В 1925 г. скончался и сам патриарх Тихон. На сто погребение в Донской монастырь собрались сотни тысяч прихожан. Видевший это стечение народа художник П.Д. Корин задумал написать картину «Русь уходящая»,своего плана он так и не осуществил, но до нас дошли эскизы и наброски этой картины. Чтобы прекратить бесконечноепаломничество к могиле Тихона, власти приказали тайно перевезти его останки из Донского монастыря на Введенское (немецкое) кладбище.
В конце 40-х гг. в связи с посещением Москвы иностранной церковной делегацией останки патриарха Тихона были возвращены в Малый собор Донского монастыря, чтобы доказать, что в СССР нет гонений на православие. В 1990 г. Донской монастырь передан Русской православной церкви.
КАЛЕЙДОСКОП СТИЛЕЙ
«С Кремля открывается вид па целое море красоты. Я никогда не представлял себе, что на 3емле может существовать подобный город: всё кругом пестреет краснымии золочёными куполами и шпицами (шпили на зданиях). Перед этой массой золота в соединении с ярким голубым цветом бледнеет всё, о чём я когда-то мечтал», — писал норвежский прозаик Кнут Гамсун в начале XX столетия.
«Срединный град» Pоссии, как часто называли Москву, производил на путешественников неизгладимое впечатление в первую очередь сказочной архитектурой. Именно её богатство, многоликость и пестрота придают художественнуюобразностьгородскому ансамблю. Единство в разнообразии или «цветущая сложность», как сказал бы русскийфилoсoв К. Н. Леонтьев, — вот девиз древней столицы, которая на протяжении 850 лет застраивалась зданиями самых разнообразных стилей.
КРЕМЛЬ
Огромное влияние на развитие архитектуры Москвы оказал ансамбль Кремля и Красной площади. Он складывался в течение столетий, и не было эпохи, которая не оставила бы
-14-
здесь своего следа. Стены и башни из красного кирпича поднялись в конце XV — начале XVI в., сменив белокаменные оборонительные укрепления времен Дмитрия Донского. Тогда же под руководством итальянских архитекторов Марко Руффо (Марк Фрязин),Пьетро АнтониоСолари (Петр Фрязин),Антонио Джиларди (Антон Фрязин), Алоизо диКаркано(Алевиз) и АлевизаНового было возведено 18 башен новой крепости; общая протяжённость её стен составила более 2 км, толщина — 3,5—6,5 м, а высота колебалась от 8 до 18 м. Двурогие зубцы с бойницами не только служили защитой для воинов, но и оказались яркой декоративной деталью убранства Кремля. По углам крепости возвышались крупные или многогранные башни. Парадным въездом служила проездная Фроловская башня,построенная в 1491 г. (с XVII в. называется Спасской).
В 1624—1625 гг. но предложению английского часовщика Христофора Галовея был заново украшен верх Спасской башни. Русский зодчий Бажен Огурцов создал изящную аркаду с готическими стрельчатыми сводами. Верхний ярус представлял собой остроконечный шатёр, покрытый цветной черепицей. В конце XVII в. шатрами надстроили и остальные башни. Так был создан неповторимый облик Кремля с его чеканным рисунком и утончёнными линиями поздней готики. Яркое сочетание красного кирпича и резного белокаменного декора на долгие годы стало излюбленным приёмом московской архитектуры.
ВРЕМЯ «РУССКОГО ОДИНОЧЕСТВА»
В XV— XVI вв. Москва превратилась в общерусский центр строительной культуры, где создавались образцы для архитектурного подражания. Однако первые московские мастера сами ещё были увлечены копированием великолепных памятников владимиро-суздальской архитектуры домонгольского времени. Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря ( 1410— 1427 гг.) наделён чертами белокаменного владимирского зодчества. Этот башенный храм весь словно устремлен ввысь. Такой эффект создают последовательное уменьшение закомар и кокошников, лёгкий наклон стенвнутрь и сужение барабана кверху.
В храме сохранились фрагменты фресок Андрея Рублёва. Некоторые историки полагают, что Рублёв руководил и строительной артелью, возводившей собор. Более поздние здания похожей композиции в Москве немногочисленны — это церковь Ризположения в Кремле (1484— 1485 гг.) и соборы Рождественского монастыря (между 1500 и 1505 гг.).
Один из самых важных памятников московского зодчества — Успенский собор в Кремле. Прежде на его месте стоял обветшалый храм, возведённый ещё при Иване Калите. Мастера Кривцов и Мышкин заложили в 1472 г. новое здание, но через два года их постройка рухнула. После этой неудачи Иван III пригласил из Болоньи итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти, которому поручил возвести просторный нарядный храм по образцу Успенского собора во Владимире.
Фиораванти значительно обогатил русское зодчество элементами архитектуры итальянского Возрождения с его строгой рациональностью и геометрической точностью. Ренессансные черты ярко проявились в полуциркульных очертаниях арок и закомар собора. Внутри храм поражал современников удивительным простором, обилием света и воздуха. Летописец отмечал: «Бысть же та церковь чюдна вельми величеством и высотою, и светлостью, извонностью, и пространством, такова же преже того не бывала на Руси...».
