В 1894-1895 годах Н. В. Султанов создал Соколиную комнату. По преданию, первый этаж дома Юсуповых представлял собой загородный охотничий дворец Ивана Грозного, куда тот приезжал позабавиться соколиной потехой. Боковые поверхности сомкнутого свода были расписаны мастерами К. Е. Морозова по эскизам Н. В. Султанова. На северном лотке со стороны двора изображалась сцена «Отъезд царя на охоту», на противоположном - «Поднесение царю красной соколиной перчатки», на западном - «Сцена охоты», на восточном - «Пир после охоты и представление царю убитой дичи». Об авторстве Н. В. Султанова свидетельствуют его собственные дневниковые записи. «23 сентября [1894 года]. (...) Сделал эскизы трех сторон Соколиной комнаты. (...) 1 октября. (...) Скопировал сцену отъезда царя на «охоту» для одного из лотков сомкнутого свода Соколиной комнаты. Проработал до часу ночи: очень много приходится «шарить» по источникам. (...) 31 октября. (...) Ходил с княгиней в Соколиную комнату и в церковь и все решили. (...) 3 ноября. (...) Решил окончательно роспись стен «Соколиной» комнаты. (...) 3 января [1895 года]. (...) Дал Морозову дальнейшие указания о расписании Соколиной комнаты»12. Султанов же сделал проектные рисунки мебели, ажурных позолоченных металлических решеток и рамы для портрета Ивана Грозного, в орнамент которой была вплетена молитвенная надпись с Царского места в кремлевском Успенском соборе. «[Юсуповым] Соколиная комната понравилась», - отмечал архитектор13.
Убранство дома дополняла изысканная мебель, изготовленная опять же по рисункам Н. В. Султанова в Европе, преимущественно в Венеции. Металлический накладной орнамент обитых бархатом дверей выполнялся по образцу из храма Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове. Помещения украшали как подлинные люстры конца XVII века, так и созданные Султановым в их стиле новые, а также настенники, поставцы, настольные подсвечники с фарфоровыми свечами красного и зеленого цветов. Много было здесь подлинных предметов конца XVII века - печи, люстры, паникадила, материи, которыми славился московский антикварный рынок. Известно, что Султанов часто наведывался к знакомым антикварам, ценил старинные вещи и хорошо разбирался в их художественных достоинствах.
В 1893-1899 годах по проекту Н. В. Султанова на месте старых деревянных построек были возведены два полукруглых одноэтажных флигеля, выдержанные в стиле главного дома и составившие с ним единый архитектурный ансамбль. Правый предназначался для служащих, левый - для хозяйственных служб: «конюшни, сараев, прачечной, ледника и электрической машины». В центре двора устаивался круглый газон, вокруг которого могли циркулировать машины и экипажи. Для въезда с Трехсвятительского переулка сооружались новые ворота, а с внешней стороны дома разбивался сад. В 1896-1897 годах по Большому Харитоньевскому переулку установили изящную металлическую ограду в стилистике XVII столетия.
Ансамбль дома Юсуповых в Большом Харитоньевском переулке является одним из наиболее ценных объектов культурного наследия столицы. Его история уходит корнями в далекое прошлое - в эпоху Ивана Грозного. Наша главная задача состоит в том, чтобы восстановить и сохранить для будущих поколений этот выдающийся памятник архитектуры и истории.
Список литературы
1. ОР РНБ. Ф. 757, оп. 1, д. 6. Дневник за 1895 г.
2. Князь Феликс Юсупов. Перед изгнанием. 1887-1919. М., 1993. С. 33.
3. ОР РНБ. Ф. 757, оп. 1,. д. 5. Дневник за 1894 г.
4. Там же. Д. 5. Дневник за 1894 г. 31 октября.
5. Там же. Д. 2. Дневник за 1891 г.
6. Там же. Д. 3. Дневник за 1892 г.; Султанов Н. В. Реставрация дома князей Юсуповых // Зодчий. 1893. № 5. С. 35-36.
7. ОР РНБ. Ф. 757, оп. 1, д. 3. Дневник за 1892 г.; д. 4. Дневник за 1893 г.
8. Архив ИИМК РАН. Ф. 16, оп. 1, д. 32, л. 69-70.
9. Из семейной переписки Юсуповых // Река времен. Т. 2. М., 1995. С. 103. Письмо от 15 мая 1893 г.
10. ОР РНБ. Ф. 757, оп. 1, д. 4. Дневник за 1893 г. В дневниках Н. В. Султанова упоминаются подрядчики, которые выполняли его заказы: М. Ф. Харламов (изразцовое и керамическое производство), П. И. Чумаков (бронзолитейное дело), К. Е. Морозов (стенопись), Шмидт и Казаков (мебель), Сапожников (материи) и другие.
11. Там же. Д. 4. Дневник за 1893 г. Хоругви для церкви вышивались монахинями Иоанно-Предтеченского монастыря.
12. Там же. Д. 5. Дневник за 1894 г., д. 6. Дневник за 1895 г.
13. Там же. Д. 5. Дневник за 1894 г. 19 марта.