камины и светильники как бы воссоздают романтический мир рыцарского средневековья. В пространство парадной лестницы включена скульптура М. А. Врубеля “Роберт и Бертрам”. Им же выполнен эскиз витража для лестницы и три панно в гостиной: “Утро”, “День” и “Вечер”. В 1912 г. владение перешло к М. П. Рябушинскому. [3]