Известно , что в большинстве случаев основная часть содержащегося в помещениях радона поступает в них из грунтового основания здания .
После ввода в действие этих норм и опыта измерений потоков радона на участках застройки в Москве в составе проводимых Мосгоргеотрестом инженерных изысканий , выявлено значительное число участков с его повышенными выделениями . На этих участках требования «Норм радиационной безопасности» НРБ-96 в отношении допустимого содержания радона в новых зданиях могут быть выполнены только при условии достаточно низкой радонопроницаемости ограждающих конструкций их подземной части и подвального перекрытия . Можно ожидать, что после накопления информации о выделениях радона на различных участках Москвы появится достаточная основа для районирования ее территории по уровню радоноопасности .
Известно , что основным «поставщиком» радионуклидов населению являются продукты питания .В связи с этим проводится постоянный контроль за содержанием основных образующих нуклидов ( цезий-137 , стронций-90 ) в молоке , картофеле и овощах в трех районах московской области (Подольском , Красногорском и Щелковском) .
Жители Московского региона уже десятки лет живут в близи примерно 100 реакторов , комплексов «горячих камер» и других опасных ядерных объектов . Правда , в результате развала российской науки многие реакторы остановлены , но стало ли от этого безопаснее жить - это еще вопрос . Вот , например , РНЦ «Курчатовский институт» , на территории которого , по данным Информационно-аналитического центра по предупреждению аварийных ситуаций на объектах атомной энергетики , располагается 8 исследовательских реакторов , 18 критических стендов и 3 подкритических .
Но опасность ядерного объекта определяется не количеством установок , а их качеством . Большинство атомных объектов Московского региона , в том числе расположенных и на территории РНЦ «Курчатовского института» , проектировались еще в 40-50-е годы. Сегодня они во многом не соответствуют требованиям современных норм и правил по безопасности использования атомной энергии . В результате более 50-летней деятельности РНЦ «Курчатовский институт» возникла сложнейшая экологическая проблема , связанная , в первую очередь , с высокорадиоактивными отходами . Располагаются они в устаревших временных хранилищах , занимающих около двух гектаров и не соответствующих требованиям норм и правил безопасности в атомной энергетике . Когда эти установки создавались , правил вообще не было .
Мероприятия по радиационной безопасности в соответствии с Указом Президента должны финансироваться в первую очередь . Иногда так и происходит . Одним из наиболее опасных радиационных объектов Московской области является расположенный не очень далеко от Москвы Подольский завод цветных металлов . В августе 1989 года там произошла авария , в результате которой в плавильные печи попал радиационный лом . На территории завода образовалось около 20 тысяч кубических метров радиоактивных отходов , содержащих цезий , кобальт , стронций , радий . Работы по дезактивации то начинались , то из-за недостатка средств прекращались в течение 6 лет . В начале 1996 года правительство Московской области провело специальное заседание , посвященное радиационной безопасности на Подольском заводе , и обратилось к Федеральным властям с обоснованной программой по ликвидации опасной ситуации для жителей области .
В этом же году средства для проведения первого этапа программы в размере 3,6 миллиарда рублей были получены , радиационные шлаковые горы , в течение нескольких лет возвышающиеся над заводом стали разбираться , рядом с ними поднимаются стены сделанного по всем правилам безопасности хранилища радиоактивных отходов .
Правительство Российской Федерации приняло ряд законов, контролирующих деятельность предприятий и объектов атомной энергетики , в частности : «Об использовании атомной энергии» , «О государственной политике в области обращения с радиоактивными отходами» , «О возмещении ядерного ущерба и ядерном страховании» . Только за 1995 год вышло 35 руководящих документов .
Еще одной экологической проблемой нашего города , влияющей на самочувствие людей является повышенный уровень шума . 36% населения города Москвы ( 3,25 млн. человек ) проживают в условиях акустического дискомфорта, вызванного различными шумовыми источниками . На транспортный шум женщины жалуются несколько больше , чем мужчины ( 96 и 90% ) . Наибольшее количество жалоб на шум высказывают лица старше 50 лет ( 92% ) .
