Склеп с могилой А.А. и М.А. Катковых, находившийся рядом с церковью, очевидно, был ликвидирован одновременно с ней.
Восточнее господского дома, на понижающемся участке, расположен двухэтажный флигель. Его нижний кирпичный этаж трактован как цоколь, на котором поставлен основной объем, сложенный из бревен. Преобладающий декоративный прием в обработке фасадов - контраст красной кирпичной кладки с фактурой дерева - подчеркнут побелкой некоторых деталей. Главный фасад, в котором доминирует высокий фронтон с полуциркульным окном, украшен легким небольшим балконом. В конце 1960-х гг. во флигеле произведены ремонтные работы с перепланировкой интерьера. Как и другие сооружения усадьбы, флигель малоисследован. Одно время считалось, что он сооружен в 1900-х гг., однако теперь есть основания отнести его строительство ко времени реконструкции господского дома, то есть к середине XIX в.
Основные постройки усадьбы окружены большим заросшим английским (пейзажным) парком с преобладанием липы, устроенным во 2-й половине XVIII в. Еще в 1920-х гг. авторы справочника "Вокруг Москвы" сочли его одним из самых интересных объектов усадьбы: "Наибольшего интереса заслуживает в Знаменском огромный парк. Ряд прямых липовых аллей тянется на значительное протяжение. Отдельные части парка, созданные искусственно рукой человека, спорят с сочетаниями пород деревьев, раскиданных группами самой природой". В настоящее время парк сильно зарос, никто его не чистит, поэтому парк все больше и больше приближается к своему естественному состоянию, понемногу превращаясь в лес. Три объекта, расположенные на территории парка и бывших усадебных угодий, имеют статус памятников природы. Это Знаменский смешанный лес, Знаменская суборь, - строевой высокоствольный лес из хвойных пород (ельник с сосной), и Знаменский малый ельник.
В парке сохранились отдельные деревья 150-200-летнего возраста и два мостика 1-й половины XIX в., находящиеся северо-восточнее флигеля. Их решетки воссозданы реставраторами уже в 1960-1970-х гг.
В восточной части территория усадьбы заканчивается у проходной и современного забора. За ними находится широкая сосновая аллея, соединявшая усадьбу с Большой Серпуховской (Тульской) дорогой. В начале пути она проложена по оси запад - восток, параллельно руслу Битцы, а затем поворачивает на северо-восток. Достопримечательность аллеи - прямоугольная смотровая площадка над береговым обрывом, откуда открывался великолепный вид на ближайшие окрестности. На площадке в 1990-х гг. установлены два памятника: местным жителям, погибшим в 1941-1945гг., и воинам, якобы похороненным здесь в Отечественную войну 1812 г., хотя тогда в Знаменском не было никаких боевых действий и соответственно павших в бою или умерших от ран. Отметим, что если таковые бы и были, то их место последнего упокоения находилось бы у одной из ближайших церквей: либо в Знаменском-Садках, либо в Киове-Качалове. Однако в их метрических книгах за 1812 г. нет записей о похоронах погибших солдат.
Еще один памятник, открытый в 1974 г., расположен в северной части усадебного парка. Он установлен в память погибших в 1941-1945 гг. студентов и преподавателей сельскохозяйственного техникума, одно время находившегося на территории Знаменского-Садков.
Живописность парка усиливала цепь прудов, устроенных на речке Битце. Из них к настоящему времени сохранился только один, самый большой, с двумя небольшими насыпными островками. Это и сесть тот самый пруд, на котором в 1820-е гг. молодые Трубецкие и их гости устраивали "морские сражения". По свидетельству М.П. Погодина, маленький остров был назван Николенькин, в честь Н.И. Трубецкого, впоследствии ставшего владельцем Знаменского-Садков. Из дневника М.П. Погодин-а следует, что на одном из берегов пруда, скорее всего на левом, напротив господского дома, находилась пристань, с которой он после катания на лодке с И.П. Толстым "...упал было в воду".
По ограничивающей пруд длинной плотине можно перейти на правый берег Битцы для того чтобы осмотреть хозяйственные постройки. По свидетельству местного жителя Г.Я. Галченкова, в десятилетнем возрасте работавшего на покосах в Знаменском, в начале XX в. "у Катковых на плотине была установлена динамомашина, которая питала электричеством дом и оранжереи". Теперь, ее, разумеется, давно уже нет.
От хозяйственных построек в "запрудной" части Знаменского-Садков сохранились основные: небольшое одноэтажное каменное здание прачечной, выстроенное на рубеже Х1Х-ХХ вв. (согласно описи 1908 г., тогда за нею находился не дошедший до нас деревянный птичник), и огромные каре скотного и конного дворов, сооруженные между 1839 и 1842 гг.
Несомненно, образцом для скотного двора (молочной фермы) стали аналогичные заведения в селе Зенине Дивовых (Московский уезд) и Кузьминках. Обращает на себя внимание стилистическое и планировочное сходство кузьминского скотного двора, сооруженного по проекту А.О. Жилярди, со скотным и конным дворами в Знаменском-Садках, в архитектуре которых можно проследить мотивы средневековой западноевропейской архитектуры как готической, так и барочной. Живописный эффект обоим комплексам придавало сочетание белокаменных и беленых деталей на фоне кирпичной кладки. Скотный двор Знаменского-Садков, вероятно, является аналогом молочной фермы, устроенной в уже более позднее время в усадьбе Муромцево Владимирской губернии.
