Смекни!
smekni.com

Опыт использования культурно-исторического потенциала Тульской области в составлении туристских маршрутов (стр. 7 из 9)

В 1787 году в тульском кремле был проведен первый капитальный ремонт – были снижены зубцы башен, они утратили свое двурогое завершение, на башнях были построены безвкусные бельведеры. Над стенами установлена односкатная деревянная кровля. В 1821-1828 гг. кремль вновь частично ремонтируют. Над башнями были установлены деревянные купола, убрали деревянную кровлю. Кремль был побелен; расширили проезжие Водяные ворота. В 1834 году пожар уничтожил почти все деревянное завершение кремлевских стен и башен. До наших времен дошел только купол Одоевской башни.

После победоносного окончания войны 1812 года в кремле задумали строить Богоявленский собор как памятник героям войны. Проект был утвержден императором Александром I. Но сбор средств затянулся, классицизм, в стиле которого был утвержденный проект, вышел из моды. К мысли о построении собора вернулись через 30 лет, в 1855 году. Автором нового проекта стал архитектор тульского оружейного завода А. Михайлов. Собор построен в стиле, называемом «ложнорусским» или «русско-византийском», который по каким-то причинам не жаловали в течение целого века. Сейчас в соборе размещен знаменитый тульский Музей оружия.

В течение XIX века стены тульского кремля ветшали. Башни стали использовать под городские хозяйственные нужды или сдавать как складские помещения. Спасская и Наугольная башня стали торговыми складами. В нижнем ярусе Ивановской башни поместился ледник для ресторана. В 1899 г. внутри кремля поместили городскую электростанцию, работающую на угле. В начале ХХ века вид тульского кремля был настоль удручающим, что городская дума в 1911 году приняла решение кремль разобрать, однако начавшаяся первая мировая война не дала, к счастью, осуществить это решение.

Тульский кремль безымянен как и большинство произведений отечественного зодчества. В нем сочетались вековечные традиции отечественной архитектуры с опытом итальянских строителей московского кремля.

Ясная Поляна. Своеобразная литературная Мекка России - место жизни и творчества гениального русского писателя Л.Н. Толстого, занимающего особое место в мировой культуре. Толстой не только самый известный русский писатель в мире, тиражи изданий его произведений огромны. Поэтому Ясная Поляна – культовое место поклонения гению; наибольшее количество туристов и экскурсантов, посещающих Тульскую область, имеют своей целью посещение Ясной Поляны. Здесь он родился 28 августа 1828 года. Здесь же, в лесу «Старый Заказ», на краю оврага, под сенью деревьев находится его могила. Южнее Ясной Поляны, неподалеку от нее, в селе Кочаки находится некрополь – фамильное захоронение семьи Толстых. В Ясной Поляне Толстым были задуманы и написаны многие из его бессмертных произведений. Впечатления от яснополянской усадебной жизни и природы дали богатейший материал для творческой мысли писателя и получили многообразное отражение в его произведениях.

Музей-усадьба Л.Н. Толстого Ясная Поляна, включавшая дом Толстого, литературный музей, дом Волконского, могилу Л.Н. Толстого и около 400 гектаров заповедника – старинный липовый парк, пруды, леса, луга, пашни, сады, …

В 1763 году князь С.Ф. Волконский, дед великого писателя, купил на имя своей жены усадьбу Ясная Поляна у тульского помещика С. Карцова. В усадьбе была главная аллея (позже названная «Прешпект»), 2 крупных пруда, красивый регулярный парку «Клины», хозяйственный постройки и 2 огромных деревянных помещичьих дома, стоявших рядом с Клинами. Поместье после смерти отца получил Николай Сергеевич Волконский. Участник всех екатерининских и павловских войн, генерал-аншеф от инфантерии, внезапно прервал блестящую карьеру и уехал в родовое имение. Его жена, урожденная княжна Трубецкая, умерла рано, оставив безутешному супругу маленькую дочь Машу (мать писателя). Дед Волконский стал прообразом героя «Войны и мира». При нем в усадьбе происходит значительная перестройка: два старых обветшавших дома были разобраны и начата стройка нового усадебного ансамбля из трех домов: в центре большой господский дом, выстроенный в стиле ампирного классицизма, симметрично по бокам – 2 флигеля. Перед господскими домами был разбит новый пейзажный парк. Нижний парк украсили два новых пруда – Верхний и Нижний. Вся усадьба в плане приняла регулярную форму квадрата, который пересекался двумя главными аллеями – Прешпектом и исчезнувшей позднее березовой аллеей. Въезд в усадьбу был украшен башнями, с которых сейчас и начинается знакомство с усадьбой.

Дед Волконский скончался в 1821 году, не закончив строительства. Через год после его смерти его единственная дочь, княжна Марья Волконская, вышла замуж за графа Николая Ильича Толстого, принеся ему в приданое усадьбу Ясная Поляна, которую Николай Ильич достроил. В счастливом браке у четы Толстых родилось пятеро детей. Детство Льва Николаевича, четвертого ребенка, прошло в Ясной Поляне. Дети рано осиротели, их воспитывала родственница – «добрая тетенька Ергольская».

