Смекни!
smekni.com

На земле Владимирской и Тверской (стр. 2 из 2)

И вот в нескольких километрах от ближайшей дороги был заложен большой храм, как бы целый собор из красного кирпича, сделали фундамент и возвели стены до уровня окон. Строить начали, вероятно, в десятых годах нашего века, а в 1917 году работы остановились. А людям уж очень хотелось молиться здесь; и тогда в 1921 году и был построен так называемый обыденный храм, однопрестольная Успенская церковь, чтобы служить службу и собирать средства на собор.

- Как же в то время удалось добиться разрешения властей?

- Я думаю, что никакого разрешения не было, потому что у властей руки до этого не доходили. Тогда, в начале 20-х годов, у многих людей еще не прошла эйфория свободы. Если еще ходили по стране анархисты, то тем более люди, считавшие себя хозяевами земли - крестьяне, могли поставить власти перед фактом... В Отечественную войну, когда линия фронта проходила недалеко, фундамент и стены собора были разобраны и отвезены, как говорят, на строительство блиндажей и укреплений. А церковь оставалась, она все эти годы служила. В Кимрах в войну ни одного храма не действовало, был закрыт Спасо-Преображенский собор, и люди из Кимр сюда ходили. На 35-40 километров в округе это был единственный храм1.

Он действовал 40 лет, до 1961 года. Последним настоятелем был протоиерей Григорий Ландышев. В конце 50-х - начале 60-х годов отцу Григорию прислуживал мальчик из деревни Столбово, недалеко отсюда. Он был алтарником, подавал кадило, а учился в школе деревни Титово. Когда там узнали о его "деятельности", произошел скандал, его вызывали на пионерские дружины, комсомольские собрания, заставляли отречься от веры, но он был очень тверд и не отрекался. Его все-таки вынудили уйти из школы и уехать вместе с матерью, а храм закрыли. Было это в разгар хрущевских гонений. Мальчик в другом месте окончил школу, потом Московскую духовную семинарию, принял монашеский постриг... Сейчас он архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий.

- Владыка приезжал сюда уже в наши дни...

- Да, его Высокопреосвященство был у нас на одной из самых первых служб, на Пасху или перед Пасхой 1989 года.

- Вот вопрос. Храм ваш открыли в том году, когда их передавали верующим еще буквально единицами. Как же так случилось?

- Я думаю, что в конце 80-х годов его разрешили именно потому, что он находился в лесу, в глуши, вдалеке от людских глаз, чтобы бабушки в этих неперспективных деревнях смогли спокойно доходить свой век и помереть; и храм закроется. Чтобы не мозолили глаза. Поэтому, кажется, и открыли. Но такие события происходят по промыслу Божию.

А инициатива была от местных жителей. Очень много потрудилась Ольга Викторовна Черепкова, жившая с мужем в Титове. Она была театральным деятелем, а муж - режиссером в Целиноградском областном театре. Выйдя на пенсию, они поменяли место жительства и здесь поселились как бы на покое. Потом муж умер, а жена еще десять лет как раз занималась восстановлением храма. Здесь же около храма она почиет рядом с супругом. Интересно заметить, что когда она хоронила мужа, то рядом поставила и себе памятник, а дату смерти не указала. Люди все заходили посмотреть и говорили: "Какая предусмотрительность!"

- Расскажите, пожалуйста, о чтимых в вашем храме праздниках и святынях.

Есть два особых праздника, как бы "престола". Местные жители очень почитают святую Параскеву Пятницу, и ее икона находится здесь. Правда, чудотворную икону украли, а вообще храм со дня второго открытия грабили три раза. Но мы написали образ в древнем стиле, и его люди чтут, как и старый. В день памяти святой Параскевы, в ноябре, у нас происходит торжественное богослужение с крестным ходом вокруг храма, и храм бывает полон.

