“Богоявлением” этот праздник называется потому, что при крещении Спасителя было явление всех лиц Святой Троицы: Бог Отецсвидетельствовал о Сыне, Сын божий крестился от рук Иоанна, Дух Святой в виде голубя сошел на Сына.
На этот большой христианский праздник в Москву со всей России съезжались люди, чтобы увидеть столь яркое зрелище. По свидетельствуполяка Маскевича, побывавшего в Москве в начале XVII в., в этом праздненстве участвовало 300-400 тыс. человек.
С утра в Кремле собирался народ. Свободным оставался лишь проход от Успенского собора через Тайницкие ворота к Москве-реке. Посторонам прохода выстраивались стрельцы со знаменами и барабанами. В двенадцатом часу с колокольни Ивана Великого раздавался звон, возвещавший овыходе государя из дворцовых покоев. В сопровождении бояр царь спускался с Красного крыльца Грановитой палаты на Соборную площадь. Завидя государя, народпадал на колени и бил ему челом.
Царь шествовал в Успенский собор, совершал молитву и принимал благословление патриарха. Затем от западных врат собора начиналсякрестный ход к Москве-реке. Процессию открывали выборные от стрелецкого войска - несколько сот человек, одетые в кафтаны цвета своих полков: зеленый, синий,белый, желтый, фиолетовый. Стрельцы шли по четыре человека в ряд, вооруженные золочеными ружьями и бердышами. Следом двигался крестный ход - многочисленноедуховенство: митрополиты, архиепископы и епископы, игумены монастырей, до 500 священников и дьяконов с крестами, хоругвями, иконами.
Вслед за духовенством, но от южных врат собора, начиналось царское шествие. Впереди шли дьяки разных приказов в бархатныхкафтанах, за ними - дворяне, стольники в золотых одеждах, далее - думные дьяки, сокольники в дорогих меховых шубах - ведь дело происходило в январе. Околодвенадцати стряпчих несли царские вещи: посох, шапку, кафтан, шубу, полотенце и другие предметы.
Сам царь выходил в полном парадном облачении при всех монарших регалиях: на голове - венец, на груди - крест, в руке - скипетр.Государя, в окружении бояр и думных людей, вели под руки два стольника. В конце длинной процессии ехали пустые сани, на которых царь возвращался во дворецпосле окончания праздника.
На Москве-реке, напротив Тайницких ворот, заранее делали во льду большую прорубь. В нее опускали “иордань” - расписной деревянныйящик с сенью над ним. Снаружи, по углам, “иордань” украшали изображения четырех евангелистов, а внутри - сцена Крещения Господня.
Рядом с “иорданью”, под шатрами, устраивали места для царя и патриарха. Царское место имело вид храма с пятью главами, увенчаннымизолотыми кревтами. Пространство вокруг устилали красным сукном и огораживали металлической решеткой.
По берегу реки вдоль кремлевской стены выстраивались с оружием, знаменами и барабанами стрелецкие и солдатские полки. Все свободноепространство заполняли толпы народа.
Как только царь и патриарх усаживались на свои места, начинался обряд освящения воды. Патриарх погружал крест в “иордань”, а затемсвятой водой кропили народ, войска, знамена полков. Эту же воду несли во дворец и окропляли ею комнаты и иконы. Патриарх трижды осенял царя крестом ипоздравлял с праздником. К его поздравлениям присоединялись бояре, дворяне, духовенство. Когда обряд был закончен, крестный ход в том же порядкевозвращялся в Успенский собор на молебен.
Широкая масленица
Но вот и зима подошла к концу. На пороге весны отмечали еще один веселый праздник - Масленицу.Известна она еще с языческих времен как праздник проводов зимы и встречи весны.
Церковь совместила Масленицу с кануном Великого поста, поэтому сроки ее празднования подвижны:от конца января - начала февраля до конца февраля - начала марта по старому стилю. В это время снег еще толстым слоем покрывает землю, но все чаще выдаюдсяпогожие солнечные деньки.
Название праздника - “Масленица” - не случайно. В церковных книгах Масленица называется “сырнойнеделей”, потомучто в последнюю неделю перед постом уже не разрешалось есть мясо, но молочные продукты: сыр, яйца, в том числе масло, которым обильно поливали блины -главное праздничное блюдо, - еще не были под запретом.
На свободных пространствах строились балаганы, раскидывались торговые ряды, устанавливались перекидные качели, устраивалоськатание с ледяных гор. Обязательным было представление с медведями. Народ зазывали на театральные представления.
Все неделю москвичи праздновали масленицу. Каждый ее день имел свое название: понедельник - встреча, вторник - заигрыши, среда -лакомки, четверг - разгул, пятница - тещины вечерки, суббота - золовкины посиделки и, наконец, воскресенье - проводы Масленицы, прощенный день.
В понедельник, первый день праздника, народ усраивал встречу Масленицы. Детвора и взрослые мастерили соломенное чучело, похожее начеловека, надевали на него шапку, кафтан, подпоясывали кушаком, а к ногам привязывали лапти. Чучуло - олицетворение Масленицы - возили на санях спричитаниями: “Выезжала честная Масленица, широкая боярыня на семи санях козырных, во широкой лодочке, во велик город пировать, душой потешиться, умомповеселиться, речью насладиться”. Детвора сбегала с построенных снежных горок с радостными криками: “Приехала Масленица! Приехала Масленица!”
