Смекни!
smekni.com

Путеводители по Москве как тип справочного издания (стр. 2 из 4)

История московского путеводителя насчитывает более двух веков. С течением времени менялись их содержание, форма, полиграфическое исполнение. Но, несомненно, можно выделить и общие типологические особенности, присущие путеводителям разных эпох и обусловленные целевым и читательским назначением этого типа справочных изданий.

3. Вся структура организации материала в путеводителе, оформление его должны создавать наиболее благоприятные условия для выборочного чтения Путеводители должны быть компактны, ведь они сопровождают читателя в путешествии. Гарнитура шрифтов – предельно убористой и в то же время легко читаемой. Принцип расположения материала – наиболее удобным.

Попробуем проследить развитие данного типа справочных изданий, проанализировав путеводители разных лет, начиная с точки зрения структурной организации материала, их оформления и ряда других особенностей.

В путеводителях материал располагается в систематическом или алфавитном (формальном) порядке. Так, В.Г. Рубан, автор первого путеводителя «Описание императорского столичного города Москвы…» (Спб, 1782), в основу положил систему административного деления города на 14 полицейских частей. Каждый раздел, соответствующий номеру части, предваряли краткие топографические сведения о ее границах. Например: «Первая часть в Кремле , Китай –городе и Белом-городе, начав от реки Неглинной направо до самой Москвы-реки». Далее идет перечисление городских ворот, каменных и деревянных мостов, больших улиц и переулков, каменных и присутственных мест с указанием их местонахождения. Были и статистические разделы: «Роспись главным и малым заставам, которые около Москвы находятся вместо ворот по последнему Камер-коллежскому валу, с показанием, какие к оным пришли дороги и из каких мест по тем дорогам в Москву приезжают» и т.д.

Автор «Путеводителя к древностям и достопримечательностям московским…», изданного 1792-93 гг. в Москве в типографии В.Окорокова, Лев Максимович расположил материал в соответствии с исторически сложившейся планировкой Москвы: Кремль, Китай-город, Белый город, Земляной город. Соответствующие названия получили и четыре части книги.

Следуя Максимовичу, автор третьего путеводителя – «Историческое и географическое описание первопрестольного града Москвы с приобщением генерального и частных его планов…» (М.: Тип. С. Селивановского, 1796), изданного «иждивением Т. Полежаева». Воспроизводил исторически сложившееся деление Москвы на четыре части. Путеводитель содержал и статистические разделы «Ведомость. Сколько состоит в двадцати частях здешнего города Москвы церквей и прочего», «О соборах. Когда и кем построены», « О монастырях мужских», «Монастыри женские», «Гульбища.

Надо сказать, что структура, предложенная Л. Максимовичем, положена в основу большинства современных путеводителей. Возьмем, например путеводитель Э.Я. Двинского «Кольца и радиусы Москвы» (М., 1986). В нем выделены разделы: «По Кремлю». «Красная площадь», «Замоскворечье - заповедная зона» и др. (в соответствии с радиально-кольцевой схемой, которая лежит в основе планировки Москвы).

Реже встречается алфавитное расположение материала, как в кратком путеводителе Э.Я. Двинскогго «Москва от А до Я» (М., 1976).

Текст путеводителя должен члениться по разделам и объектам внутри разделов. Это обеспечивает возможность прерывистого чтения: просматривая заинтересовавший нас объект, мы отрываемся от текста путеводителя, а членение текста на структурные составляющие позволяет легко найти то место, на котором мы прервались. Чтение направляет внимание путешествующего.

Структурное членение текста путеводителяосуществляется чаще всего внутритекстовыми выделениями, которые улучшают ориентацию в тексте, ускоряют его восприятие. В путеводителях предпочтение отдается абзацному членению. Широко используются жирный шрифт, обеспечивающий наиболее сильный контраст на фоне «светлого» текстового массива важной фактической информации (например, названий архитектурных, исторических достопримечательностей города), а также курсив. Курсивы широко применялись в книгах конца XVIII – начала XIX веков для внутритекстовых выделений, колонтитулов, заголовков. Они оживляют и украшают текст. Курсивом в книгах того периода набирались собственные имена, цитаты, подзаголовки и т.д. Внутритектовые выделения делались также разрядкой или капителью (прописные буквы в размер строчных). В «Альманахе на 1826 год для приезжающих в Москву и для самих жителей сей столицы…» (1825) можно увидеть и абзацное членение текста, и широкое применение курсивов для выделения названия соборов, монастырей, дворцов, гульбищ, гуляний, фамилий, «должностных и прочих штатных особ» Москвы. В уже упомянутом путеводителе Э.Я. Двинского «Кольца и радиусы Москвы» названия достопримечательностей города (например, на улице Чехова – «церковь Рождества в Путинках», «театр им. Ленинского комсомола) выделены жирным шрифтом.

К средствам, способствующим ориентации в тексте и оперативному поиску справки, относятся колонэлементы, словесные, номерные и литературные рубрики. Это текстовые средства, несущие словесную или цифровую информацию и ориентированные на прочтение. Во всех путеводителях на каждой странице обязательна колонцифра, задача которой обеспечить возможность ссылки на данную страницу и помочь запомнить место размещения тех или иных сведений.

