Смекни!
smekni.com

Москвар во второй половине XV - начале XVI вв. (стр. 1 из 3)

Москва во второй половине XV - начале XVI вв.

Сергей Юрьевич Шокарев

Введение

Источники донесли до нас более полное представление о Москве второй половины XV—начала XVI века, чем о Москве более раннего времени.

Кремль или “город”

Центром столицы был кирпичный Кремль с монументальными соборами и каменным великокняжеским дворцом. С северной стороны от Успенского собора располагался митрополичий двор. В 1450 г. митрополит Иона заложил на нем каменную палату и при ней церковь во имя Ризоположения. По аналогии с позднейшим патриаршим двором, на митрополичьем дворе, по всей видимости, в каменной палате существовало несколько помещений называемых кельями: передняя келья (приемная), келья-комната (как бы кабинет), крестовая келья (молельня), малая келья (опочивальня). К каменной палате примыкали деревянные сени и деревянный второй этаж. В 1473 г. после пожара, испепелившего значительную часть Кремля, митрополит Геронтий поставил уже кирпичную палату и “нарядил” кирпичные ворота, которые впоследствии назывались Святыми. Возле них была воздвигнута кирпичная палата, получившая название Столовой. В Столовой палате происходили торжественные трапезы митрополита с государями и высшим духовенством. После пожара 1493 г. митрополит Зосима вновь отстроил свой дом в виде трех каменных келий с подклетами.

Помимо великокняжеского и митрополичьего дворов, Кремль XV—XVI вв. был местом жительства бояр, дворцовых мастеров, купцов и расположения подворий дальних монастырей. Застройка Кремля была очень тесной, что вызвало специальные меры Ивана III по благоустройству кремлевской территории. Около 1500 г. при его приказу были проложены прямые улицы от Спасских (Фроловских) ворот и Никольский ворот к Соборной площади Кремля. Ширина этих улиц была незначительной и примерно соответствовала ширине проезда в кремлевских воротах. На Спасской улице Кремля у самих ворот находилась церковь Афанасия Александрийского и подворье Кирилло-Белоозерского монастыря. Напротив Афанасьевскй церкви находились кирпичные палаты купца Таракана, построенные им в 1470 г. – первое кирпичное гражданское сооружение в Москве. Далее по Спасской улице располагалось подворье митрополита Крутицкого и Подонского. За этими подворьями, в северо-западном углу Кремля в конце XV в. находились боярские дворы – знаменитого князя Семена Ряполовского, Григория Васильевича Морозова, Андрея Федоровича Челяднина (носил почетный титул конюшего, т.е. старшего между боярами). Они примыкали к самой окраине Кремля – Зарубе, т.е. горе, которую подпирали деревянные сваи или избицы – срубы, укреплявшие скат горы. В первой половине XV в. на месте этих дворов находился двор Димитрия Шемяки, на котором в ночь на 16 февраля 1446 г. был ослеплен великий князь Василий II. Двор Семена Ряполовского после его казни, вероятнее всего, перешел в казну, и около 1525 г. был пожалован знатному литовскому выходцу князю Федору Михайловичу Мстиславскому, женившемуся на племяннице Василия III.

С другой стороны Спасской улицы находился двор бояр Ховриных-Головиных – потомков греческого князя Стефана Васильевича, появившегося в Москве в конце XIV в. Внук князя Стефана Васильевича Владимир Григорьевич Ховрин в 1450 г. построил перед своим двором церковь во имя Воздвижения Честного Креста, которую “повеле заложити около кирпичем, а изнутри белым каменем”. Через семь лет новая церковь обгорела при пожаре, начавшемся у Ховринского двора и испепелившего треть города, но просуществовала до начала XIX в. Сын Владимира Григорьевича Иван Голова, обладавший значительными денежными средствами, в 1472 г. взял подряд на строительство Успенского собора, закончившееся падением здания. Иван Голова, его брат Дмитрий Овца и их потомки в XVI в. занимали должность государевых казначеев.

Двор Ховриных-Головиных примыкал к Вознесенскому монастырю, основанному вдовой Дмитрия Донского княгиней Евдокией Дмитриевной в 1407 г. В том же году великая княгиня скончалась и была похоронена в основанной ею церкви. С этого времени Вознесенский монастырь стал усыпальницей женской половины великокняжеского дома, переняв эти функции у кремлевского Спасского монастыря. Захоронения великий княгинь совершались в белокаменных саркофагах в подцерковье соборе. Когда в 1928 г. разрушали Вознесенский монастырь ученые, историки и архитекторы смогли спасти древнейший некрополь монастыря. Многотонные саркофаги с сохранившимися в них останками княгинь и цариц были перенесены в подклет Архангельского собора. Несколько лет назад сотрудники Музеев Московского Кремля начали работу по научному изучению этих останков. Так была выполнена пластическая реконструкция внешнего облика великой княгини Софьи Палеолог. На очереди исследование останков великой княгини Елены Глинской.

