Смекни!
smekni.com

Увековечение памяти защитников Москвы на Звенигородском направлении. Ноябрь-декабрь 1941 г. (стр. 2 из 3)

На правом берегу Москвы-реки расположена деревня Дунино, в 1941 году здесь была мощная линия обороны, и враг сюда не прошел, но погибло очень много народу. В 2003 году община деревни Дунино выступила с инициативой исследования и реконструкции части оборонительных сооружений и придания им официального статуса памятников истории. Это дело было поручено Одинцовскому поисковому отряду «Китежъ». Были реконструированы: блиндаж с внутренней обстановкой, участок траншеи со стрелковыми ячейками, артиллерийский наблюдательный пункт. В ходе реконструкции проводился своеобразный исторический эксперимент − использовались технологии строительства укреплений военного времени[6]. Местные старожилы помнят, как после боев 1941 года на берегу забил родник, на довоенных картах его не было. Теперь здесь построена часовня с купальней и памятный крест. «Когда стали наступать коттеджи, люди опомнились, они решили, что теряют все из-за того, что не хранят память. Богатые люди дали деньги, бедные притащили камни – это народная часовня». В центре деревни в 2005 г. на месте гибели двух детей, Бориса и Александры, убитых снарядом во время перестрелки 1941 г. построена памятная часовня с престолом Архангела Михаила в честь победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

На Руси издавна существовала традиция ставить поклонные кресты в память о каком-нибудь земном событии. Памятные кресты ставят с одной стороны, как знаки, передающие информацию об исторических событиях, с другой, они предполагают определенную, молитвенную обращенность к Творцу. Прошлое, таким образом, никогда не забывалось, а наоборот, тесно связывалось с настоящим и будущим, образно говоря, оно становилось «средством прикосновения к вечности»[7]. В нашем случае – крест установлен на месте особо ожесточенных боев, количество погибших здесь воинов огромно. Наш крест будет напоминать о тех страшных временах еще много лет, донесет до потомков память, что является самым важным, ведь мы, почитая погибших воинов, помня их подвиг, оживляем их, и они живут, пока жива наша память.

Воспоминания местных жителей

В общей сложности мы обошли 13 деревень. Не во всех этих селах непосредственно проходили бои, например, в Аксиньино, Дютьково, Козино немцев уже не пустили, хотя практически во всех деревнях готовились к приходу неприятеля – старики, женщины и дети копали окопы, строили блиндажи. Нам удалось поговорить с местными жителями, свидетелями тех кровавых событий ноября-декабря 1941 года. В те страшные дни наши собеседники были совсем юными, от 11 до 16 лет. Мы интересовались тем, как люди пережили оккупацию, видели ли немцев в лицо, как после боев хоронили наших солдат?

Немцы выселяли жителей из своих домов, иногда разрешали жить хозяевам в сенях или в погребе. Во время боя мирные жители прятались в колодце, кто успевал, рыли около дома траншею. Но, как правило, люди старались уходить в лес, жили в землянках. По возвращении не все находили свои дома. Деревни Сурмино, Насоново, Ершово, Палицы были сожжены немцами при отступлении. Могли поджечь и наши, когда немцы были на подходе, чтобы не досталось врагу. Так деревню Дютьково уже приготовились поджечь, ее спас только приказ Сталина − «Ни шагу назад»[8].

По рассказам местных жителей немцы обращались с ними довольно милостиво. Иногда даже помогали медикаментами, детей угощали шоколадом. Но среди врагов были румыны и финны, которые «лютовали» и «озоровали». Жители деревни Палицы рассказывают, как финны в костер бросали детей. В. В. Бабурин, коренной житель с. Ершово, описывает такую картину: «Когда дед вышел из леса, все бойцы стояли. Оказывается, наших убитых бойцов поставили на штыки». Так себя вели румыны-обозники. Многие подтверждают неподготовленность немцев к русской зиме: «Они даже женское белье воровали, сапоги у них без подкладки, просто кожа и все. Сколько у них обмороженных было!»[9].

Павших солдат хоронить начали только к весне. Женщины и подростки тела собирали, когда уже подтаял снег. «На этом поле много убитых было, думали издали – пни, а это тела наших были, лежали кто как». «Мы сами их и хоронили. Не 5 человек, как на памятнике написано, а 700. На деревянные санки после боев собирали своих отцов и братьев, и туловища, и без руки, и без ноги, всех свозили на поле. Хоронили без гробов. Как мальчики умирали – открытые глазки…а им 18 или 20 лет. Везем, говорим: «Эх, милые, простите, хоть так вас убираем»[10]. Если находили документы, сдавали в военкомат.

