Памятники архитектуры
Большая Черемушкинская улица разрезает Черемушки пополам, подобно тому как Дмитровское шоссе делит на две части Виноградове. Однако если в Виноградове так было всегда, и вынос за пределы усадьбы культового комплекса - достаточно частое явление, то в Черемушках новая дорога в усадьбу, прошедшая перпендикулярно старой аллее и разделившая жилые и хозяйственные постройки, была устроена лишь при Якунчиковых - последних владельцах Черемушек. Она являлась ответвлением от Якунчикова шоссе (ныне Загородного), проложенного к кирпичному заводу, находившемуся севернее усадьбы.
Одно время Большая Черемушкинская улица служила границей между двумя городскими районами - Черемушкинским и Советским. Это вносило неизбежную путаницу в издания о памятниках архитектуры Москвы. В 1980-х гг. территория бывшего имения была включена в черту Севастопольского района. Однако в 1991 г. при введении ныне существующего административно-территориального деления столицы Черемушки опять была поделены по этой границе, на этот раз между районами (первоначально муниципальными округами) Котловка и Академический.
К последнему относится огромный хозяйственный комплекс имения, ныне занятый институтом гельминтологии. В документах он фигурирует как "Экономия", но более известен по литературе как Конный двор, несмотря на то что объединяет самые разные хозяйственные и служебные сооружения: каретный сарай, коровник, скотный двор, манеж, конюшню, людскую и т.п. Весь комплекс зданий "Экономии" сооружен в последней четверти XVIII - начале XIX в. при С.А. Меншикове и выдержан в классицистических формах. Известна попытка приписать его архитектору Ф.-К.-Х. Вильстеру, по проекту которого был построен господский дом в Черемушках.
Однако "Экономия" складывалась достаточно долго и поэтому является произведением разных зодчих. Ее наиболее старая часть выстроена в 1780-1790-х гг. Это первые этажи корпусов (вторыми они были надстроены только в 1830-1840-х гг.) и лаконично оформленные башни, фланкирующие въезд на территорию с северо-запада. От сюда был подъезд к имению со стороны Москвы, как и в Кузьминках называемый "прешпектом". Вогнутые шатровые кровли башен отразили увлечение "китайщиной", характерное для той эпохи (одна из них в советское время использовалась как водокачка). Их суровый, почти крепостной характер, рождает героический образ въезда в родовой феодальный замок Меншиковых (как известно, не отличавшихся родовитостью), заставляя вспомнить уже известную нам "мемориально-триумфальную" архитектуру ряда подмосковных резиденций, в частности Воронцова и Михалкова. Однако в отличие от чисто романтического Михалкова псевдокрепостные сооружения Черемушек сугубо утилитарны.
На рубеже XVIII-XIX вв. симметрично была отстроена вторая часть комплекса, со стороны парадного двора оформленная более художественно: два двухэтажных флигеля с круглыми башнями, украшенными классицистическими портиками на углах. Кровли этих башен также не избежали "китайщины". В литературе отмечено, что они завершаются бельведерами, однако это не бельведеры, а световые фонари. Либо в то же время, либо несколько позже, после Отечественной войны 1812 г., слева и справа от флигелей были сооружены башнеобразные объемы в виде высоких двухэтажных беседок с закрытой нижней частью и открытой верхней, что дало повод искусствоведам называть их "птичниками" или "голубятнями". Однако никто из Меньшиковых не был завзятым голубятником, а башни-беседки являлись своего рода декорациями, скрывавшими такие прозаические вещи, как колодец (юго-западная) и помойка (юго-восточная). Они чрезвычайно схожи с подобными башнями в усадьбе Осташово (Волоколамский уезд), обнаруживающими почти точные повторы в деталях. Однако там в отличие от Черемушек башни являлись элементами парадного двора.
Симметрию комплекса "Экономии" нарушает большой двухэтажный крытый манеж, сооруженный юго-восточнее остальных построек в 1830-1840-х гг. при Н.С. Меншикове (по другим данным, он выстроен в начале XX в.). В 1921 г. манеж был перепланирован под конюшни. Ныне в нем находится Музей гельминтологии, организованный институтом гельминтологии, занимающим "Экономию". В 1977 г. на ее территории был открыт бюст первого директора этого института - академика К.М. Скрябина (его имя носит улица в Кузьминках).
На другой стороне Большой Черемушкинской улицы на территории района Котловка за забором находятся основные усадебные постройки, занимаемые Институтом теоретической физики. Пройти к ним можно только заранее получив разрешение от руководства института. При входе на территорию находятся две небольшие проходные, сооруженные в конце 1940-х - начале 1950-х гг. Они очень тактично стилизованы под классицизм и перекликаются с находящимися через улицу башнями "Экономии", производя впечатление сторожек-кордегардий, типичных примет въезда во многие усадьбы, в том числе в Воронцово, расположенное недалеко от Черемушек.