В 1847 году выросшие дети поделили между собой родительское имущество. Ясная Поляна досталась Льву Николаевичу, который в скором времени вышел в отставку. В 1854 году большой дом усадьбы, крупная ампирная постройка в 32 комнаты, был продан «на своз» помещику Горохову и перевезен в село Долгое за 30 верст от Ясной Поляны. Дом не сохранился – в 1913 году окончательно обветшавшее строение было разобрано. Л.Н. Толстой поселился в правом из оставшихся флигелей. На протяжении 20 лет, после женитьбы в 1862 году на С.А. Берс, Толстые перестраивали дом для разраставшейся семьи. В 1871 году с левой стороны большого дома поставили кирпичную пристройку с большим залом наверху. Семья собиралась там за обедом, там же принимали гостей. В 1894 году к дому была пристроена вторая, симметричная первой жилая половина.

Особое место в графской усадьбе занимали парки. Клины – самая старая часть парков Ясной Поляны. План Яснополянского регулярного парка – один из самых распространенных в русских садах первой трети XVIII века, перешедший в русское парковое искусство от регулярных садов Франции, в основе которого четкая симметрия построения, геометричность. «Квадрат и звезда» (толстовское определение Клинов) образованы четырьмя липовыми аллеями, которые составляют прямоугольник, прорезанный диагоналями и средними дорожками.

В 1910 году Толстой в последний раз вышел из ворот усадьбы. Спустя некоторое время тело великого писателя было привезено со станции Остапово, где он занемог и умер. По завещанию Льва Николаевича, он был погребен в лесу «Старый Заказ». Могила писателя – место поклонения миллионов посетителей Ясной Поляны. Судьба яснополянской усадьбы решалась достаточно долго. С 1913 года Софья Андреевна Толстая, вдова писателя, предложила казне выкупить поместье у наследников с целью создания мемориала Л.Н. Толстого. Вдове было отказано самим Николаем II, не видевшем целесообразности в приобретении усадьбы.

Внешний облик дома, расположение его комнат, обстановка – все сохраняется в том же виде, как было в последний год жизни писателя. В нем писатель со своей семьей прожил 50 лет. Уже в передней экскурсантов встречают книги из многотысячной библиотеки графа. Рабочий кабинет писателя со старинным столом из персидского ореха с зеленым сукном – свидетелем и невольным участником создания многих бесспорных творений мировой литературы: «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение», «Власть тьмы», «Хаджи Мурат»; знаменитая «комната под сводами» - все одухотворено образом Л.Н. Толстого. Экспонаты всех комнат говорят о великом трудолюбии, о неприятии для себя праздности как способа существования.

Поленово. Музей-усадьба знаменитого русского художники В.Д. Поленова – новое явление в русской культуре. Построено довольно поздно, на рубеже XIX – ХХ вв., когда уже считалось, что русская усадьба потеряна как пласт национальной культуры. Однако русская усадьба переживала свой «серебряный век» - талантливые молодые зодчие ищут новые формы и реализуют их в частных заказах дворян и молодой российской буржуазии. Художники также достаточно успешно занимаются архитектурой. Пример того – усадьба Поленова.

Художник В.Д. Поленов, путешествуя в 1893 году по Оке, был очарован окрестными пейзажами, и после поездки начал поиски подходящего дома или участка для строительства собственной усадьбы. Вскоре у помещицы Саблуковой была куплена земля на берегу Оки. Однако участок не совсем устраивал нового владельца, и он выменял у соседней крестьянской общины холмистый мыс «Борок» над рекой на превышающий в два раза участок пахотной земли. По собственному проекту Поленов строит дом, который и теперь поражает функциональностью всех помещений, простотой и благородством отделки. Каждое помещение в доме заранее имело свое предназначение, и сейчас посетители попадают сразу в библиотеку – помещение, обшитое дубовыми панелями, в которм размещалось не только книжное собрание, но и коллекция редкостей, которую собирали представители нескольких поколений дворянского рода Поленовых.

Широкая лестница ведет на второй этаж. Сейчас здесь находится богатая коллекция русской живописи, составленная не только работами самого владельца Поленова, но и его многочисленных и именитых гостей.

Глава 3

Засечная черта – военно-инженерное сооружение русского средневековья.

Задача обороны южных рубежей молодого государства становится главной в XIV – XVII веках. В первую очередь средневековые фортификаторы старались использовать естественный рельеф местности: при огромном количестве лесов, болот, рек это было закономерно. Лесные завалы применялись еще во времена Ивана Калиты. Начиная с XV века большую роль в обороне государства играл так называемый «Берег» - левобережье Оки от Серпухова до Коломны. Многоводная река со стоящими на ее берегу крепостцами и ежегодно посылаемыми туда «для бережения Москвы» полками ратников служила трудно преодолимым заслоном от татарских набегов.