К Вознесенскому монастырю с примыкал мужской Чудов монастырь, расположенный ближе к Соборной площади. Он был основан святым митрополитом Алексием в 1365 г. Согласно преданию, поводом для основания монастыря было чудесное исцеление в Орде митрополитом ханши Тайдуллы, матери золотоордынского хана Джанибека. В честь этого события ханша подарила митрополиту ордынский Посольский двор в Кремле, на месте которого Алексий и основал каменную церковь во имя Чуда Михаила Архангела в Хонех, вокруг которой и возник монастырь. Сам основатель монастыря в 1378 г. был погребен в церкви Чуда Михаила Архангела в Благовещенском приделе. Его чудотворные мощи вскоре стали предметом поклонения. Церковь Чуда Михаила Архангела была перестроена в 1431—38 гг. В 1483 г. чудовский архимандрит Геннадий повелел соорудить в монастыре храм во имя святого митрополита Алексия с трапезной, который был окончен в 1485 г. В 1501 г. Иван III приказал перестроить обветшавший монастырский собор 1431—38 годов. Чудов монастырь в XV—XVI вв., наряду с Троице-Сергиевым, Иосифо-Волоколамским, Кирилло-Белоозерским монастырями был одним из крупнейших. Согласно поздним переписям XVII в. ему принадлежало 2120 крестьянских дворов – по числу дворов он находился на втором месте после Симонова среди московских монастырей (Симонов – 2407, Новоспасский – 1803, Новодевичий 1469 и др.).

Однако, не только бояре и монастыри владели в XV—XVI вв. землями в Кремле. При Иване III из Кремля были выселены некоторые купцы, но жили дворцовые мастера. Так, в духовной Ивана III упоминаются три портных великого князя, которые жили на месте старого двора боярина Василия Тучкова-Морозова, близ Спасской улицы.

Великий посад или Китай-город

Великий посад был наиболее заселенной частью города после Кремля. Его территория расширялась по мере удаления от Кремля, к востоку. Естественными границами Посада были Москва-река и Неглинная. От того места, где Неглинная поворачивает на север до Москвы-реки еще при Василии I было начато сооружение рва. В конце XV в. посад был затронут мерами Ивана III по благоустройству города. В 1492 г. великий князь приказал снести все дворы по реке Неглинной на расстоянии 110 сажен от Кремля (около 300 метров), дабы расчистить место для строительства новых стен и ее сохранения от возможных пожаров. В 1495 г. подобная мера была обращена на строения, находящие за Москвой-рекой, в Заречье. Густонаселенный посад отделялся от кремлевских стен торговой площадью, носившей в XVI в. название Пожар, а, впоследствии, Красная. В 1504 г. на посаде было указано завести деревянные решетки, которыми улицы перегораживались на ночь и при них стражу, чтобы предотвратить разбои. Тогда же были сделаны попытки стандартизировать ширину московских улиц. Новгородский летописец пишет, что в 1507 г. в Новгороде стали устанавливать размер улиц по-московски.

Наиболее древней частью Посада был Подол, спускавшийся к Москве-реке, называвшийся в XVI в. Зарядьем, т.е. местностью “за рядами” (торговыми). По Подолу параллельно Москве-реке шла Великая улица, на которой стояла церковь Николы Мокрого, покровителя путешественников, особенно, моряков. В древности там располагалась пристань купеческих судов, приплывавших из Рязани и Нижнего Новгорода. Подол был очень плотно застроен. Раскопки в позднейшем Ипатьевском переулке обнаружили не менее 20 сооружений – срубов, хозяйственных построек, частоколов, мостовых. Толщина культурного слоя XV в. в этой части Посада равняется 1 м. Такая же толщина культурного слоя и в северо-восточной части Кремля. Плотная застройка наблюдается и в более северных частях Посада – срубы и мостовая обнаружены в Историческом проезде. В одном из срубов найдена первая в Москве берестяная грамота, содержащая фрагмент судного списка 1410—1430-х гг.

Севернее Подола шла Варьская улица (Варварка), получившая свое название, вероятнее всего, от слова “варя”, обозначавшее варку меда и некоторые другие повинности населения. В 1514 г. московский купец Юрий Урвихвостов поставил в начале улицы церковь во имя великомученицы Варвары и название церкви вытеснило более древнее наименовании улицы. В XVI—XVII вв. Варварка была очень оживленной. На ней располагались: Гостинный двор, Старый Денежный двор, Английский двор, Устюжский Гостинный двор, Знаменский монастырь множество церквей и дворов знати.

Севернее Варварки располагалась Ильинка, называвшаяся по стоявшей в ее начале церкви Ильи под Сосной. Название церкви – “под Сосной” доносит до нас атмосферу глубокой древности, когда на Посаде, еще не столь заселенном, стояли маленькие церкви, умещавшиеся под сосной или под вязом, как называлась церковь, стоявшая на другом конце Посада – Иоанна Богослова, что под Вязом. Четвертой крупнейшей улице Посада была Никольская, получившая свое название по Никольскому монастырю, основанному до 1390 г. (в XV в. назвался Николой Старым). В 1473 г. в монастыре Николы Старого спасался от страшного кремлевского пожара митрополит Филипп. Поблизости от Никольского монастыря располагался Иконный ряд, на котором шла торговля иконами. Основанный в той же местности (левая сторона Никольской) в 1600 г. Спасский монастырь получил таким образом название Заиконоспасского.