В 1504 г. из Италии в Москву приехал венецианский архитектор Алевиз Новый, который построил в Кремле здание великокняжеской усыпальницы — Архангельский собор (1505—1508 гг.). Русскому шестистолпномупятиглавому храму он придал чисто венецианские декоративные черты. Закомары превратились в полукруглые фронтоны с резными белокаменными раковинами, стены собора первоначально были покрашены в два цвета — красный и белый. Художественные находки Алевиза Нового полюбились русским зодчим больше, чем строгая геометричностьФиораванти. Их часто использовали
-15-
в декоре московских храмов XVI в.
С начала XVI столетия в Москве было построено много кирпичных приходских церквей в городских посадах. Эти небольшие здания предназначались для ежедневных богослужений и должны были вмещать всех жителей прихода. Поэтому потребовалось расширить внутреннее пространство храма. Столбы, поддерживавшие свод, занимали слишком много места. Чтобы избавиться от тесноты, их попытались убрать. Так возник новый, бесстолпный, тип храма, в котором кровля опирается прямо на стены. Наиболее раннее сооружение подобного тина — храм Трифона Мученика в Напрудной слободе (конец XV в.)
От таких церквей оставался всего один шаг до шатрового храма-башни. В 1532 г. в честь рождения у царя Василия III наследника престола (будущего Ивана Грозного) была построена церковь Вознесения в Коломенском. Храм высотой 65 м, возведённый на горе над низменной поймой Москвы-реки, стал одной из вершин русского средневекового зодчества. Образцом для подобного тина храмов послужила так называемая сень-навес на столбах или колоннах — над царским местом в соборах. Сень — образ Божественной благодати, и в Коломенском храме она нисходит на великокняжескую семью и будущего государя Руси.
Внутри шатровые храмы очень тесные. Они рассчитаны в первую очередь на созерцание снаружи. Во времена Ивана Грозного возник особый вид такой церкви — «букет» соединённых понизу шатровых башен. Самым ярким памятником подобного типа стал собор Покрова что на Рву (или храм Василия Блаженного).
Он былвозведен на Красной площади (1561 г.) в честь взятия русскими войсками Казани и стал художественной кульминацией исканий московской архитектуры XVI в. Его появление предвосхитило нарядное великолепие русского барокко.
МОСКОВСКОЕ БАРОККО
Новый архитектурный стиль выкристаллизовался к 8O—90-м гг. XVII в. Его отличительными чертами сталиподчёркнутая живописность, обилие украшений и пол-нокровная жизнерадостность. Барочные постройки воплотили идеал «вертограда многоцветного», буйного райского сада, расцветшего прямо на земле.
В Московском Кремле был поставлен нарядный Теремной дворец (1635— 1636 гг.). Его возводили зодчие Бажен Огурцов, Антип Константинов, Трефил Шарутин и Ларион Ушаков. Перший этаж (хоромы) — служебный, второй (главный) - жилой; над ними поднимается терем, окруженный открытым гульбищем — галереей.
Вершиной старой хоромной традиции, при которой здание дробилось на множество отдельных помещении, связанных сенями и переходами, стал царский деревянный дворец в селе Коломенском, построенный в 1667—1671 гг. Семеном Петровым и Иваном Михайловым. Дворец, как живой организм, своенравно раскинулся на довольно большой площади, образовав прихотливую картину из башенок, шатров и лестниц разной формы. Поэт XVII в. Симеон Полоцкий сравнивал это сооружение с целым городом, подчёркивая его богатство и живописность: «Окна, яко звезд лик, в небе сияют, /Драгая слюда, что серебро, блистает».
Московская архитектура XVII в. удивительным образом истолковала формулу: «Церковь—дом Божий». В строительстве храмов начинают применяться элементы жилых построек. Образцом для многочисленных подражаний стала церковь троицы в Никитниках (1631- 1634 гг.). Композицияэтого храма складывалась постепенно, с неторопливой основательностью. Вокруг главного помещения сгруппированы приделы и трапезная, охваченные галереями с колокольней и шатровым крыльцом. Резные белокаменные наличники похожи на декор теремного дворца.
Кирпич всё чаще использовали как важный элемент украшения зданий. Церковь Троицы в Останкине (построена к 1683 г.) даёт прекрасное представление о богатстве и сложности приёмов кирпичного декора. По типу храм близок церкви в Никитниках,но все его стены
-16-
покрыты кирпичным орнаментом, который дополнен терракотовыми плитками и полившими изразцами.
Наиболее совершенным произведением московского барокко стал храм Покрова Богоматери в селе Фили, построенныйв1690—1694 гг. в вотчине бояр Нарышкиных. Эта семья особенно покровительствовала распространению нового архитектурного стиля. В своих сёлах Нарышкины возводили по-светски нарядные многоярусные церкви, украшенные белокаменным декором. Благодаря этомустильполучил название нарышкинского барокко. Башнеобразная ярусная композиция церкви Покрова в Филях специально приспособлена под звонницу. Широкие лестницы образуют переход к склонам пологого холма. Сочетание белой фигурной резьбы по камню с краснoкирпич- ной кадкой придает храму необыкновенно праздничный облик.