Надо сказать, что все, что ни предлагалось съедобного в “столбах” и рядах и, вообще в “городе” , было чисто, вкусно и недорого.
Первая линия, шедшая вдоль всех рядов, называлась Ножовая - это была самая популярная линия. Здесь с одной стороны были лавки, а с другой, к наружной стене, -так называемые “овечки”. Это стеклянные ящики, стоящие на прилавках. В “овечках” продавали, как и по всей линии в розницу. Здесь можно было купить пуговицы всех сортов, кружева, ленты, нитки, иголки, галстуки, перчатки и еще
много и много всякого товара. Запрашивали втридорога, а товар старались “всучить”
не особенно доброкачественный. Строптивого покупателя провожали смехом или оскорбительными остротами. Распущенность была полная, и, несмотря на это,
Ножовая линия с утра до вечера кишела покупателями. Чем дальше в глубь рядов, тем становилось холоднее; здесь в проходах пахло сыростью. Здесь оживление было меньше, чем в ножовой линии, и приказчики, стоя у дверей зазывали покупателя.
Каждый ряд носил свое название; были ряды Суконный, Суровский, Сундучный, смотря по роду товара.
Никольская улица
Никольская улица была вся усеяна торговыми заведениями, торговцами преимущественно церковными книгами; торговля здесь больше розничная, но довольно обширная.
На Никольской улице, кроме Казанского собора, находится греческий Никольский монастырь с часовней. Недалеко от монастыря находится здание Печатного двора. Напротив греческого Никольского монастыря находится Богоявленский монастырь. На этой стороне торговали преимущественно тульскими изделиями: самоварами и принадлежностями к ним. Переулки, ведущие с Никольской к Ильинке, и сама Ильинка ведут огромную оптовую, преимущественно мануфактурную торговлю. Тут ворочают огромными капиталами в сотни миллионов
рублей, это центр всероссийской торговой силы. Здесь каждый торговый угол носит свое название: Мещанино подворье, Суздальское подворье, Чижовское подворье и много других.
Ильинка
Улица Ильинка берет свое начало от Красной площади и идет до Ильинских ворот ведущих к улице Маросейка. Это одна из самых богатейших улиц по торговле. Здесь помимо торгового товарами, торговали и деньгами. Торговцы эти назывались “менялами” и до утверждения банков проделывали те же операции, что и последние. На Ильинке торговали серебренными изделиями; особенной торговлей отличались богачи Булочкины, у них лавка была завалена серебром. Был очень богатый торговец Усачов. Он был видный представитель московского богатого купечества; дом его на землянке был как дворец, с огромным садом, спускающимся по крутой горе к реке Яузе.
На Ильинку же одной своей стороной выходит старый Гостиный двор - огромное, белое с арками здание, захватывающее два длинных переулка, выходящих на Варварку.
На Ильинке у маленькой площади находится и купеческая биржа, теперь роскошное здание, а прежде довольно “ мизерное ”. Надо сказать и о
достопримечательностях этой улицы - о Новотроцком трактире, фигурировавшем во многих русских романах. Там московское богатое купечество на славу поило и
кормило своих покупателей, и происходили “ вспрыски “ вновь затеянных торговых миллионных дел.
Варварка
От Ильинке к Варварке опять идут переулки, но здесь были большие амбары для склада товаров, хотя и тут шла большая торговля. Ближе к Москве-реке и гораздо ниже Ильинки протянулась улица Варварка, идущая от церкви Василия Блаженного до Варварских ворот.
Название Варварки, Варварской улицы, или Варварского моста, выводят обычно от церкви Св. Варвары, построенной здесь в начале XVI в. Варварская улица быстро стала самой оживленной артерией Великого посада. Эта улица была усеяна церквами с давнего времени.
Большинство богатых купцов, торговавших на этой улице, - бывшие крестьяне графа Шереметьева. Торговали на этом конце Варварки бакалейными товарами, пряностями и воском. На другой стороне улицы продавали то же самое.
Прежде чем говорить о Зарядье, скажу о Старой площади, тянущейся вдоль стены от Ильинских ворот до Владимирских, центр которой - у церкви Иоанна
Богослова. На Старой площади торговали и торгуют готовыми “ русскими” платьями.
Зарядье
Ниже Варварки, непосредственно за нею, начинается так называемое Зарядье и занимает собою с улицами и переулками большую площадь. От Варварки Зарядье тянется вдоль стены, идущей вдоль набережной, и от Москворецкой улицы, что прошла от Василия Блаженного до Москворецкого моста, идет вдоль самой набережной, тоже до стены того же Китай-города, ведущей от Москвы-реки к часовне Боголюбской божьей матери. Вдоль Москворецкой улицы идут лавки, торгующие пряностями; здесь всегда острый запах. Торгуют воском, церковными свечами мылом. На противоположной стороне торговали веревками, рогожами, разной бумагой, а на самом углу у моста были живорыбные лавки с садками на реке, откуда и снабжалась Москва аршинными живыми стерлядями. Вдоль набережной, с
наружной стороны стены торговали хлебным товаром. Тогда славились там особенно подворье Глебовское и Мурашевское; там происходила крупная торговля.
