22 апреля 1839 года генерал-лейтенант Дениса Давыдова не стало.
Имя Дениса Давыдова было присвоено Ахтырскому гусарскому полку, с которым связаны наиболее яркие страницы его боевой биографии.
Горячий патриот, мужественный и непоколебимый воин, военный теоретик и талантливый поэт, Давыдов навсегда сроднился с Москвой. Здесь он родился и жил. На территории Новодевичьего монастыря покоится его прах. В 1955 году над могилой поэта-партизана был установлен бюст, выполненный скульптором Е.А. Рудаковым.
На вечные времена.
У стен кремлевского арсенала сгрудились наполеоновские орудия - свидетели былых побед и разгрома завоевателей. Выбитые на смертоносных жерлах гербы, девизы, номера, клейма с указанием места и времени отливки, имени литейщика могут рассказать нам много интересного.
Здание Арсенала |
Отбитое орудие являлось дорогим трофеем, приравнивавшимся к захваченному знамени, так как артиллерийские части в начале XIX века не имели своих знамен, в отличие от кавалерийских и пехотных частей.
Не случайно это редчайшее собрание артиллерийских трофеев первой четверти XIX века вот уже более 180 лет хранится в Московском Кремле.
Еще в 1701 году Петр I распорядился построить вдоль стены, соединяющей Никольские и Троицкие ворота Кремля, здание Арсенала для хранения, ремонта и изготовления различного оружия, военного снаряжения и боеприпасов. В этом же здании, получившим название " цейхаус", было решено организовать военный музей. Специальным указом предписывалось собирать и свозить в " новопостроенный цейхаус для памяти на вечную славу" трофейные медные и железные пушки, а также различные иностранное оружие. Военное снаряжение и знамена, захваченные в боях. Несмотря на петровский указ, задуманный музей трофейного вооружения так и не был создан.
К 1812 году кремлевский Арсенал в Москве являлся одной из крупнейших баз, где хранились десятки тысяч различных образцов в основном отечественного оружия и боеприпасов. Во время нахождения наполеоновской армии в Москве здание Арсенала было взорвано. В полуразрушенном состоянии Арсенал оставался еще 4 года после освобождения Москвы. Его восстановление продолжалось до 1828 года.
К 100-летнему юбилею Отечественной войны в здании кремлевского Арсенала намечалось открыть музей 1812 года. Но из-за недостатка средств и из-за начавшейся первой мировой войны музей открыт не был. До наших дней на фасаде здания частично сохранились лепные украшения в виде военных атрибутов - следы начавшейся отделки кремлевского Арсенала под музей. О музейном предназначении здания напоминают и стволы трофейных орудий армий всех государств Европы, втянутых Наполеоном в нашествие на Россию.
В 1812 году был издан императорский рескрипт, в котором говорилось о создании столпа из вражеских орудий.
Памятник этот вначале предполагалось установить у Тверских ворот (ныне пушкинская площадь), но вскоре местом для него была избрана сенатская площадь, напротив здания арсенала. Многие известные архитекторы начали работу над проектом памятника победы. Одним из первых был ведущий архитектор Москвы конца XVIII века М.Ф. Казаков. Однако ни один из многочисленных проектов так и не был осуществлен.
К 1819 году у стен арсенала было собрано 875 трофейных орудийных стволов. В 1830-х годах, когда первоначальная идея создания памятника была оставлена, они были размещены на ступенчатых каменных постаментах вдоль главного фасада кремлевского Арсенала, от Троицких до Никольских ворот. У южной стены арсенала выросли пирамиды трофейных ядер из 207 зарядных ящиков, брошенных французами в Москве.
В середине XX века в связи с начавшимися в Кремле строительными работами по сооружению Дворца съездов и сноса старого здания Оружейной палаты вдоль главного и южного фасадов Арсенала было помещено 40 старинных орудий XVI-XVII веков на декоративных лафетах. Для этого пришлось убрать часть трофейных орудий 1812 года и изменить их размещение. Еще раньше, в 1936 году, около 40 трофейный стволов было передано бородинскому военно-историческому музею-заповеднику, 68 трофейных орудий в 1962 году было перенесено к зданию музея-панорамы " Бородинская битва".
В 1974 году была произведена расчистка этих исторических орудий, освобождение их от различных наслоений.
У Дорогомиловской заставы.
Известие о решении М.И. Кутузова оставить Москву без боя быстро распространилось в войсках. Войска покидали Москву двумя колоннами, одна из которых шла через Дорогомиловскую заставу и Москву-реку. В ней находился и Кутузов. Первыми в 3 часа ночи 2 сентября по Дорогомиловскому мосту и далее по улицам Москвы потянулись Обозы. Следом за ними прошло ополчение, потом пехота и артиллерия. Замыкали колонну казаки. Мерно стучали солдатские сапоги по деревянной мостовой на подъезде к Дорогомиловскому мосту. В горестном молчании полк за полком, рота за ротой проходила по Дорогомиловскому мосту русская армия.