Предисловие к путеводителю в книгах XVIII- XIX вв. имеет отдельную (римскую_ пагинацию, оно ощущается как некая вставка. Римскую пагинацию могут иметь и отдельные части справочного аппарата путеводителя (например, в путеводителе «Москва и окрестности» Платонова, напечатанной в Москве в скоропечатне А.А. Левенсона в 1896 году., римскую пагинацию имеют оглавление и «Маршруты прямых сообщений от Москвы»).

Встречаются в путеводителях и колонтитулы. Например, в вышеназванном путеводителе Платонова на свободное от текста поле вынесены названия глав. Тот же прием используется и в книге Ю.Н. Александрова «Москва: диалог путеводителей» (1985). Колонэлементы хорошо воспринимаются при быстром перелистывании книги, помогают оперативному извлечению их текста нужной информации

Способствует выполнению целевой и читательской функций путеводителя рубрикация – система рубрик, в которой словесными или композиционно-графическими средствами выявлена внешняя связь и соподчиненность подразделений текста. Рубрики путеводителя должны быть выразительными, высоко информативны, едиными по оформлению во всей книге как системе.

Чаще всего в путеводителях встречаются тематические рубрики (слово или словосочетание, характеризующее содержание раздела). Например, в «Альманахе на 1826 год для приезжающих в Москву и для самих жителей сей столицы…» такие рубрики: «Историческая картина Москвы; Соборы; Монастыри; Дворцы; Гульбища; Должностные и прочие знатные особы; Бани; Книжные лавки; русские , французские, немецкие и другие. Как видим, в данном случае (а это вполне типично) кроме рубрик широко распространенных в путеводителях и более дробные подрубрики.

Встречается в путеводителях и тематическая рубрика с абстрактным перечнем основных этапов маршрута путешествия по городу, которому посвящен раздел. Путеводитель Ю.Н. Александрова «Москва: диалог путеводителей» имеет рубрики с абреже:

«Ожерелье площадей.

Маршрут: пл. Ногина – Старая пл. – Новая пл. – пл. Дзержинского – просп. Маркса – ул. Неглинная – ул. Кузнецкий мост – ул. Петровка» и т.д.

Рубрика с абреже используется в путеводителях в тех случаях, когда надо выделить отдельные части текста, сконцентрировать на них внимание читателя. Рубрики могут быть также литерными и номерными.

4.1. К научно-вспомагательному аппарату издания относятся сопровождающие основной текст эпиграфы, посвящения, предисловия, послесловия, примечания и прочие элементы. Посвящения и эпиграфы особенно характерны для путеводителей конца XVIII-XIX вв. Посвящением обычно занят следующий за титульным лист. В дореволюционных изданиях посвящение содержит перечисление чинов и титулов знатной особы. Ведь очень часто издание появлялось лишь благодаря поддержке вельможи или царя и было рассчитано на его покровительство. А внизу, чаще мелким шрифтом, со сдвигом к правому краю страницы, посвятитель свидетельствовал свои почтение и преданность. Вадим Пасек посвящает «Московскую справочную книжку (1842) «Его превосходительству Ивану Григорьевичу Сенявину. Московскому Гражданскому Губернатору, Двора Его Императорского Величества Камергеру, Действительному Статскому Советнику. Разных орденов Кавалеру, Почетному члену Императорского общества Истории и Древностей российских…» А в путеводителе Платонова «Москва и окрестности» на обороте титульного листа помещено любопытное стихотворение посвященное «путешественнику»:

Кто путешествовать задумал,

Стараться должен не спешить,

Со встречным с разбором знаться,

Выслушивать, что будут говорить,

Не брать вещей и денег много,

Вставать лишь только на рассвет,

А главное – беречь здоровье

И отрешаться от забот.

М.Ф.

В современных путеводителях посвящения не встречаются.

Эпиграфы даются или ко всему тексту путеводителя, или к отдельным разделам. Обычно в качестве эпиграфов используются стихотворные строки, посвященные Москве. Эпиграфом к путеводителю «Москва и окрестности. Летние прогулки воспитанников 1-го Московского кадетского корпуса» (1841), например, «служат строки из стихотворения Ф.Н. Глинки «Москва»: «Город чудный, город древний…»Нередко эпиграфы набирались курсивом. Эпиграфы можно встретить и в современных путеводителях.

Предисловие к этому тексту путеводителя написанное, как правило, самим автором, определяет вид издания, разъясняет его цель и читательское назначение, дает общую характеристику и оценку особенностей издания, его структуры и т.д. Вот, к примеру, предисловие к «Московской справочной книжке» В. Пасека: «Москва еще не имела книги, которая заключала бы в себе историческое ее обозрение, с указанием на древние памятники, книгу адресов не только по столице, но и по всей губернии. Московская справочная книжка составляет первый опыт подробного издания. Я желал сделать эту книгу собственно указателем на предметы, необходимые для жителей губернии и для приезжающих: с этой целью я старался стеснить предметы описаний, сколько допускала ясность изложения и важность предмета, с этой же целью выбран сжаты формат книжки, чтобы она была ручною. Карманною и служила для справок».[7] В первой половине XIXвека, а иногда и в более позднее время предисловие набирают шрифтом более крупным, чем основной текст, или курсивом.