Смекни!
smekni.com

В Кремле (стр. 2 из 3)

В первое десятилетие нового XVI века на Соборной площади вырастает третий храм - наиболее итальянский по духу. Это - «преименитый» Архангельский собор, построенный в 1505-1509 годах Алевизом Новым (Алоизо Нови?) на месте старой царской усыпальницы. Схема храма обычна: куб, увенчанный пятью главами, но архитектурная обработка полна таких деталей, о которых и не мечтал Фьораванте. Алевиз строил собор, как палаццо; стоит прикрыть от глаз его кокошники-закомары и главы, как предстанет итальянский дворец с типичными порталами входов, пилястрами, арочною обработкой нижнего этажа, далеко выступающим карнизом. Этим карнизом итальянец как бы отрезал от тела храма его закомары, обращая в чисто декоративный мотив одну из существенных форм византийского храмового типа: закомара стала кокошником, утратила значение видимого снаружи знака внутреннего свода здания. Показанные Алевизом в Архангельском соборе новые архитектурные формы тотчас же были использованы русскими зодчими и дали серьезный толчок развитию московского стиля. Обработка кокошников-закомар в виде раковин, впервые показанная в этом соборе, увлекала русских зодчих даже в конце XVII века, в эпоху вычурностей русского барокко.

В настоящем своем виде, облепленный пристройками «палаток», приделов и подпорками-контрфорсами, Архангельский собор утратил целостность прежнего своего вида, так гармонировавшего с Грановитою палатой. Безобразное «готическое» крыльцо северного входа [37], искажавшее творение Алевиза, сломано при Советской власти, и теперь уже не одна, а две стены собора предстают в первоначальном своем виде.

К середине XVI века в соседстве с описанными зданиями, обступающими Соборную площадь, возник ряд других, до нас не дошедших. В 1485 году Марко Руффо построил между Благовещенским и Архангельским соборами здание Казенного двора (царской казны), в 1487 году тот же Руффо строит Набережную палату (рядом с Благовещенским собором в восточной части современного Большого Кремлевского дворца), к 1508 году Алевиз закончил постройку нового великокняжеского дворца, заключавшегося, по русскому вкусу, из отдельных зданий палат, или «изб», стоявших на высокой террасе первого этажа (подклете). Здесь была Средняя Золотая палата (ныне часть Георгиевского зала дворца), Посольская палата (теперь Александровский зал дворца) [38], вторая Набережная палата. Столовая палата и ряд других, исчезнувших бесследно, но некогда создававших в сердце Москвы какой-то совершенно фантастический уголок Италии [39]. Строитель царского дворца, Алевиз, естественно, должен был использовать удобный случай для того, чтобы показать свое искусство в этой постройке. Случайно уцелевшие архитектурные детали этой постройки (часть стены Царицыной Золотой палаты за Ризположенскою церковью) утверждают мнения специалистов о том, что алевизовский великокняжеский дворец был бы далеко не заурядною постройкой в самой Италии. В итальянском духе, конечно, построил Петрок Малый [40] в 1532-1543 годах на той же Соборной площади соборную звонницу-колокольню рядом с колокольней-храмом «фрязина» Бона [41] 1505 года.

Так, в течение XV-XVI веков, на маленьком клочке кремлевской земли выросла группа зданий первоклассного историка-художественного значения. Дошедшие до нас части этого ансамбля позволяют догадываться о необычайной красоте и своеобразии былого целого.

Новый XVII век пополнил этот тогда еще нерушимый ансамбль двумя единственными в своем роде постройками. В голодном 1600 году на месте колокольни Бона вознеслась к небу своеобразная «свеча Московского Кремля» - колокольня Ивана Великого, почти в 100 метров высотою [42]. Впоследствии этот мощный столп был соединен ради крепости сплошною каменною стенкой с соседним зданием звонницы, как бы приклеен к ней. При Советском правительстве эта перемычка была выломана, и мощный столп стал еще воздушнее, еще необычнее.

Соседнее с ним здание двух церквей со звонницей, вмещающей самый большой из московских колоколов - Успенский, хотя и подверглось позднейшим переделкам, но все же хранит в деталях свой итальянский облик (например, окна третьего этажа с раковинами в кокошниках по типу Архангельского собора). Примыкающая к звоннице Петрока филаретовская пристройка 1624 года, увенчанная крышей-шатром, кажется излишним придатком, искажающим органическое сочетание годуновского столпа с петроковскою звонницей [43].