В августе 1837 года Россия отмечала 25-летие бородинского сражения. Тогда же Дорогомиловский мост был переименован в Бородинский .
В 1868 году деревянный Бородинский мост был заменен железным на двух высоких каменных быках с ледорезами. Строительным чудом называли новый мост москвичи. Проезжая часть его длиной 139 м и шириной 15 м была перекрыта верхними металлическими фермами. При въездах стояли каменные арки с декоративными башенками на углах. Мост был сооружен по проекту инженера В.К. Шлейера.
В таком виде мост просуществовал до 1909 года, когда началось его перестройка по проекту архитектора Р.И. Клейна и инженера Н.И. Оскалкова. Проезжая часть была расширена почти до 26 м при прежней длине и прежнем числе мостовых опор.
Открытие моста состоялось в 1913 году. Продуманным архитектурным оформлением Клейн превратил Бородинский мост в своеобразный памятник русским воинам, стоявшим насмерть на Бородинском поле.
В 1938 году мост был частично реконструирован. Вторичной реконструкции он повергся в 1950-1952 годах. Бородинский мост был значительно расширен и удлинен. Под его съездами устроены арочные проезды, открывающие путь по набережной под мостом. Архитектурный облик моста-памятника сохранен. Со стороны Большой Дорогомиловской улицы по обеим сторонам въезда на мост высятся серые гранитные обелиски. Своей формой они напоминают те старые каменные столбы, которыми был когда-то обозначен въезд в Москву со стороны Дорогомиловской заставы. Со стороны Смоленской площади по бокам въезда помещены свободно стоящие полукругом колоннады конического ордера. Общий карниз связывает каждую шестерку колонн, а на нем установлены отлитые из чугуна декоративные пирамиды древних воинских доспехов и знамен. Береговые сооружения моста выполнены в форме бастионов. На чугунной решетке парапета укреплены медальоны с изображениями различных военных атрибутов. Архитектуру удалось придать оформлению моста-памятника торжественно-триумфальный характер, подчеркивающий величие победы русского народа в Отечественной войне 1812 года.
Обелиск на Бородинском мосту-памятнике |
К постаментам стройных четырехгранных обелисков прикреплены чугунные доски с именами героев. На четырех памятных досках левого обелиска перечислены выдающиеся полководцы и военачальники. На трех досках правого обелиска, обрамленных рельефными изображениями военных доспехов. Начертаны имена прославленных партизан. Надпись на четвертой доске этого обелиска обращенной к Киевскому вокзалу, коротко повествуется об истории моста: " Бородинский мост сооружен в 1912 году в память Отечественной войны 1812 года. Реконструирован в 1952 году."
Простые русские имена и фамилии без титулов и званий. Все они в равной степени связаны неразрывно и навечно с Двенадцатым годом. В память об этих замечательных людях высятся гранитные обелиски моста.
Торжественные мотивы оформления Бородинского моста с его обелисками и колоннадами были подхвачены архитектором И. И. Рербергом при сооружении Брянского, а ныне Киевского вокзала. Постройка его началась в 1914 году, а закончилась в 1920-м.
Этот ансамбль является одним из самых замечательных для своего времени. Строится он не только на использовании классических форм, но и на единстве идейной направленности архитектуры входящих в него сооружений. Но если на облике Бородинского моста сразу же угадывается монументальный памятник выдающимся событиям Отечественной войны 1812 года, то в здании Киевского вокзала героические мотивы представлены по-особому. Связь архитектуры Бородинского моста и Киевского вокзала особенно ярко проявилась после расширения Дорогомиловской площади в б0-х годах нынешнего столетия.
Мощь и непобедимость России, сохранившей свою независимость в суровые дни Отечественной войны 1812 года, символизируют оба эти сооружения.
Грандиозная победа, достигнутая в Двенадцатом году в результате титанических усилий всех народов России требовала своего отражения в не менее грандиозных и разнообразных памятниках. И будь то название улицы, обелиск, триумфальная арка, мемориальная надпись на доме, напоминающая о подвигах героев Отечественной войны 1812 года, - это прекрасное воплощение преемственности традиций поколений, это отражение признательности потомков. Это та нить, которая тянется от далекого прошлого к сегодняшним дням, к умам и сердцам нашего поколения, делая человека духовно богаче.
В преемственности славных дел поколений - залог роста культуры и патриотизма русского - человека. Это подтверждение того, что завтрашняя история берет начало сегодня. Только человек, выросший в условиях нашей действительности, человек с широким кругозором способен по-настоящему понять и оценить великий подвиг своих предков, увековечив его в камне, в металле, воздвигая все новые и новые свидетельства безграничного уважения людей к памяти героев, отдавших жизнь за Родину.
1. А. С. Смирнов . «Москва – героям 1812 года.» Путеводитель, 1996 год
2. Сборник «Старая Москва» , изд. Дрофа, Москва 1998 год
3. История Москвы – учебные пособия , изд. «Международный дом Сотрудничества», 1996 год