Там же спустят платье из разноцветного ловко закрашенного сукна и изумительно заштукованных прорех. “Заштуковать”- это значит так зашить прореху, что хоть в микроскоп гляди, не увидишь. Для этого среди портных
существовали особые мастера - “штуковальщики”. Ловкие торговцы нисколько не боялись выносить на свет из темных лавок такую вещь и так искусно вертели ее в руках, что больше показывали изнанку. Особенно хорошо торговали здесь перед Святой неделей, перед рождеством и при наступлении холодов, когда требовалось теплое
платье. Само Зарядье, как-то: улицы, переулки, дома и квартиры, было грязно до невозможности и пропитано ужасным воздухом; надо было иметь большую
привычку, чтобы пробыть в Зарядье хоть час. Улицы и переулки узкие, тесные, народ какой-то обдерганный.
Большинство купцов, торговавших в Китай-городе, жило за Москвой-рекой, а некоторые в Таганке, на Землянке и Рогожкой.
Культурные развлечения и быт Российского народа
С южной стороны Китай-города протекает среди гранитной набережной Москва-река; через реку перекинут Москворецкий мост. Мост этот ведет с Москворецкого проезда, идущего от собора Василия Блаженного, на улицу Балчуг, где производилась торговля, большей частью железом, пенькой и изделиями из нее.
Часть Москвы-реки между Москворецким и Большим каменными мостами, протекает не у Китай-города, а мимо Кремля, но подходя одним своим концом к Москворецкому мосту, как бы касается Китай-города и дает некоторое право сказать об этой части реки несколько слов. На этой части по зимам устраивались рысистые бега. На льду выстраивалась большая беседка, как теперь принято называть - “трибуны”, и устраивался обнесенный деревянной изгородью “ круг“ для бегущих на приз лошадей. Во времена бега обе набережные и оба моста, Москворецкий и Большой каменный, были переполнены любопытствующим народом. Москва всегда считалась любительницей “спорта “, и потому недостатка в публике не было.
Против стены Китай-города, вплоть до Устьинского моста, на льду Москвы-реки в прежнее время устраивались на масленице народные гулянья с каруселями, балаганами, палатками и прочими принадлежностями подобных увеселений.
С восточной стороны Китай-город окружен, начиная от Москвы-реки, прежде всего, колоссальным зданием Воспитательного дома. Все здания Воспитательного дома обнесены каменной оградой. Там же находится и николаевский сиротский институт. Ограда тянется до самой Варварской площади и здесь поворачивает вправо, к Солянке.
На Варварской площади во время Политехнической выставки с 1872 г. был выстроен превосходный театр. Театр этот всегда был переполнен публикой. Несколько лет просуществовал этот театр и потом как деревянный был сломан, да кстати, и не нашли нужным продолжать дело Народного театра.
На взгорье находится Ивановский монастырь, где “замурованная” в каменном мешке, окончила свои дни знаменитая людоедка Салтычиха.
У Ильинских ворот находится Яблочный двор, теперь здесь разбит сквер и выстроена часовня в память взятия Плевны. Яблочный двор обнесен был деревянным забором и балаганами. Довольно безобразный яблочный двор одной стороной своего забора выходил к стене Китай-города, и вот вдоль этого забора стояли линейки развозившие публику от Ильинских ворот и обратно.
Там, где теперь Политехнический музей, по воскресеньям бывал “охотничий “ торг. На этот торг вывозились меделянские, овчарные, борзые, гончие и иных пород
собаки, выносились голуби, куры, бойцы-петухи и иная птица. Здесь же в палатках продавались певчие птицы и рыболовные принадлежности. В то время, о котором я
говорю, крепостное право только, что кончилось; помещики еще не успели разориться и жили еще на барскую ногу. У многих были превосходные охоты, и они
вывозили эти охоты, - как тогда говорили, на Лубянку - не столько для продажи, сколько на показ. Любопытно было посмотреть на этих ловких чинов охоты.
Любопытно, также было заглянуть в находившейся вблизи “низок”, то есть трактир. Пропитанный дымом, гарью, “ низок ” этот бывал битком набит народом. Гвалт стоял невообразимый: народ без умолку говорит, стучат ножами, чашками, визжит не переставая блок двери - просто ад кромешный.
На углу Большой Дмитровки и Охотного ряда находится здание Российского благородного собрания. В этом Собрании в шестидесятых была, кажется, первая в России мануфактурная выставка.