Схематический план, составленный в 1918 г. при передаче Знаменской трудовой коммуне, скотного и конного дворов позволяет уточнить непосредственное использование всех помещений при Катковых. Северную, то есть центральную, часть скотного двора занимала непосредственно молочная ферма, южную часть - рига с молотилкой, восточную - сарай для соломы, кухня при молочной ферме и людская, а западную - овчарни, молочная, ледники и квартира управляющего. В свою очередь, восточную часть конного двора занимали, разумеется, конюшни, южную - кучерская, каретник, погреб и кладовые, в западной части находились жилые помещения, устроенные в угловом двухэтажном объеме, решенном в виде башни, и навес.
В 1970-х гг. после устройства в Знаменском института (первоначально лаборатории) скотный и конный дворы еще находились на балансе совхоза им. XXI съезда КПСС, который использовал часть строений в качестве жилья. Уже к концу 1970-х гг. дворы находились в аварийном состоянии. Перед передачей дворов Всесоюзному научно-исследовательскому институту охраны природы с них были сняты кровли. Поскольку руководство института не сумело сразу же найти денег на ее восстановление, то очень скоро оба памятника превратившись в живописные руины. Сохранялись лишь фундаменты и фрагменты стен, окруженные подступившими к ним вплотную огородами местных жителей, чьи частные домики также находятся на территории института.
В 1999-2000 гг. скотный двор был воссоздан с реконструкцией под спортивно-оздоровительный комплекс. При этом он почти полностью утратил свою ценность в качестве памятника архитектуры. За исключением фасада восточного ризалита, все остальные части скотного двора выстроены заново. При этом его исторический внешний вид оказался искажен новой "квазичерепичной" кровлей с мансардами. Нужно отметить и то, что в ходе строительства был использован обычный кирпич, а не специальный, применяемый при реставрационных работах. В то же время севернее руин конного двора были возведены сооружения конно-спортивного комплекса "Знаменское-Садки". Все огороды вокруг обоих дворов ликвидированы.
После издания в 1988 г. монографии Е.И. Кириченко "Михаил Быковский" получила большее распространение традиция, приписывающая создание конного и скотного дворов в Знаменском-Садках архитектору М.Д. Быковскому, работавшему в Кузьминках и некоторых других подмосковных усадьбах. Поскольку примерно к тому же времени относятся реконструкция господского дома и строительство флигеля, то и их стали связывать с именем М.Д. Быковского. Однако документальных подтверждений его работы в Знаменском-Садках не обнаружено, и пока их нет, авторство М.Д. Быковского нужно считать всего лишь одной из гипотез. По мнению Е.И. Кириченко, дополнительным аргументом в пользу именно М.Д. Быковского является принадлежность усадьбы Трубецким, поскольку непосредственным начальником М.Д. Быковского, ставшего архитектором Воспитательного дома, был князь Н.И. Трубецкой - почетный опекун и председатель московского Опекунского совета, президент Московской дворцовой конторы, сенатор, член Государственного совета и кавалер высшей российской награды - ордена Андрея Первозванного. Однако это совсем не тот Н.И. Трубецкой, который был владельцем Знаменского-Садков, а его дальний родственник, имевший аналогичные имя, фамилию и отчество. Биография "нашего" Н.И. Трубецкого, как мы знаем, гораздо скромнее.
Список литературы
Антонов В.В. Живописцы декораторы Скотти в России // Русское искусство второй половины XVIII - первой половины XIX в.: Материалы и исследования. - М., 1979.
Барсуков Н.М. Жизнь и труды М.П. Погодина. - СПб., 1888. - Кн. 1.
Дмитриева Н.В., Шатилова Е.А. Кое-что о последней владелице Тархан // Московский журнал. - 1994.-№7.
Дунаев М.М. К югу от Москвы. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 1986.
Кириченко Е.И. Михаил Быковский. - М., 1988.
Коробко М.Ю. Знаменское-Садки //Усадебное ожерелье Юго-Запада Москвы. - [3-е изд., испр. -
М.; СПб.]-1997.
Коробко М.Ю. История усадьбы имения Знаменское-Садки // Остафьевский сборник. - Подольск, 1994.-Вып. 2.
Коробко М.Ю. Москва Владимира Соловьева. - М., 2001. - (Природное и культурное наследие Москвы).
Коробко М.Ю. Усадьба Знаменское-Садки по новым архивным материалам // Русская усадьба: Сборник Общества изучения русской усадьбы. - М., 2004. - Вып. 10.
Летопись жизни и творчества Ф.И. Тютчева. - М.; Мураново, 1999. - Кн. 1.
Лукьянов С.М. О Вл.С. Соловьеве в его молодые годы: Материалы к биографии. - Пг., 1918. - Кн. 2.
Любимов Н.А. Михаил Никифорович Катков и его историческая заслуга по документам и личным воспоминаниям Н.А. Любимова. - М., 1889.
Мещерский Н.П. Воспоминания о М.Н. Каткове (Письмо в Тверитино) // Русский вестник. - 1897.-№8.
Погодин М.П. Воспоминания о Ф.И. Тютчеве//Литературное наследство. - М., 1989. - Т. 97. - Кн. 2.
Соловьев В.С. "Неподвижно лишь солнце любви...": Стихотворения. Проза. Письма. Воспоминания современников. - М., 1990.
Умбрашко К.Б. М.П. Погодин: Человек. Историк. Публицист. - М., 1999.
Холмогоровы В.И. и Г.И. Исторические материалы о церквах и селах ХМ-ХМН ст. - М., 1892.
Вып. 8: Пехрянская десятина Московского уезда.
Шеппинг Д.О. Древний Сосенский стан Московского уезда / Сергеев И.Н. Царицыно. Суханове: Люди, события, факты. - М., 1998.