Для определения опасных уровней шума его воздействие оценивается в децибелах ( дБ ) специальным прибором . Шум характеризуется также высотой тона ( частотой ) , а высокочастотные шумы кажутся более громкими и раздражающими слух , чем низкочастотные такой же силы . Проведенные исследования показали , что критическим ( не нарушающим ночной сон ) является уровень звука в 40 дБ . Днем на центральных улицах Москвы уровень шума составляет 70-80 дБ , а на главных радиальных магистралях городского назначения - 75-82 дБ , в новых жилых районах , на внутриквартальных территориях , удаленных от улиц примерно 55 дБ днем и 45 дБ ночью . В зонах акустического дискомфорта , прилегающих к железным дорогам , в настоящее время проживает 440 тыс. человек . Самые шумные направления , вызывающие наибольшее число жалоб жителей - Савеловское , Ярославское и Окружная железная дорога .
Люди , подверженные повышенному шумовому воздействию , рискуют раньше остальных получить гипертонию , язву желудка , психозы и неврозы . Медики советуют москвичам , живущим в домах вдоль оживленных магистралей , держать в квартире как можно больше звукопоглощающих материалов ( ковры , мягкая мебель , плотные гардины ) .
Москва - единственный город в нашей стране где уже более 30 лет исследуется «шумовая обстановка» и разрабатываются меры борьбы с шумом . Столичное правительство впервые в России ввело в действие городские строительные нормы к «Допустимым уровням шума , вибрации и требованиям к звукоизоляции в жилых и общественных зданиях» . Подобный шаг предпринят в целях защиты горожан и совершенствования проектирования и строительства в Москве .
Нормы были разработаны по заказу властей НИИ строительной физики Российской академии архитектуры и строительных наук , Московским НИИ гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана и другими проектными организациями . Нормы будут обязательны для всех организаций , осуществляющих деятельность в области строительства , независимо от формы собственности и государственной принадлежности .
Нормативные параметры допустимого шума , вибраций и нормативные требования к звукоизоляции ограждающих конструкций в жилых и общественных зданиях установлены для следующих категорий: категория А - высоко комфортные условия ; категория Б - комфортные условия ; категория В - предельно допустимые условия . Для массового строительства решено рекомендовать категорию Б . Согласно этим правилам , допустимые уровни шума от внешних транспортных источников в помещениях , окна которых выходят на улицы и дороги , выше на 5 дБ , чем в других зданиях . Зоны распространения шума и вибрации показаны на схеме в приложении 7 .
Опасность всегда сопровождает жизнь человека . В последней трети 20-го столетия прогресс уготовил нам новых врагов - невидимых , но вполне реальных . Это факторы экологического риска , подстерегающие человека не только на улице , но и в его жилище . Мы почти всегда не раздумывая предполагаем , что вредные экологические воздействия остались за порогом нашей квартиры , а это не так . Они никуда не делись , к ним только прибавились новые, домашние . Достаточно сказать , что уровень загрязнений воздуха в квартире и офисе обычно в несколько раз выше , чем на улице .
Коварство этих неблагоприятных экологических воздействий состоит в том , что их нельзя потрогать , увидеть, услышать . Мы можем только наблюдать последствия этих влияний , не осознавая их происхождение . Человек нередко борется со следствием , не устраняя причину . Головная боль , усталость , раздражительность , апатия , недомогания всякого рода гонят нас в аптеку , а источник всех бед находится в собственном доме .
Главная опасность заключается в том , что они не ощущаются человеком . В жилище человек проводит в среднем 10-14 часов , а дети, старики и больные , для которых неблагоприятные воздействия особенно значимы , 20-24 часа. Дома на человека могут влиять различные радиационные загрязнения ( в том числе радон ) ; наличие тяжелых ( токсичных канцерогенных ) металлов , попавших в наш изношенный водопровод из вне , по пути от водоочистительной станции к квартире ; электромагнитные поля от некачественной электропроводки и объектов различного назначения , находящихся поблизости ; формальдегид , фенолы и т.д.
Мебель , в окружении которой мы живем , также как стены и пол , не всегда экологически безопасна . Из всех вылетающих из мебели токсичных соединений самое неприятное - газ формальдегид . Он раздражает слизистые оболочки и кожу , снижает активность некоторых ферментов. Есть данные о его мутагенной и канцерогенной активности. Формальдегид в связанном состоянии содержится в смоле , используемой при изготовлении древесностружечных плит , древесноволокнистых плит и фанеры . Фанера и ДВП ( по-бытовому , оргалит ) безопаснее , так как в них смола с формальдегидом находится между древесными волокнами , а не на поверхности , как в ДСП .
Чтобы предотвратить выход формальдегида в воздух из ДСП , все ее поверхности должны быть защищены специальным покрытием : пленочным , лакокрасочным , эмалью и т.д. К сожалению , пленочные материалы для облицовки ДСП тоже могут выделять токсичные вещества .