Смекни!
smekni.com

Памятники победы русского народа в Отечественной войне 1812 года в Москве (стр. 2 из 6)

Триумфальная арка (фрагмент)

Композиция построена мастерски. Впечатление движения уси­лено созданием пространственной глубины. Фигуры на переднем плане и в глубине рельефа различны по размерам. И несмотря на то, что ближайшие фигуры являются почти самостоятельными скульптурами, горельеф удачно вписывается в плоскость стены Триумфальной арки. Условность и реальность слиты здесь воеди­но. Рельеф исполнен с большим патриотическим чувством, страст­ностью и глубокой жизненностью рисунка.

Другой горельеф - " Освобожденная Москва" - выполнен в бо­лее спокойной манере. Полулежащая русская красавица, опираю­щаяся левой рукой на щит с древним московским гербом. Ее фигу­ра облачена в сарафан и мантию, голову украшает небольшая ко­рона . Правую руку она протягивает императору Александру I. На нем богатое платье римского цезаря. Эти центральные фигуры ок­ружены изображениями Геракла с палицей на правом плече, Минер­вы, немощного старца, женщины и юноши. Фоном для них служит зубчатая стена Московского Кремля. В одежде персонажей заметно сочета­ние русских национальных черт с античными, как и в предыдущем рельефе. Бесспорно, этот горельеф во многом уступает " Изгнанию французов", однако они близки друг другу по стилю, выходя­щему за традиционные рамки классицизма, но приобретающему чер­ты романтизма.

Триумфальная арка (фрагмент)

Традиционные фигуры трубящих о Славе парят в простенках над изгибами арки. А по всему периметру сильно выступающего карни­за помещены 48 гербов административных районов России, населе­ние которых участвовало в борьбе с агрессором.

Над карнизом застыли в спокойных позах аллегорические ста­туи Побед. У ног Побед сложены военные трофеи. В руках богинь венки и скипетры как символы властвующей победы.

Арку венчает колесница Славы, словно летящая над аттиком. Шестерка коней, выступая мерным -шагом, влечет колесницу. В ко­леснице гордо стоит крылатая богиня Победы. Высоко поднят в правой руке лавровый венок, она венчает им победителей. Взгляд древнегреческой богини обращен к въезжающим в столицу. Она словно стремится сообщить им радостную весть о победе русского оружия.

Интересно заметить, что московский митрополит отказался освятить Триумфальную арку при ее открытии в 1834 году из-за размещения на ней скульптурных изображений мифологических бо­гов.

В центре аттика, над проезжей частью, по обеим сторонам арки помещены мемориальные доски с надписями. Та из них, что смотрит на город, составлена из слов М.И. Кутузова, обращенных в 1812 году к русским воинам. На главном фасаде повторен макет закладной доски. И, читая эти строки, мы словно теряем ощуще­ние времени и как бы встаем рядом с теми, кто сражался у стен Москвы, кто поднимал ее из руин, кто совершил свой ратный под­виг более 180 лет назад.

Стены арки облицованы белым камнем. Умелое сочетание в од­ном монументальном сооружении разнообразных материалов, кон­трастных цветов - черного чугунного литья и белого камня -усиливает художественную выразительность памятника.

Архитектурный и скульптурный замыслы в нем в полном един­стве. Виртуозно задуманная и выполненная постановка скульптуры арки прекрасно учитывала игру света и тени ее частей. В этом легко убедиться, если обойти арку при восходе или закате солн­ца. То есть при максимальной ее освещенности. За счет того что колонны и стоящие между ними фигуры воинов не примыкают к сте­не арки, свет словно обтекает их и, отражаясь от белых стен, дополнительно подсвечивает черные фигуры сзади и с боков.

Великолепно было найдено создателями и решения стройных архитектурных пропорций всех элементов Архитектурной арки.

Идею ясного и спокойного создания победы Бове помогли вы­разить талантливые русские скульптуры И.П. Витали и И. Т. Тимо­феев. Они выполнили большинство работ по рисункам архитектора. В работах Витали и Тимофеева чувствуется стремление к простоте и правдивости. Их произведения отличаются сдержанностью и ве­личавым спокойствием. Совершенная красота формы, жизненность лепки, твердость линии говорят о глубоком понимании скульпту­рами сущности античного искусства и появлении в их работах реалистических мотивов. Заслуга Витали и Тимофеева является то, что в композиции Триумфальной арки монументальная скульп­тура удачно сочетается с массивными архитектурными формами. Имена создателей, истории сооружения и возобновлении Триум­фальной арки записаны на памятной чугунной доске, установлен­ной под сводом арки.

Триумфальная арка - это прекрасный, проникнутый идеей тор­жества русского народа символ победившей Москвы, это главный памятник Отечественной войны 1812 года в столице, это зримое воплощение глубокой признательности потомков героям-победителям. " Россия должна торжественно вспоминать о великих событиях Двенадцатого года!" - писал В.Г. Белинский. И воссоз­данная Триумфальная арка на площади Победы - лучшее тому под­тверждение .

