Смекни!
smekni.com

Москва (стр. 4 из 9)

-11-

ямы, но не успели заложить порох.

В 1918г. монастырь был закрыт, а в его зданиях разместился филиалтаганской тюрьмы. Одним из её первых узников стал настоятель обители епископСерафим. Здесь же находилась в заключении дочь Л.Н.Толстого—Александра Львовна. В одной из церквей обители расстреливали заключённых, а тела зарывали у её стен в насыпи со стороны Москвы-реки. С 1968 г. в Новоспасском монастыре начались реставрационные работы, а в 1990 г. он был передан Русской православной церкви.

СПАСО-АНДРОНИКОВ МОНАСТЫРЬ

С берега Яузы, самого крупного притока Москвы-реки, в восточной части города в XII в. брала начало дорога на Владимир — стольный град Северо-Восточной Руси. Для защиты этого важнейшего пути па высоком крутом берегу Яузы был основанСпасо-Андроников монастырь. Летописная история повествует, что в 1360г. митрополита Московского Алек-сия, возвращавшегося после посвящения в сан из Константинопаля застигла буря на Черном море. В память о чудесном спасении он дал обет воздвигнуть на родине монастырь. Вернувшись в Москву, Алексий упросил основателя Троице-Сергиева монастыря Сергия Радонежского отдать ему своего ученика Андроника, которому и поручил строительство новой обители. Позднее Андроник стал ее игуменом. В монастыре до сих нор сохранился колодец, выкопанный его руками. Ручей, протекавший под горой и впадавший в речку Яузу, митрополит Алексий назвал Золотым Рожком (ныне он заключён в подземную трубу) в честь бухты Золотой Рог в Константинополе.

В 1420—1427 гг. здесь при участии иконописцев Андрея Рублёва и Даниила Чёрного был возведён каменный Спасский собор. Писатель середины XV в. Пахомий Логофет (Пахомий Серб) рассказывал, как игумен монастыря Александр и монах Андрей-иконописец «создали во обители своей церковь каменную, зело красну и подписанием чудными своими руками украсили».

Монастырь сильно пострадал от пожара 1812 г. В стенах Спасского собора до сих пор видны обгоревшие тогда камни. После Октября 1917 г. монастырь закрыли. В его зданиях долгое время располагалась колония для беспризорных, а рядом с ней — тюрьма. В 1930 г. была взорвана колокольня и полностью уничтожено кладбище, на котором находились склепы многих московских дворянских родов — Лопухиных, Толстых, Барятинских, Щербаковых. Навсегда утрачена могила родоначальника русского театра Ф. Г. Волкова. После реставрации монастыря обнаружена и частично восстановлена плита с надгробия Андрея Рублёва.

В 1947 г. группа деятелей культуры во главе со знаменитым реставратором академиком И.Э.Грабарём обратилась к правительству с предложением восстановить монастырь и открыть в нём Музей древнерусской живописи имени Андрея Рублёва. Через два года Министерство культуры вручило приказ о создании музея реставратору Д.И.Арсенишвили, однако не позаботилось о переводе из Спасского собора находившегосятам архива. Работники музея с трудом добились выселения учреждений, которые располагались в монастыре. В освобождавшиеся помещения стремились въехать другие конторы. Арсенишвили с сотрудниками был вынужден круглосуточно находиться в притворе храма, а территорию монастыря не покидал ни днем ни ночью. Только в 1959 г. началась серьёзная реставрация Спасского собора. Сейчас в братском корпусе XVIII в. находятся выставочные помещения Музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва.

СИМОНОВ УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Монастырь, основанный в 1370 г. преподобным Федором, учеником и племянником Сергия Радонежского, получил название Симонова по имени инока Симона, в миру боярина Ховрина,пожертвовавшего свои земли новой обители. От прежнего монастыря XIV в. осталась только церковь Рождества Богородицы в Старом Симонове. В этом древнем одноглавом храме, по преданию, похоронены иноки-воины Пересвет и Ослябя,

-12-

погибшие на Куликовомполе в 1380 г. В советское время эта церковь оказалась на территории завода «Динамо» и использовалась как цех.

Строительство каменных стен и башен монастыря началось в XVI столетии. До наших дней сохранилась угловая башня под названием Дуло, возведённая зодчим Федором Конём. Она действительно напоминает ствол пушки. Её многочисленные бойницы расположены в три яруса в шахматном порядке, что позволяло защитникам монастыря вести по осаждавшим густой огонь. Остальные башни — пятигранная Кузнечная и круглая Солевая — построены в 40-х гг. XVII в.

