Смекни!
smekni.com

Москва военная (стр. 3 из 7)

Образовавшиеся на московском на­правлении разрывы в обороне прикры­вались за счет внутренних сил Москов­ского военного округа: военных учи­лищ, отдельных частей и подразделе­ний, а также добровольческих форми­рований.

Моральная крепость и боевая мощь Красной Армии питались из такого животворного источника, как поддер­жка десятков миллионов тружеников тыла. Все советские люди, где бы они ни находились, выполняли свой патри­отический долг перед Родиной. Они не дрогнули в жестоком единоборстве с врагом.

Под идейным знаменем великого Ле­нина Коммунистическая партия органи­зовывала и вдохновляла общенародную борьбу против фашистской агрессии. И исход великой битвы под Москвой в конечном счете определяли не времен­ные факторы, а прочность и неруши­мость всего Советского Союза.

Критическая обстановка, сложивша­яся на подступах к столице, требовала принятия неотложных мер.

10 октября Государственный Коми­тет Обороны объединил войска Запад­ного и Резервного фронтов в один, Западный фронт, а его командующим назначил генерала армии Г. К. Жукова. По Можайской линии от Волоколамска до Калуги создавался новый рубеж обороны. На подступы к Москве на­правлялись соединения из глубины страны и с соседних фронтов, а также части, вырвавшиеся из окружения. Формировались новые армии.

С 13 октября развернулись ожесто­ченные сражения на главных оператив­ных направлениях: Волоколамском, Можайском, Малоярославецком, Калуж­ском. Сплошной фронт обороны был почти восстановлен, но сил и средств недоставало.

17 октября гитлеровцы заняли Кали­нин. В центре Западного фронта также шли напряженные бои. На Можайском направлении наступление врага отража­ла 5-я армия генерала Д. Д. Лелюшенко. На Волоколамском направлении стойко сражалась вновь созданная 16-я армия под командованием генерала К. К. Рокоссовского. Упорные сра­жения происходили на всех направле­ниях.

17 октября решением Ставки ВГК был создан Калининский фронт под командованием генерала И. С. Конева. Принимались и другие меры для укреп­ления обороны на подступах к столице. Однако обстановка становилась все бо­лее угрожающей. В эти дни по приказу Гитлера была образована специальная саперная команда, которая должна бы­ла разрушить Кремль после вступления в Москву немецко-фашистских войск.

В защите столицы огромную роль играла Московская партийная организа­ция, деятельность которой направлял ЦК ВКП(б). 13 октября состоялось эк­стренное собрание партийного актива Москвы; с докладом на нем выступил секретарь ЦК ВКП(б), первый секре­тарь МК и МГК партии А. С. Щерба­ков. Коммунисты обсудили вопросы о неотложных мерах по укреплению обо­роны столицы.

В тот же день секретариат МГК партии учредил городской штаб добро­вольческих формирований. При райко­мах партии были организованы район­ные штабы, немедленно приступившие к созданию коммунистических (рабо­чих) батальонов и подбору для них командно-политического состава. За короткий срок возникло 25 добровольческих подразделений, состоявших в основном из коммунистов и комсомоль­цев. Утром 16 октября они выступили на фронт и заняли рубежи обороны, прикрывая ближние подступы к столи­це. Истребительные батальоны, создан­ные еще в июле и выполнявшие до этого патрульную службу, тоже от­правлялись на фронт. В дальнейшем из них были сформированы три москов­ские коммунистические стрелковые ди­визии (3, 4 и 5-я). Формировалась так­же 2-я кадровая Московская стрелко­вая дивизия. Все они были вооруже­ны и обмундированы трудящимися сто­лицы.

В осеннюю непогоду, подвергаясь бомбежкам и пулеметному обстрелу с гитлеровских самолетов, москвичи вели оборонительные работы на подступах к городу.

Ввиду острого недостатка боевой тех­ники и вооружения московские пред­приятия, изготовлявшие их, перево­дились на круглосуточную работу. С большим подъемом проходило социа­листическое соревнование в честь 24-й годовщины Великого Октября за до­срочное выполнение и перевыполнение установленных производственных пла­нов, повышение производительности труда, за проведение жесточайшей эко­номии сырья, топлива, электроэнергии, за мобилизацию всех внутренних ресур­сов, быстрейшую подготовку новых кадров рабочих.

В первые месяцы войны из Москов­ской партийной организации свыше 100 000 членов и кандидатов партии ушли на фронт, но, несмотря на это, коммунисты по-прежнему являлись авангардом трудящихся столицы в ре­шении стоявших перед ними ответ­ственных и сложных задач. На произ­водстве, в учреждениях, на строитель­стве оборонительных сооружений, на всех других участках коммунисты пока­зывали личный пример выполнения гражданского долга и вели за собой беспартийных патриотов. Ближайшим и самоотверженным помощником МК и МГК партии была комсомольская орга­низация столицы. Вместе с коммуни­стами комсомольцы проводили актив­ную агитационно-пропагандистскую ра­боту на заводах и фабриках, в воен­коматах, в жилых домах, рассказывая о положении на фронте и призывая к мобилизации всех сил на борьбу с вра­гом.