Также почитается Иерусалимский образ Божией Матери. Эта икона находилась в Белом Городке, на берегу Волги, в храме, освященном в честь нее. Там церковь закрыли, и чудотворный образ перенесли сюда, в Щелково. Тут он был до закрытия храма, а затем отец Григорий, умерший в 1964 году и живший в домике, где мы сейчас сидим, хранил икону здесь, в доме. Сюда люди ездили тайком, даже издалека, священники приезжали и служили перед ней акафисты и молебны. Когда власти узнали, то икону хотели конфисковать. Таисия Иосифовна, алтарница и келейница отца Григория, передала образ через несколько лет после его смерти монахам Псково-Печерского монастыря, и сейчас образ должен быть где-то у них. Но его почитание в нашем краю продолжается. Я написал большую Иерусалимскую икону Божией Матери, она стоит в нашем храме слева. И в день прославления этого образа здесь тоже совершается многолюдный крестный ход.

- Я слышал, что у вас практикуется унисонное пение. Это правда?

- Да нет, неправда. Хотя я, конечно, сторонник унисонного, древлего пения. У нас сама служба ведется почти по монастырскому уставу, без опускания кафизм, канонов, поэтому всенощное бдение продолжается четыре, четыре с половиной часа. Мы стараемся восстановить уставное богослужение, потому что, видите ли, если в этой глуши не служить полностью, как положено, то вообще обленишься.

- Народу много ходит на службы? Как посещает молодежь?

- В последнее время, слава Богу, молодежи стало больше. Приезжают даже из Москвы. В прошлое воскресенье было человек 20 моложе 30 лет, разного возраста. Причащаются... Но, конечно, все равно не столько, сколько бы хотелось. Подумайте, что такое 50 человек (даже если 50) в храме? Сколько людей находится в это воскресное время на базаре, в пивной, сколько на диване дома лежит? Они (молящиеся) - даже не один человек из ста, а один из тысячи, наверное.

- В Кимрах население, кажется, более 50000 человек.

- В городе с пригородами (Савелово и другие) около 75000, а по селам района до 20000. До революции было обратное соотношение. А общего числа жителей не прибавилось. В Кимрах население растет только за счет приезжих, в основном из ближнего зарубежья: беженцы, вынужденные переселенцы и т.д. Но рождаемость падает. У меня, например, отпеваний больше, чем крещений.

- А венчания бывают?

- Бывают, только еще реже, чем крещения. И можно сделать вывод, что определенная часть детей рождается вне церковного брака.

- Но простите, ведь детей-то в среднем все же больше одного рождается в семье.

- Это теоретически. Практически редко, когда больше одного ребенка. И у православных нередки супруги вообще без детей. Впрочем, у нас в приходе есть семья, где детей человек семь.

- На дворе вашего дома стоит часовня...

- Да. По благословению ныне покойного нашего благочинного протоиерея Иоанна Басюка мы выкопали здесь колодец и построили часовню для святой воды. Здесь совершаются водосвятные молебны. Над колодцем установили крест, врезанный в стену часовни. Здешние жители считают, что он чудотворный, хотя каких-либо доподлинных случаев чудотворения от него я не знаю.

Часовня освящена в честь праздника Воздвижения Животворящего Креста. Построена она местным плотником Василием Жигалиным по вашего покорного слуги проекту в духе русского зодчества XV-XVI веков. Строили долго, потому что дух мира сего часто Василия отвлекал, но мастер он уникальный - самородок и самоучка. И такими мастерами Россия всегда полна была.

Вот, пожалуй, и все. В многоглаголании несть спасения.

- Спаси вас Господи, батюшка, за рассказ.

1Но эти годы не были "безоблачными" для храма и прихода. В только что изданном Православным Свято-Тихоновским Богословским институтом справочнике "За Христа пострадавшие" находим: "Куницын Михаил Михайлович, священник. 1894 - год рождения. Служил в церкви дер.Щелково Кимрского р-на Калининской обл. 1937, 27 ноября - арестован в дер.Щелково" (Том 1. М., 1997. Стр.669).