В Симоновом монастыре во время постов жили цари из династии Романовых. В 1771 г., когда разразилась чума, обитель превратили в чумной карантин, а затем упразднили по причине малого числа иноков. Лишь в 1795 г. она вновь открылась. В начале XX в. мемуарист А. И. Руднев писал: «Вообще этот монастырь хорош своей уединённостью,запущенностью некоторой: взять хотя бы низенькие кельи с глубокими, густо заросшими аллеями акации к ним... Я побывал в подвале под трапезной церковью. Там усыпальница... разделяется на три части... в каждом отделении стоит распятие... Под главным алтарём есть памятникв виде невысокой, лежащей на земле гробницы — как будто мраморный; он покрыт жёлтым покрывалом с бахромой... думаю... что это — надгробие схимонаха Павла, постриженника знаменитого молдавского старца ПаисияВеличковского; подойти близко мы не решились: в этом месте каменный пол оседает, камни торчат вверх и приближаться туда опасно».

В 1923 г. монастырь опять был закрыт. В кельях разместились общежития и квартиры для рабочих. В январе 1930 г. правительственная комиссия признала, что часть древних сооружений на территории монастыря могут быть сохранены как исторические памятники, но собор и стены следует снести. Взрыв прогремел в ночь на 21 января, в шестую годовщину смерти В. И. Ленина. На воздух взлетелипять из шести церквей, башни Сторожевая и Тайницкая с прилегавшими к ним постройками, а также все сте-

ны монастыря, кроме южной. На месте развалин «крепости церковного мракобесия», как писал журнал «Огонёк», в 1932—1937 гг. поднялся Дворец культуры Московского автомобильного завода.

После взрыва монастыря с его разорённого кладбища на Новодевичье были перенесены останки поэта Д. В. Веневитинова и писателей С. 'Г. и К. С. Аксаковых. Вскрывавших захоронения рабочих поразило то, что из левой части груди Степана Тимофеевича Аксакова в области сердца рос корень громадной березы, покрывавшей всю фамильную могилу Аксаковых.

К середине 80-x гг. остатки монастыря передали объединению «Росмонументискусство» Министерства культуры РСФСР, начались реставрационные работы. Здесь предполагается разместить выставочный зал. В 1989г. открылся храм Рождества Богородицы в Старом Симонове.

ДОНСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Предание говорит о том, что монастырь был основан в 1591 г. на месте лагеря русского войска, вышедшего навстречу войскам крымского хана Казы-Гирея. После сражения 4 июля хан бежал, бросив всю свою добычу.

Два года спустя в монастыре было законченно строительство первого одноглавого собора, который называют Малым («Старым»). Среди его фресок некогда имелось портретное изображение БорисаГодунова. В Смутное время монастырь был опустошён и долгое время влачил жалкое существование, считаясь чуть ли не беднейшей обителью Москвы. Цари из дома Романовых начали делать в него богатые вклады, и благодаря этим пожертвованиям к концу XVII столетия монастырь превратился в одну из наиболее видных обителей столицы.

В 1684—1698 гг. был построен простоpный «Новый»собор,архитектура которого напоминаетзнаменитую церковь Покрова в Филях. С. 1686 по 1711 г. велось

-13-

строительство каменных стен, замкнувших территорию монастыря, образовав почти правильный квадрат. В 1713— 1714 гг. подняласьнадвратная церковь ТихвинскойБогоматери. Этот храм выполнен уже в новой, павильонной манере петровскойархитек-туры.

В стенах монастыря во время Чумного бунта 1771 г. озверевшая толпа убила архиепископа Амвросия (Зертис-Каменского). Его останки были погребены в Малом соборе. С 70-х гг. XVIII в. кладбище Донского монастыря привели в порядок и стали хоронить на нём многих видных деятелей русской культуры, живших в Москве. Здесь покоится прах поэта М.М. Хераскова, драматурга А. П. Сумарокова, архитектора О. И. Бове, философа П. Я. Чаадаева, историка В. О. Ключевского. Многие надгробия выполнены знаменитыми скульпторами—И. II. Мартосом,Ф. Г. Гордеевым, Ж. А. Гудоном, И. II. Витали, В. И. Демут-Малиновским и С.С. Пименовым. Некоторые из них после разорения кладбища в 1917 г. были собраны в Михайловской церкви (I809г.).

С 1922 г. Донской монастырь служил местом заточения патриарха Тихона (Василий Белавин), который выступил против изъятия правительством В. И. Ленина церковных ценностей.

За этоТихона обвинили в антисоветской деятельности и apecтовали. Сюда же он вернулся после допросов на Лубянке. Государственный прокурор И. В. Крыленко заявил: «Разные Белавины, представители эксплуататорского класса, 300 лет давили народ. Теперь они в наших руках, и мы не пощадим их...». В 1924 г. двое убийц проникли на территорию монастыря, но на подступах к комнатам патриарха наткнулись на келейника Якова Полозова и, убив его, бежали. Тихон хотел похоронить верного монаха в Маломсоборе Донского монастыря на месте, которое он приготовил для себя. Однако власти, увидев в этом слишком прозрачный намёк, запретили подобноепогребение. Полозова похоронили не в самом храме, а у его стен. С. этого момента на могилу началосьпаломничество, как к месту захоронения мученника.