Рядом с Иваном Великим и Успенским собором находится построенное в 1657 году здание бывших Патриарших палат с собором Двенадцати апостолов во втором его этаже. Во время октябрьской бомбардировки Кремля в 1917 году это здание несколько пострадало от снарядов, и во время производства ремонта были неожиданно открыты двое проездных ворот в нижнем этаже дома, прямо под алтарями. С восстановлением этих ворот здание Патриарших палат приобрело первостепенный интерес в истории русского зодчества, явилось новым и очень ценным «экспонатом») того несравненного музея древнерусской архитектуры, каким является Кремль.

Эффектным красочным пятном на фоне строгой архитектуры, обступающей Соборную площадь, является характерная для XVII века группа покрытых поливными изразцами барабанов глав и самые золоченые главы Верхоспасского собора, Воскресенской и Распятской церквей, поглощенных, как здания, унылою громадой Большого дворца.

Из кремлевских построек эпохи расцвета самобытного русского стиля - XVII века-особенно ценны здания гражданского характера, и прежде всего царские терема 1635-1636 годов, два верхних этажа которых сохранили в существенных чертах свой наружный и внутренний облик. Особенно привлекателен и характерен последний этаж этого остатка древнего царского дворца: «верхний каменный двор» - терраса, со стоящим на пей «теремком златоверхим». Надпись над входом в теремок гласит о постройке «сих хором»... «государевым детям» - царевичам Алексею и Ивану Михайловичам. К этой необыкновенной «детской» примыкает с запада очаровательная круглая «смотрильная башенка» с отдельным входом. Восстановление заброшенных кремлевских теремов в эпоху Николая I «по рисункам академика Солнцева» внесло некоторую сухость и безжизненность в замысловатые узоры обильной каменной резьбы теремов, где русские мастера, как всегда своеобразно, использовали и истолковали западные мотивы Ренессанса.

Другим ценным гражданским сооружением XVII века является Потешный дворец 1652 года, где с характерною для второй половины века неразборчивостью церковь соседила с залом для театральных представлений. Потешный дворец был построен фасадом во двор, и главный вход в него был со двора через не существующее ныне крыльцо с башней на пузатых колоннах. Входная дверь во дворец приблизительно повторена в современном дворцовом входе с улицы. Оригинальным по замыслу было и устройство церкви в четвертом этаже здания, с алтарем, как бы подвешенным над улицей на громадных кронштейнах-машикулях.

Насыщенный архитектурными памятниками допетровской Руси, Кремль менее богат зданиями XVIII века. Однако в его стенах одно из крупнейших созданий Матвея Казакова - здание бывшего московского Сената, потом судебных учреждений, ныне здание ВЦИК, СТО и СНК [44]. На крайне неудобном земельном участке в форме треугольника Казаков выстроил в 1776-1787 годах величавое здание с громадною аркой ворот. Но подлинный фасад здания, увенчанный куполом центр его, скрыт в глубине двора, так что наружный, выходящий на площадь фасад, в сущности, лишь своего рода ограда, преддверие к мощному полукругу Свердловского (бывш. Екатерининский) зала. Наружная отделка этой части здания была прежде значительно пышнее, чем теперь, а следовательно, и неожиданность эффекта при входе во «двор» была еще сильнее.

Интересно отметить, что до 1812 года на куполе здания красовался московский герб - вызолоченная статуя Георгия Победоносца, уступившая место коронованному столбу-эмблеме закона [45], исчезнувшей, в свою очередь, в 1917 году, чтобы дать место флагу СССР. При постройке здания, когда купол был уже готов и сняты внутренние леса, начальник Кремля М. М. Измайлов усомнился в прочности сооружения. Тогда строитель здания Казаков взошел на вершину купола и больше получаса простоял на нем, чтобы доказать прочность постройки.

Перед зданием московского Сената предполагалось воздвигнуть «увенчанный лаврами столп» в память 1812 года, и какой-то немец составил проект сооружения этого столпа из отбитых у французов орудий. К счастью, этот проект не осуществился, и трофейные пушки разместились у здания кремлевского Арсенала (ныне соединенная военная школа ВЦИК). Здание арсенала [46] (прежде цейхгауза) строилось очень долго, и строителем его был саксонец Кристоф Конрад. Эффектный портал главного входа и некоторые другие детали были изменены впоследствии Д. В. Ухтомским [47], но в общем здание сохранило характерный облик первой половины XVIII века.