Из владельцев Вязем Николай Михайлович был одним из самых заботливых. При нем в 1770-1780-х годах в усадьбе велось широкое строительство и появились, отмеченные описанием 1800 г., каменный дом в стиле французского классицизма и два флигеля, сохранившиеся поныне. Николай Михайлович детей не имел и в письмом на имя Александра 1 просил передать имение его двоюродному племяннику князю Борису Владимировичу Голицыну, который часто навещал дядю и проявлял интерес к этому хозяйству. Борис Владимирович был сыном бригадира Владимира Борисовича и Натальи Петровны, урожденной графини Чернышевой, женщины умной, властной и дипломатичной. В свете она имела прозвище la princesse Moustache {княгиня "Усы") и умерла почти в столетнем возрасте в декабре 1837 г. В историю русской литературы она вошла как прототип старой графини в пушкинской "Пиковой даме". Карьера Бориса Владимировича складывалась довольно успешно, но в 1806 г. он оставляет военную службу и решает заняться своим "перевоспитанием". Он изучает русскую словесность под руководством А.Ф.Мерзлякова и отечественную историю у К.Ф.Калайдовича, устраивает обширную библиотеку, состоящую из двух разделов - иностранного и русского. С началом Отечественной войны 1812 г.он возвращается на военную службу. В сражении при Бородине он ранен и контужен. В конце 1812 г. из Владимира, где он находился на излечении, Борис Владимирович решает догнать армию, чтобы принять участие хотя бы в заключительном этапе войны, но добраться смог только до Вильно, где и скончался 6 января 1813 г. Согласно его воле, он был похоронен в вяземской церкви в приделе святых князей Бориса и Глеба. Надгробие с могилы князя в советское время было вывезено и сейчас находится в Донском монастыре.
События войны 1812 г. не обошли стороной Вяземы. Части русской армии, отступая после Бородина, подошли к Вяземам 30 августа (11 сентября), и на ночь здесь расположилась ставка М.И.Кутузова. На следующий день сюда вступили французы. По преданию, и Кутузов, и Наполеон ночевали в главном усадебном доме на одном и том же диване с разницей всего в один день. После Отечественной войны имение досталось брату Бориса - Дмитрию Владимировичу Голицыну, будущему генерал-губернатору Москвы. После его смерти в марте 1844 г. Вяземы переходят к его сыну Борису. По данным 1852 г. в Никольском, Вяземах тож, значилось 42 двора и 470 жителей. В Малых Вяземах состояло 34 двора и 395 крестьян.
Последним владельцем Вязем был внук Дмитрия Владимировича - Дмитрий Борисович. Он часто бывал в Вяземах в летнее время, а зимой постоянно был в курсе всех происходящих в имении событий благодаря письмам своего управляющего Карла Ивановича Лепиня, латыша по происхождению. В годы его владения в усадьбе построили новую колокольню, так как старая звонница накренилась и не могла использоваться по назначению. Церковное здание было отремонтировано в начале XX в. Тогда же была проведена реставрация икон из иконостаса. Строятся в это время новые постройки: скотный двор, барсучник, оранжерея, хозяйственные помещения. В 1908 г. Д.Б.Голицын решает устроить на своих землях дачный поселок, под который выделяет часть земли, "отрезанную" в 1870-х годах железной дорогой. Территорию поселка прорезали 13 проспектов, проездов и шоссе с уличным освещением. Названия их либо указывали направление (Петровское шоссе - к селу Петровскому), либо соответствовали именам членов семьи князя (Голицынский, Дмитриевский, Екатерининский, Малый Екатерининский, Борисовский, Владимирский проспекты). Во время первой мировой войны в имении был устроен лазарет на 50 кроватей.
На протяжении всего XIX в. Вяземы были славны своими коллекциями. Здесь хранился фамильный архив Голицыных, включавший в себя документы не только владельцев имения, но и представителей других фамилий, связанных с ними родственными узами (Чернышевы, Ушаковы, Стрешневы). Общий объем документального собрания в конце XIX в. составлял около 19 400 листов. Внушительной была и библиотека. Здесь имелись книги по всем отраслям знаний на русском и основных европейских языках. Нельзя не сказать и о художественном собрании. Его основу составляли портреты и миниатюры Голицыных и их родственников. Некоторые из картин экспонировались на выставке исторических портретов в Таврическом дворце в 1905 г.
