Смекни!
smekni.com

"Смоляга" (стр. 2 из 2)

По рассказам очевидцев, в первый раз вожатая, поняв, что пневматические тормоза не держат (не знаю, использовала ли она полностью ручной тормоз), выскочила на площадку, бодро объявила: «Спасайся, кто может!» - и выпрыгнула из вагона. Кто успел, попрыгали следом. Дальше произошло следующее: набрав большую скорость, трамвай не вписался в кривую, вылетел с рельсов, врезался в дом, продавил кирпичную стену и въехал прямо в чью-то комнату. О жертвах я не слышал, хотя ушибленные, несомненно, были. Рассказывали, что в комнате в тот момент сидела за ужином семья... Но стену залатали, и жизнь пошла своим чередом.

Через пару лет все повторилось в точности! Я как раз шел от метро «Смоленская» домой и видел толпу, оцепление и уткнувшийся в дом трамвай. В толпе говорили: жильцы, дескать, возмущены и собираются жаловаться... В конце концов их переселили. А еще через несколько лет Новый Арбат пресек трамвайное сообщение в этом районе окончательно и бесповоротно. Заметный след в истории «Смоляги» оставило строительство Новоарбатского моста. Началось оно в 1951 году. Огромные земляные насыпи подняли уровень подъезда к берегу метров на пятнадцать. Со стороны «Трехгорки» подошла железнодорожная ветка - паровоз «Овечка» подвозил по ней вертушки с материалами и грунтом.

И вдруг все надолго замерло, оставив обширный пустырь с горами вывороченной земли, рядами непонятных железобетонных конструкций, деревянными бараками-времянками - раздолье для собак и мальчишек. Помню, как мы с другом катали по ржавым покосившимся рельсам колесную пару и переводили стрелку... Но вот строительство возобновили параллельно с прокладкой проспекта. Исчезла Собачья площадка и путаница переулков за ней, исчезли некоторые добротные дома - например, особняк в начале Новинского переулка («дом Ляминой»), старинное здание Верховного суда РСФСР...

Мост вместе с проспектом был открыт в 1957 году. Адрес нашего дома изменился. Теперь мы жили не в исчезнувшем Новинском переулке, а на Кутузовском проспекте, начинавшемся от Садового кольца. Позднее весь новый проспект назывался Калининским (до 1992 года).

Я уехал из своего дома в 1979 году. Аборигенов в нем осталось совсем мало. Изредка я навещаю «Смолягу» - почти неузнаваемую. Недавно обнаружил в 1-м Смоленском переулке сказочно возникший красно-золотой храм. Оказалось - святителя Николая чудотворца на Щепах. И точно, вспоминаю: были такие неприметные Николо-Щеповские переулки! Я почти всю жизнь ходил по ним из метро домой, огибая некое странноватое здание с почти крепостной стеной - заводик «Ремкуз». К нему, кстати, после ухода в отставку прикрепили по партийной линии в качестве пропагандиста моего отчима С. М. Пашковского, сына (ирония судьбы!) сельского священника. Так вот, оказывается, завод размещался в церкви, закрытой в 1930-х годах! Теперь она преобразилась, засияла золотом куполов, вновь обрела колокольню. Что ж, из всех новоделов «Смоляги» этот, несомненно, - самый достойный!