Свидетельствует Манеж.

Осенью 1817 года Москва готовилась торжественно отметить 5-ую годовщину победы в Отечественной войне. Для смотра и па­рада войск было приказано построить " экзерциргауз" - манеж, в котором мог бы развернуться пехотный полк, то есть почти две тысячи солдат. За разработку проекта манежа взялся талантливый инженер-механик генерал А.А. Бетанкур.

Строительство манежа он поручил генералу А.Л. Карбонье, который в зоне парадной застройке города для возведения здания выбрал Моховую площадь (ныне Манежная). 10 июня 1817 года про­ект был утвержден.

Открытый 30 ноября 1817 года манеж стал чудом инженерного искусства своего времени. Замкнутое в нем пространство в 7424,67 м2 перекрывалось общей кровлей, лежавшей на деревянных стропилах, длиной 44,86 м каждая, и не имевшей каких-либо про­межуточных опор. Такое удивительно смелое решение было приме­нено впервые в мировой строительной практике и потребовало от Бетанкура точных и тщательных расчетов конструкций потолочных перекрытий и их нагрузок.

Прямоугольное в плане одноэтажное здание имеет и по нынеш­ним временам значительные размеры - длину 166,42 м, ширину -44,81 м, высоту - около 15 метров. Величественный вид манежа подчеркивается и его внешним оформлением. Массивные, утолщен­ные к низу стены опираются на высокий рустованный цоколь. Бо­ковые стены здания расчленены равномерно примыкающими к ним колоннами тосканского ордера. А между колонами в заглубленных арочных проемах помещены сводчатые окна, отчего стены манежа кажутся еще выше. Мощная верхняя часть здания покоится на ко­лоннаде стен. Ее архитектурное оформление выполнено в дориче- ском стиле. На торцевых стенах манежа, под гладкими фронтона­ми, а также в средней части боковых стен в высоких нишах, про­резающих цоколь, расположены удлиненные тройные деревянные во­рота . Благодаря тому, что окна составляют около трети всей площади стен, внутри помещение хорошо освещено дневным светом.

Одно из лучших созданий послепожарной Москвы, манеж явля­ется своеобразным памятником героям Отечественной войны 1812 года. В нем состоялись чествование и праздничный парад по слу­чаю пятилетия победы русского оружия в этой войне.

Из-за того, что с постройкой манежа очень спешили, через год после открытия кровля дала осадку и была поправлена Карбо-нье. Однако продолжающееся оседание стропил вынудило Бетанкура 1819 году выступить с предложением о серьезной перестройке кровли. Но осуществлена она была только четыре года спустя, в 1823-1824 годах, по проекту и под руководством военного инже­нера полковника P.P. Баусса, при активном участии Кашперова как основного исполнителя работ по сборке и установке заново сделанных стропил. В это время к работам по украшению манежа был привлечен замечательный архитектор и градостроитель О.И. Бове.

Глубоко прочувствовав и правильно поняв роль и значение манежа как здания-памятника в ансамбле народной застройки цен­тра Москвы, Бове предложил поместить на фасадах лепные украше­ния, прославляющие военную мощь России. Бове настоял на про­стоте оформления торцевых фасадов, ограничившись мелким релье­фом под карнизом. Декоративные детали в виде военных атрибутов римских легионеров, выполненные по рисункам Бове, были укреп­лены снаружи и внутри манежа летом 1825 года.

Произведенные под руководством и по чертежам Бове штука­турные и лепные работы еще более подчеркнули торжественный характер манежа в целом. Искусно вкрапленный в архитектурный об­лик монументального здания декор из небольших строгих ритмиче­ских рельефов предал законченность всему сооружению - одному из лучших произведений классицизма в России.

Здание манежа без особых внешних изменений сохранилось до наших дней. Во время празднеств в нем устраивались народные гулянья и концерты, нередко разворачивались различные выстав­ки. В послевоенные годы деревянные стропила были заменены ме­таллическими, сохранившими внешний контур кровли, но потребо­вавшими установки внутри промежуточных опор. Со стороны площа­ди тройные въездные ворота были заменены трехарочным входом, к которому ведут гранитные ступени. В 1957 манеж стал Централь­ным выставочным залом. В 1976 году в манеже проводились рес­таврационные работы, цель которых была " возвращение молодо­сти" уникальному зданию. Манежу был возвращен его первоначаль­ный облик. О том, что это здание - один из достойных памятни­ков героям 1812 года говорят слова на мемориальной доске из серого камня:

" Здание манежа построено в 1817 году в ознаме­нование победы русского народа в Отечественной войне 1812 го­да".

Мемориальная доска

Георгиевский зал.