Находящийся за проходными въезд на парадный двор акцентирован расположением ворот в виде двух массивных пилонов, декорированных парными муфтиро-ванными тосканскими колоннами и увенчанных каменными вазами. Как и большинство построек Черемушек, ворота не имеют точной датировки. Первые исследователи этой усадьбы Ю.И. Шамурин и В.М. Лобанов предположили, что ворота возникли еще в середине XVIII в. Однако на наиболее раннем плане имения 1766 г. ни ворот, ни ограды, ограничивавшей территорию усадьбы, не показано. Наверняка, чисто практическая потребность в них возникла одновременно со строительством нового господского дома, обустройством парадного двора и оформлением въезда на него при С.А. Меншикове. Таким образом, их сооружение можно отнести к 1780-м гг.
Несомненно, к воротам первоначально примыкала ограда, выдержанная в одном с ними стиле, но она не сохранилась. При Якунчиковых на этом месте уже существовала невысокая стенка из дикого камня, с двух сторон примыкавшая к воротам. Однако она совершенно не гармонирует ни с их стилем, ни со стилем остальных усадебных сооружений. Довольно скоро после Октябрьского пепреворота эта стенка была снесена и, по-видимому, использована как строительный материал. На фотографиях середины 1920-х гг. ее уже нет. В середине XX в. в центре парадного двора был устроен цветник с фонтаном, поэтому теперь подъездная дорога обходит его по кольцу.
В глубине парадного двора расположен двухэтажный классицистический господский дом с четырехколонным портиком, над фронтоном которого возвышается небольшой бельведер. Автор проекта, созданного в 1786-1787 гг., выпускник Петербургской Академии художеств Ф.-К.-Х. Вильстер, привлеченный к строительству С.А. Меншиковым. Портик первоначально не соответствовал главному входу в здание. Слева и справа от него - порталы двух дверей: парадной и черной (служебной).
Видимо, после Отечественной войны 1812 г. господский дом был частично перестроен или по крайней мере значительно обновлен, о чем свидетельствует сохранившаяся до наших дней ампирная отделка центрального белого зала, украшенного нишами с включенными в них двухколонными портиками. Прекрасный лепной фриз зала с медальонами и грифонами мог появиться не ранее 1 -и четверти XIX в.
При Н.С. Меншикове декоративная отделка помещений была частично переделана. Возможно, тогда стены свода углового кабинета были расписаны. Во всяком случае, какие-то росписи в Черемушках при этом владельце уже несомненно были. Об их качестве можно судить по письму М.В. Якунчиковой, которая, побывав в Риме на Палантине в 1888 г., констатировала: "Как хорошо сохранились фрески в доме жены Августа, но как они мало художественны, мало лучше, чем в Черемушках..."
В начале 1910-х гг. господский дом был капитально перестроен И.В. Жолтовским для Н.В. Якунчикова и в общих чертах приобрел современный вид. И.В. Жолтовский тогда уже был одним из самых известных и, следовательно, самых дорогих архитекторов. Привлечение его к строительству говорило в первую очередь о богатстве заказчика. Непременное условие И.В. Жолтовского - участие высококлассных художников в отделке интерьеров спроектированных им зданий - также способствовало его репутации "архитектора для миллионеров". Однако пока неясно, кто из них работал в Черемушках.
И.В. Жолтовский существенно изменил конструкцию здания, а лестницы отделал в стиле модерн с "применением элементов китайщины". Столовая, описанная Д.П. Сорохтиным, превратилась в огромный парадный вестибюль, отделка которого стилистически близка известному особняку Тарасова на Спиридоновке, также спроектированному И.В. Жолтовским. В доме были устроены центральное отопление и водопровод, проведено электричество, полы ватерклозетов и кухни были выложены метлахскими, а стены изразцовыми плитками. Обновился и внешний вид здания: появились каменные балюстрады над карнизами одноэтажных боковых пристроек, кровли которых стали балконами. В юго-западной пристройке был устроен зимний сад, сменивший "Цветочный фонарь", сооруженный на этом месте при Н.С. Меншикове. Портик был превращен в парадное крыльцо, а со стороны пруда пристроена полукруглая терраса, все фасады перештукатурены, а ордерные элементы обновлены. Таким образом, в своем современном виде черемушкинский господский дом является больше произведением И.В. Жолтовского, чем Ф.-К.-Х. Вильстера.
В настоящее время у входа в здание укреплены две мемориальные доски с надписями. Одна из них посвящена А.И. Алиханову, другая, изготовленная по эскизу академика А.М. Мигдала, - И.Я. Померанчуку.
За домом находится предшествующая пруду терраса, окруженная каменной балюстрадой. Подобное сооружение на этом месте находилось еще с меньшиковских времен. Нынешняя терраса хотя и имеет в основе предыдущую, является произведением начала 1910-х гг.