Немцев свои старались вывозить или хоронили − березовые кресты и каска. Тех, кого не нашли или не успели, жители сбрасывали в одну траншею и даже знаков никаких не было, «по-собачьи их хоронили».

Нетрудно было заметить, что по мере приближения к Москве время пребывания немцев в каждом селе или деревне уменьшалось, например, в Сурмино и Палицах они пробыли около месяца, в то время как в Кораллово неделю, а между Ершово и Скоково была нейтральная территория, которая трижды переходила из рук в руки. Остановили их здесь. Самые страшные бои были в районе дома отдыха «Ершово» и на Скоковом поле, "здесь все было усеяно погибшими и оружием». Павших бойцов со Скокова поля хоронили весной 1942 г. в две братские могилы на месте взорванного Троицкого храма и на территории дома отдыха, на гранитных плитах перечислено около 400 имен, на самом деле их там гораздо больше, потому что далеко не все имена удалось установить. А многие остались не захороненными, об этом говорят свидетели тех событий. Именно на Скоковом поле, где ценой неимоверных усилий и тысяч жизней наших солдат был остановлен враг, мы решили установить Памятный поклонный крест.

В ходе исследования мы окончательно убедились, что увековечение памяти наших предков должно соответствовать православной традиции. Память о прошлом должна быть молитвенной, и традиция эта жива и возрождается. Памятным знаком должен стать именно Поклонный крест. Сопоставив факты военной истории и устные источники, мы выбрали место для установки креста.

Технология изготовления креста

Для выбора размеров и пропорций мы использовали следующее правило проектирования крестов: между большой перекладиной (А) и расстоянием от большой перекладины до земли (В) должно выполняться соотношение

В = √2А

Такие пропорции использовались на Руси, они совпадают с древнейшим из сохранившихся крестов 1637 года, крестом патриарха Никона, который хранится в храме Сергия Радонежского в Крапивинском переулке Москвы. Он был установлен на Кий острове в Белом море, в память о спасении Никона во время шторма[11].

Этапы изготовления:

Подбор материала. Материалом для изготовления креста послужила лиственница. Этот материал очень стойкий, долго не подвергается воздействиям внешней среды, обладает замечательной текстурой.

Разметка. Наносятся размеры будущего креста. Рубанком строгается брус, потом его торцуют на маленькие детали ножовками. Необходимо оставить припуск на дальнейшую работу − запас для будущей подгонки креста.

Шиповое соединение. Далее выполняется шиповое соединение в полдерева. Делается разметка, запиливается ножовкой вполдерева, затем лишний материал вырубается стамеской, . Тоже самое делается на противоположной детали. Таким образом, две детали соединялись вместе, идеально подогнанные друг к другу.

Окончательная разметка крыльев креста. Лишний материал, оставленный на припуск, отторцовывается ножовкой.

Подгонка шлифовальной машинкой и зашкуривание.

Сборка креста.

Обработка водоотталкивающим покрытием. Крест обязательно должен быть обработан специальным водоотталкивающим покрытием − пинотексом, который выполняет двойную функцию: защищает крест от воздействий внешней среды и придает ему оттенок охры, то есть делает его более красивым.

Во время работы применялись различные материалы и инструменты: влагостойкий клей ПВА для наружной работы, нагели (деревянные гвозди), рубанок, ножовки, шуруповерт, шурупы, стамеска, шлифовальная машинка.

Результаты и выводы

История боевых действий на Звенигородском направлении показывает, что на поле между с. Ершово и д. Скоково шли самые ожесточенные бои и произошел коренной перелом в военных действиях на этом участке фронта.

Несмотря на долгий период гонений на православную веру в народе сохранилась живая православная традиция увековечения памяти. Такие памятники не только напоминают о событиях прошлого, но и «предполагают молитвенную обращенность к Творцу».

Воспоминания местных жителей подтверждают правильность выбранного нами места. По их рассказам поле сражения можно сравнить с одной большой братской могилой.

В наше время обращение к истории и увековечение памяти происходит по инициативе самих жителей, и мы присоединились к возрождению этих традиций.

На месте ожесточенных боев, где произошел решающий перелом в битве за Москву, стоит Памятный поклонный крест. Этой весной мы узнали, что здесь не прекращается молитва за всех воинов павших на поле брани «зде лежащих и повсюду», каждое воскресенье к нашему кресту ходят служить панихиду жители деревни Дунино…

Небольшая летняя экспедиция − это только начало большого исследования. Несколько деревень, которые мы смогли обойти показали, что еще есть люди, которые могут многое вспомнить, и это нигде не записано. Их осталось совсем немного, и надо торопиться. Осталось много невыясненных вопросов, со многими поговорить не удалось. Не были использованы архивные источники. Очень полезной могла бы оказаться встреча с поисковыми отрядами, которые работают на этом участке.