В середине октября фронт прибли­зился к столице. Напряженность обста­новки в городе особенно остро чувствовалась 16, 17 и 18 октября. По поруче­нию ЦК партии 17 октября по радио выступил А. С. Щербаков, призвавший москвичей к строгому соблюдению ре­волюционного порядка, дисциплины и бдительности. «Каждый из вас,– говорил А. С. Щербаков,–на каком бы посту он ни стоял, какую бы работу ни выполнял, пусть будет бойцом армии, отстаивающей Москву от фашистских захватчиков». Маршал Советского Со­юза Г. К. Жуков впоследствии писал, что «призывы Центрального и Москов­ского Комитетов партии отстоять со­ветскую столицу, разгромить врага бы­ли понятны каждому москвичу, каждо­му воину, всем советским людям. Мос­квичи превратили столицу и подступы к ней в неприступную крепость, а за­щита Москвы вылилась в героическую эпопею».

Исполнительный комитет Московско­го городского Совета депутатов трудя­щихся 18 октября принял постановле­ние о соблюдении в городе строжайше­го порядка и поддержании нормальной работы магазинов и учреждений быто­вого обслуживания.

Постановлением Государственного Комитета Обороны с 20 октября в сто­лице вводилось осадное положение. При сложившейся на фронте обстанов­ке важно было обеспечить в Москве строгий порядок и не допускать под­рывной деятельности шпионов и дивер­сантов. Постановление обязывало прив­лекать к ответственности всех наруши­телей порядка с немедленной передачей их суду военного трибунала, а провока­торов, шпионов и других врагов рас­стреливать на месте. «Государственный Комитет Обороны,–говорилось в этом постановлении,–призывает всех трудя­щихся столицы соблюдать порядок и спокойствие и оказывать Красной Ар­мии, обороняющей Москву, всяческое содействие».

Выступая на собрании партийного актива Москвы 13 октября 1941 г., А. С. Щербаков сообщил, что за истекшую неделю военное положение страны ухудши­лось: «Несмотря на ожесточенное сопротивление, на­шим войскам приходится отступать... Бои приблизи­лись к границам нашей области. Не будем закрывать глаза–над Москвой нависла угроза».

Вблизи столицы и на ее улицах, площадях возводи­лись оборонительные рубежи: вдоль окружной желез­ной дороги, по Садовому и Бульварному кольцу. В распутицу и стужу москвичи копали противотанко­вые рвы, строили доты, устанавливали «ежи», надол­бы, проволочные заграждения. Большинство работаю­щих были с предприятий столицы, а также домохозяй­ки, студенты, школьники старших классов, представи­тели интеллигенции.

20 октября «Правда» озаглавила свою передовую статью «На защиту родной Москвы!». В ней говорилось о смертель­ной опасности, нависшей над столицей, и содержался призыв сплотить все си­лы для ее защиты: «Ценой любых усилий мы должны сорвать планы гит­леровцев. Против Москвы враг бросил большое количество мотомеханизиро­ванных частей, особенно танков. Сосре­доточивая на отдельных участках круп­ные силы, немцы пытаются развивать наступление...

В создавшейся сложной и тревожной обстановке мы должны соблюдать ве­личайшую организованность, проявлять железную дисциплину и нерушимую сплоченность. Святая обязанность мос­квичей–сделать все для защиты родного города, для укрепления тыла войск, защищающих Москву.

На оборонительные рубежи вышли рабочие батальоны районов столицы. Каждый, умеющий обращаться с ору­жием, считает своим священным долгом преградить путь врагу. Многие тысячи людей заняты сейчас на строй­ке оборонительных укреплений под Москвой. Мы обязаны усилить темпы работ. Каждый подмосковный город, село, станция, каждый район столицы, улица и дом должны превратиться в крепость обороны, быть готовыми к встрече с врагом, к жестокому бою, к уличным схваткам». Передовая закан­чивалась словами: «Над Москвой навис­ла угроза. Отстоим родную Москву! Да здравствует наша любимая Москва!»

Из столицы вывозились крупные предприятия, министерства, ведомства, научные, художественные и другие учреждения. Эвакуировалась также часть населения. Несмотря на это, про­изводственные коллективы продолжали обеспечивать выполнение заказов фронта, работая на оставшемся обору­довании и проявляя подлинный трудо­вой героизм. Были переведены из Москвы и некоторые центральные пра­вительственные и военные органы. Од­нако Политбюро ЦК ВКП(б), Государ­ственный Комитет Обороны и Ставка ВГК постоянно оставались в столице, осуществляя руководство борьбой про­тив фашистских агрессоров.

На помощь защитникам столицы из центральных и восточных районов стра­ны перебрасывались резервные соеди­нения, военная техника, боеприпасы и продовольствие. В среднем к трем фронтам московского направления каж­дые сутки прибывало 100–120 поездов с войсками, вооружением и различным имуществом.

Во второй половине октября особен­но упорные бои развернулись в райо­нах Волоколамска, Можайска, Наро-Фоминска, Алексина, Тулы. В этих боях героически сражались войска под командованием генералов К. К. Рокос­совского, Д. Д. Лелюшенко, Л. А. Го­ворова, М. Г. Ефремова, А. Н. Ер­макова и др. Прикрывая Волоко­ламск, особенно отличились воины 316-й стрелковой дивизии генерала И. В. Панфилова и курсантского пол­ка, созданного на базе военного учили­ща им. Верховного Совета РСФСР, под командованием начальника училища Ге­роя Советского Союза полковника С. И. Младенцева. На можайском на правлении мужественно сражалась на Бородинском поле 32-я стрелковая ди­визия полковника В. И. Полосухина. В районах Малоярославца и Наро-Фоминска боевой славой покрыли свои знамена части 312-й стрелковой дивизии полковника А. Ф. Наумова, курсанты двух подольских военных училищ, 17-я танковая бригада полковника И. И. Троицкого.