Вяземские крестьяне издавна занимались плетением корзин. Но шло время, из промысла уходили мастера, а новые из-за отсутствия школы, не достигали прежних высот. Промысел помогла возродить Татьяна Васильевна Голицына. Путешествуя по Германии и Швейцарии, она обратила внимание на искусное плетение корзин местными жителями. Оттуда в качестве инструктора был приглашен хороший мастер-плетельщик и промысел возродился. Чтобы он снова не угас, в 1882 г. рядом с железнодорожной станцией была устроена школа и мастерская, где обучали кустарей.. Развитию промысла активно способствовало Московское губернское земство и будущий попечитель Кустарного музея, известный меценат Сергей Тимофеевич Морозов. На средства последнего в 1897 г. в Германию был командирован один из лучших жителей Вязем Антон Николаевич Березовский. Он возвратился из-за границы с кипой чертежей изделий, и в 1899 г. в Больших Вяземах была создана одна из первых кустарно-кооперативных организаций в России - Вяземское складочно-потребительское общество. Оно не только объединяло кустарей, но и обеспечивало их сырьем и занималось сбытом готовой продукции. Общество имело свои прейскуранты, где было представлено около 1300 видов плетеных изделий: разнообразная мебель, дорожные принадлежности, игрушки, предметы дамского туалета, всевозможный "мелкий товар" - корзинки, хлебницы, сухарницы, тарелочки разной формы и назначения. Кроме традиционных местных материалов: ивового прута, лыка, бересты, соломки, сосновой дранки, рогоза, - мастера использовали привозные: педдиг (обработанная сердцевина камыша), рафию (луб игольчатой пальмы), луф (растительная губка из Греции), листья кокосовой и мавританской пальмы, наружную оболочку кокоса, бамбук.
Членом общества мог быть только один член семьи. В 1912 г. в нем состояло 369 человек, а всего промыслом занималось свыше тысячи человек. Вяземские плетеные изделия отличались прочностью, качеством при высоких художественных характеристиках. В 1908 г. на Рязанской выставке Общества сельского хозяйства вяземские изделия были удостоены Большой серебряной медали, в 1912 г. на Всероссийской кустарной выставке в Петербурге - Большой золотой медали, а в 1911 г. получили высокую оценку на Лейпцигской ярмарке. Но первая мировая война, затем гражданская, нанесли серьезный удар по промыслу, разрушив налаженные связи по получению сырья и сбыта продукции. Промысел все же сохранился. В 1922 г. после реорганизации в Вяземах появилась артель "Вязкустпром", выпускавшая в основном плетеную мебель. В 1933 г. бригадой лучших плетельщиков были выполнены амортизаторы для первых советских стратостатов. Накануне 1941 г. цех плетения был переведен в соседнюю деревню Кобяково, где на местной фабрике, но уже без претензии на художественность, продолжали плести несколько видов корзин. Так была закрыта страница в истории этого промысла.
Говоря о деятельности Общества, нельзя не затронуть темы народного театра, возникшего из его недр. Он был организован в 1909 г. и являлся одним из первых крестьянских театров в России. Инициаторами его создания были студенты Московского университета Николай Владимирович Скородумов, Владимир Владимирович Готовцев и житель Вязем В.А.Дицкой. Организаторам удалось собрать труппу из крестьян и сельской интеллигенции, подготовить устав и после целого ряда ходатайств зарегистрировать его. Своего помещения у театра не было и спектакли проходили в конторе складочно- потребительского общества или в хорошую погоду на улице.
В газетах того времени он назывался по-разному: Голицынский музыкально-драматический кружок, Крестьянский театр в Больших Вяземах, Народный театр в Вяземах. В состав труппы входило немало крестьян из Больших Вязем и соседней деревни Шараповки: М.Шанин, А.Чуркина, М.Кулакова, Т.Королева, М.Коновалова, А.Новикова, И.Карташев, С.Никольский, Н.Соколов, М.Шишкин, Н.Соловьев и др. Примечательно, что в составе труппы было много крестьянок. В первые годы своего существования в его репертуар вошли популярные среди крестьян пьесы "Не все коту масленица" А.Н.Островского, "Порченый" С.Семенова, "В низинах" А.Клепикова, "Русалка" А.С.Пушкина. Крестьянский театр в Вяземах считался одним из наиболее выдающихся сельских театров того времени. Сюда чаще всего приезжали студенты Московского университета, которые были объединены в "Студенческий кружок для изучения вопросов сельского народного театра", а в будущем в "Отдел содействия устройству фабричных и деревенских театров" при Московском отделении Императорского Русского технического общества, координировавший деятельность крестьянских театров. Основной их задачей было "приблизить сцену к трудовому народу, освободить театр от унизительной роли места отдыха и забавы образованного общества". Кстати говоря, за свою просветительскую деятельность один из организаторов театра В. В. Готовцев, будущий народный артист РСФСР, попал под надзор полиции.