Смекни!
smekni.com

Головино - история, современность и будущее (стр. 2 из 2)

По некоторым данным изъятые ценности направлялись не столько на помощь голодающим, сколько на уплату репараций по Брестскому миру, тем более что Запад отка­зался продавать хлеб Советскому правительству и, если бы не помощь Ф. Нансена, число погибших от голода и болезней могло быть гораздо больше. После ограбления жизнь в монастыре продолжалась. Сестры по примеру других обителей организовали трудовую артель. Фактичес­ки она уже существовала, созданная самим образом жиз­ни в монастыре, и лишь оформилась в советское время как один из способов выжить. А трудолюбия монахиням было не занимать. Вспомним рукодельную мастерскую обители, ее сельскохозяйственные производства. На Все­мирной выставке 1900 г. в Париже золотошвейная работа с жемчугом получила "Гран При". А молочную ферму Го­ловинского монастыря окрестные жители вспоминали де­сятки лет спустя после закрытия обители.

Очередная кампания советской власти в борьбе с ре­лигией была направлена против так называемых "лжеар­телей", созданных в монастырях. Какие только обвинения не звучали в их адрес! В 1923 г. добрались и до Головин­ского монастыря. По постановлению президиума Красно­пресненского райсовета земледельческая артель монахинь была распущена. Вопрос о том, имел ли право райсовет города Москвы распускать организацию, находящуюся в юрисдикции совета Ульяновской волости Московского уез­да, даже не стоял.

Но еще некоторое время монахини влачили свое суще­ствование в обители, тем более что большинству из них про­сто некуда было деться. А тут еще непрошеные гости, посе­лившиеся в монастыре: рабочие фабрики им. П. Алексеева (бывшая Иокиш), студенты, военнослужащие.

Окончательно монастырь закрыли, очевидно, в 1929 г. В этом году еще слышали праздничный звон колоколов на Пас­ху, видимо в последний раз. Послушниц распустили по до­мам, а сестер, как и практиковалось в те годы, выслали в места отдаленные.

Время закрытия монастыря совпало с созданием совет­ской крепостнической системы: началом коллективизации. Организовали колхоз и в Головине.По переписи 1926 г. в селении насчитывалось 40 дворов и 227 жителей, пре­имущественно крестьян. Как писала районная газета "За темпы" (пос. Сходня) "коллективизацией охвачено 100%". Оказывать помощь колхозу обязали Никольский кирпич­ный завод.

Монастырь был обречен. Спасская церковь - первая на территории монастыря - была превращена в общежи­тие. В 1970 г. она была снесена, на ее месте сейчас жилой дом. Главная святыня монастыря - икона Казанской Божией Матери, хранилась в специально построенной для нее церкви. После закрытия храм был обезглавлен, пере­строен, к нему прилепили сарай, а в 1970 г. храм уничто­жили. Икону удалось спасти; сейчас она находится в цер­кви Знамения (в бывшем селе Аксиньино). Троицкий собор после 1930 г. перестроили в четырехэтажный жилой дом. Летом 1970 г. его снесли и на его месте возвели двенад­цатиэтажный дом.

На монастырском кладбище, остатки которого также унич­тожены к 1970 г., кроме захоронений клириков, жертвовате­лей, семейства Иокишей, находились могилы художника-пе­редвижника, академика К. В. Лемоха, его жены и внука Мити (являвшегося также внуком Д.И. Менделеева). В 1951 г. не­подалеку от бывшего монастыря открыли новое кладбище, Головинское, ныне заброшенное и более напоминающее свалку.

Из монастырских строений уцелела лишь колокольня, ко­торая "до сих пор высоко возносит крест над округой, видне­ясь на несколько километров, словно поминальная свеча по погибшему монастырю".

Современный район

В настоящее время район “Головино” самый крупный район в округе, имеет площадь 1089 га с населением 84 тысячи человек. В районе 10 школ, 17 детских дошкольных учреждений, школа-интернат, 4 профтехучилища, техникум, 5 библиотек, ДК “Онежский”. Население обслуживают 4 поликлиники, больница, 82 предприятия торговли,

26 – общественного питания, 33 – службы быта, более 200 объектов мелкорозничной торговли.

После присоединения территории к Москве, район заст­раивался жилыми домами, в основном пяти- и девятиэтаж­ными. К существующим предприятиям добавлялись новые, среди которых можно отметить завод "Грамзапись" и завод нестандартного оборудования им. А. Матросова, выросший из неказистой московской артели.

Появляются и учебные заведения: Московский институт инженеров гражданской авиации (МИИГА) и политехникум связи им. В. Н. Подбельского.

В 1981 г. на Головинском шоссе вырос Центральный дом охотника и рыболова - комплекс, состоящий из гостиницы, ресторана, охотничьего магазина и различных помещений, предназначенных для культурно-просветительской работы. Летом 1988 г. здесь открылся первый в стране музей охоты и рыболовства. В экспозиции посетители могут увидеть чуче­ла зверей, рыб и птиц; хорошо представлены редкие издания старых книг, карты, фотографии; можно проследить эволю­цию охотничьего вооружения: от луков и копий древних охот­ников до современных многозарядных карабинов.

Сельцо Головино исчезло, но память о нем сохранилась, и название его закрепилось в названиях Головинское шоссе, Головинские пруды. В 1991 г. в соответствии с новым адми­нистративным делением столицы образован муниципальный округ Головине.

Перспективы развития

Головинский округ – наиболее густонаселенный в Северном округе. Основное направление для улучшения жилищных условий – реконструкция пятиэтажной застройки и замены ее многоэтажной. Одну из первых пятиэтажек в городе сломали именно у нас, еще в 1991 году. Главная задача властей нашего округа – улучшение жилищных условий москвичей-северян. Префектуре приходится думать и о тепле для людей, и снабжении их продовольствием, об одежде, о крыше над головой и о многом другом.

В соответствии с разработками научно-исследовательских институтов и на основании принятых правительственных документов планируется вывод с территории округа предприятий, которые загрязняют окружающую среду. При этом будет освобождена большая территория. Намечено перепрофилирование прдприятий с учетом требований экологической чистоты.

Система образования в округе решает задачу максимального удовлетворения образовательных потребностей населения. В основе программы лежат идеи сохранения сети государственных учебных учреждений, возможно более широкого внедрения в учебных учреждениях специализированных программ, непрерывности образования, создание и развитие наряду с государственными альтернативных учебных заведений, повышение качества работы сиротских учреждений, расширения работ по допрофессиональной подготовки и профессиональному обучению на базе учебно-производственных комбинатов.

Это, конечно, не означает, что все у нас решено. Мы хорошо видим свои главные проблемы.

Из всего, что рассказано выше, очевидно, что не так уж и много в Головинском округе объектов, которые принято называть “природными”. А это означает, что нужно особенно бережно относиться к тому, что еще сохранилось. Природное наследие нужно беречь так же, как и наше культурное достояние.