Анна Артемьевна Бутурлина (1777-1854), как и ее муж, свой досуг посвящала садоводству - выращивала выписанные из Европы редкие сорта георгинов, камелий и тюльпанов, но, обладая незаурядным художественным даром, еще больше любила писать цветы акварелью или вышивать их прямо с натуры. Хотя она и была гораздо моложе супруга, характер имела куда более решительный и практичный. Все хозяйственные дела, включая управление имениями, держались именно на ней. Жизнерадостная и энергичная, отличавшаяся яркой красотой и обаянием, Анна Артемьевна блестяще выступала в роли хозяйки великосветского салона.
Подобно многим богатым вельможам, Бутурлины поощряли развитие талантов своих дворовых. Так, их молодой слуга Григорий Некрасов, обнаруживший наклонность к архитектуре, был отдан в обучение к одному из известных московских зодчих; в дальнейшем под его руководством производились строительные работы в Белкино. Среди московской графской челяди выделялся молодой буфетчик Иван Бешенцев - даровитый поэт-юморист и рисовальщик, создавший целый альбом оригинальных акварельных карикатур на членов семьи и гостей Бутурлиных. Особого внимания заслуживает следующее. На рубеже XVIII-XIX веков приказчиком в усадьбе Белкино был Иван Ильич Иноземцев. Его сын Федор с ранних лет проявлял живой ум и тягу к знаниям, особенно интересовался природой, растениями и животными. Грамоте он начал учиться у белкинского священника. В дальнейшем при материальной поддержке Д. П. Бутурлина Федор Иванович Иноземцев (1802-1869) получил образование и стал знаменитым врачом, звездой первой величины в русской медицине XIX столетия.
Гостеприимный белкинский дом посещали многие именитые люди. Гостила там княгиня Екатерина Романовна Дашкова, жившая неподалеку в Троицком, граф Михаил Семенович Воронцов, Нарышкины. Приезжал известный историк, в то время епископ Калужский Евгений (Болховитинов). Бутурлины часто приглашали в Белкино иностранцев, в том числе эмигрантов из революционной Франции и итальянских служителей искусства.
Исследователи давно задаются вопросом: бывал ли в Белкино Пушкин? Известно, что Пушкиных с Бутурлиными связывали тесные родственные и дружеские отношения, их дома в Немецкой слободе располагались совсем рядом. Еще до поступления в лицей юного поэта нередко приводили в московский особняк Дмитрия Петровича. В вышеупомянутом альбоме крепостного художника Ивана Бешенцева сохранились портретные зарисовки родителей Пушкина...
Летний сезон 1812 года Бутурлины, как всегда, проводили в Белкино. Здесь их застала война. Наполеон рвался к Москве. Семейство переехало в свое воронежское имение - Бутурлиновку. Во время отступления французы побывали и в Белкино, однако имение не было разорено. А вот дом в Немецкой слободе сгорел. Уникальная библиотека погибла в огне московского пожара. Дмитрий Петрович стоически перенес потерю бесценного сокровища, но это несчастье серьезно подорвало его здоровье. В 1816 году у графа резко участились приступы астмы. Медики посоветовали сменить климат. Через год вся семья Бутурлиных выехала во Флоренцию и поселилась в купленном Дмитрием Петровичем старинном дворце Никколини, называющемся с тех пор Палаццо Бутурлин.
Дом Бутурлиных во Флоренции оставался таким же хлебосольным, как и в Москве. Хозяева очень любили живших здесь русских художников. Завсегдатаями дома были Орест Кипренский, Карл и Александр Брюлловы, Сильвестр Щедрин.
В 1824 году младший сын Дмитрия Петровича Михаил уехал служить в Россию. На родине имя графа Михаила Дмитриевича Бутурлина (1807-1876) хорошо известно. Он подробно описал усадьбу Белкино в своих воспоминаниях, что ныне дает возможность восстановить картину жизни имения в начале XIX века.