Первый день Масленицы заканчивался традиционной русской богатырской забавой - кулачным боем. Размахнись рука, раззудись плечо!Мужики разбивались на две команды. По общему сигналу сходились стенка на стенку. Бой обычно начинали мальчишки. Затем они уступали место парням. И только в разгар “сражения” выходилиопытные бойцы и решали его исход.
Один из способов борьбы назывался “московским” - это, когда один из бойцов, если ему удавалось наклонить противника в сторону,подбивал ему носком правой ноги левую ногу и сбивал его на землю. От этой исключительно московской ухватки в борьбе и пошла поговорка: “Москва бьет сноска”.
Кулачные бои, несмотря на их жестокость, велись по определенным правилам. Запрещалось использовать какое-либо оружие, даже медныйпятак в рукавице. Нельзя было бить лежачего, преследовать спасающегося бегством. Тем не менее, разбитые носы, распухшие скулы, выбитые зубы изаплывшие глаза считались обычной платой за это чисто мужское развлечение. Случались и трагические исходы, поэтому в конце XVII в. царь издал два указа о запрете кулачных боев.Однако мера эта не возымела действия. Жестокая потеха бытовала чуть ли не до начала XX в.
С понедельника масляничной недели начинали печь блины - главное угощение праздника. “Блин красен и горяч, как горячее всепрогревающеесолнце, блин полит растительным маслом - это воспоминание о жертвах, приносимых могущественным каменным идолам. Блин - символ солнца, красных дней, хорошихурожаев, ладных браков и здоровых детей”. - так поэтично описал это кушанье писатель Александр Иванович Куприн.
На Масленицу все словно старались наесться впрок в ожидании семинедельного Великого поста. Экономить в это время на еде считалосьгрехом. ”Хоть с себя что заложить, а Масленицу проводить”, - говорили в народе. Помятуя о доброй еде и веселье этих дней, родилась поговорка: “Не житье, аМасленица”.
Во вторник на заигрыши, парни и девушки катались с ледяных горок или в санях. Катания эти сопровождали всю Масляничную неделю.Сани по этому поводу украшали цветными лоскутами, увешивали бубенчиками, колокольчиками. На лошадей надевали расписные дуги, лучшую сбрую, составлялисанные поезда и носились по улицам, развозя веселые компании молодых людей. Парни демонстрировали перед девушками свою удаль, запрыгивая в лихо несущиесясани. Накатавшись вдоволь, молодежь отправлялась к кому-нибудь в гости, на блины, где продолжалось веселье. На заигрыши парни высматривали себе невест, адевушки - женихов.
На следующий день, в среду, тещи приглашали своих зятьев на блины. Отношения между этими родственниками давно стали притчей воязыцех, предметом многих ядовитых шуток и насмешек. Угощение тещей зятя на Масленицу демонстрировало их взаимную любовь и уважение хотя бы в праздник.
Масленица слыла одним из самых разгульных праздников: “ели до икоты, пили до перхоты, пели до надсады, плясали до упаду”. Не случайнонарод наделил Масленицу такими звонкими эпитетами, как “широкая”, “честная”, “веселая”. Всю масленичную неделю люди только и делали, что ели и пили, пели иплясали, одним словом, веселились от души.
Самый разгар праздника приходился на четверг - Масленица становилась действительно широкой. По всем улицам Москвычувствовалось оживление. Большие и маленькие балаганы давали представления для праздно гуляющих людей, вертелись карусели, качели были в беспрерывномдвижении. Вся толпа лущила семечки, грызла орехи.
А кругом гулянья двигались вереницей катающиеся на разубранных тройках и богатых купеческих санях, в которых важно сиделикупеческие семейства, разодетые в соболя и бобры.
В пятницу, на тещины вечерки, наставала очередь затьев угощать своих тещ блинами. А на следующий день, в субботу - на золовкиныпосиделки - молодая невестка принимала у себя родных мужа.
С Масленицей связан вьюнишник - обычай величания молодых. В некоторых источниках XV в. январь ифевраль так и назывались - свадебными месяцами. Поэтому сложился особый обряд чествования на Масленицу молодых - вьюнца и вьюницу, недавно вступивших в брак.К ним в гости приходили друзья и пели им здравицы. В благодарность молодые угощали гостей.
В последний день Масленицы, в воскресенье, было принято просить друг у друга прощения. Этот обычай еще XVII в. описал побывавший в Москве француз Маржерет. Вэтот день, по его наблюдениям, русские “посещают друг друга, целуются, прощаются, мирятся, если оскорбил один другого словом или делом; встречаясьдаже на улице, хотя бы никогда прежде не видались, целуются, приговаривая: прости меня, пожалуйста; другой отвечает: Бог тебя простит”. В “прощенноевоскресенье” устраивали и проводы Масленицы. Снова на санях возили по улицам соломенное чучело в сопровождении ряженых и детворы. На площадях чучелоторжественно сжигали и расходились по домам. Масленичный разгул прекращался, в понедельник наступал строгий Великий пост: “Не все коту Масленица!”.