Смекни!
smekni.com

Рамонь. Здесь отдыхала душа

Борсук О. А.

На высоком, изрезанном балками правом берегу р. Воронеж, путника встретит замечательный природный ландшафт. Склоны балок затенены широколиственным лесом. Днище долины р. Воронеж поросло хвойным и лиственным лесом, в котором выделяется «вечно» зеленая сосна. Желтые песчаные пляжи р. Воронеж и ее притока Усманки радуют глаз. В теплое время года разноцветие ландшафтов, пение птиц, как бы славящих окружающую красоту, очаровывает посетителей. Отсюда начинается территория Воронежского биосферного заповедника, сохраняющего редкие виды растений и животных, в т.ч. бобра и благородного оленя.

Название «Рамонь» происходит от слова «рамень», что означает «поселение у лесной опушки». Оно известно с конца XVI в. В 1615 г. в селе была построена церковь. В эпоху Петра I в Рамони была основана судоверфь. Леса, в т.ч. сосняки, давали материал для строительства кораблей. Один из высоких мысов в окрестностях до сих пор носит название «Барковой горы» (барк – тип судна). Первыми владельцами земель в XVIII в. были Веневитиновы, затем они переходят к богатейшим воронежским фабрикантам Тулиновым и Чарыковым. В 1840 г. Тулиновы основали здесь один из первых в губернии сахарных заводов. В 1879 г. рамонское имение поступает в государственную казну, император Александр II преподносит его в качестве подарка своей племяннице Евгении Максимилиановне Ольденбургской

«Евгения Максимилиановна Ольденбургская (1845–1925) – внучка императора Николая I, дочь герцога Лихтенбергского и великой княгини Марии Николаевны, была известной благотворительницей, попечительницей Комитета сестер милосердия Красного Креста, покровительствовала Обществу поощрения художников, отличалась изысканным художественным вкусом, занималась живописью. В Воронеже она возглавила губернское благотворительное общество, была почетной гостьей при открытии в 1894 г. Воронежского губернского музея. Награждена орденом «За беспорочную службу Отечеству на ниве благотворительности и просвещения».

Ее муж Александр Петрович Ольденбургский (1844–1932) имел чин генерала от инфантерии и звание генерала-адьютанта, с 1896 г. – член Государственного совета Российской империи. Участвовал в Балканской войне 1877–1878 гг., в осаде Плевны, во взятии Этрополя. Был награжден золотым оружием и орденом Святого Георгия 4-й степени.» Т.С. Старцева

История не сохранила имен создателей этого замечательного дворца. Однако есть предположение, что ими были петербургские архитекторы Н.Л. Бенуа и И.С. Киттнер. Стиль дворца строго не выдержан, однако создателям удалось передать дух западноевропейской средневековой архитектуры. Две разновеликие башни, зубцы, бойницы формируют замысловатый силуэт дворца. Великолепие дворцу придают многочисленные разнообразные балконы, террасы, скульптура, металлические кованые детали, обилие окон разной величины и формы. Растительный орнамент кованых кронштейнов над входом частично повторяется в кронштейнах балконов, ограждении террасы, воротах въездных башен. Родовой герб Ольденбургских гордо венчает портал парадного входа с зубчатым аттиком.

Отопление дворца, состоящего из 20 жилых помещений, обеспечивалось редчайшей калориферной печью цокольного этажа, каминами в холле и кабинете, двумя голландскими изразцовыми печами в большом зале и в библиотеке, расположенной перед угловой башней.

В оформлении парадных покоев использовался мореный дуб. Больше всего поражала живопись на потолке библиотеки и юго-восточной угловой башни. Она выполнена в технике выжигания по дереву с применением хирургического аппарата Пакелена собственноручно Евгенией Ольденбургской.

Все вышеизложенное позволяет судить об изысканном вкусе владельцев усадьбы. При обустройстве ее они предвосхитили многие идеи усадебного строительства – зонирование территории, вынос многих служебных помещений за территорию собственно усадьбы. К сахарному заводу от дворца вела лестница с гротом. Сам завод находится, как и прежде, под обрывом. Его пыхтение и дым не тревожили хозяев и гостей усадьбы. Нельзя не вспомнить замечательные строки стихотворения великого князя Константина Константиновича Романова, гостившего в усадьбе Ольденбургских.

Мне бессильным не выразить словом,

Как у вас отдыхает душа,

Как под вашим приветливым кровом,

И как ваша Рамонь хороша.

Хороша она далью лесною

И дворцом над обрывом крутым,

Хороша тихоструйной рекою

И привольным простором степным.

К.Р.

Единственный сын достойнейших родителей Ольденбургских, Петр, не походил на отца с матерью. Добрый и апатичный, любитель карточной игры и мужских компаний, пропадавший на охоте, дослужился до чина генерал-майора.

В 1901 г. в Петербурге состоялась свадьба Петра Александровича с Ольгой Александровной Романовой (1882–1960), дочерью императора Александра III, родной сестрой Николая II. Талантливая женщина, особо отличившаяся в живописных работах, милосердная, простая и общительная, равнодушная к нарядам, она в преклонном возрасте, находясь в эмиграции, сохраняла благородные манеры.

Брак оказался неудачным, хотя и тянулся 15 лет. После возвращения из свадебного путешествия по Италии молодые поселились во флигеле «Уютный» в рамонской усадьбе. Но вскоре по настоянию Ольги Александровны Романовой на высоком соседнем мысу над рекой Воронеж, к северу от рамонского дворца, приобретается имение Чарыковых. В 1901 г. начинается перепланировка старых зданий и строительство новых. От усадьбы «Ольгино» с мыса-холма открывается чарующий вид на долину р. Воронеж. Планировочные решения новой усадьбы сохранены, новые здания бережно встроены в ландшафт. Особо выделяется новый светский корпус, построенный по проекту С.С. Кричинского в стиле модерн. Изысканность и аристократизм характеризует вновь созданный усадебный комплекс. О.А. Романова организует школу и лечебницу для крестьян, а в 1914 г. уходит сестрой милосердия на фронт. Когда видишь лица сестер милосердия на фотографиях того времени, то начинаешь понимать, что мы потеряли с великими потрясениями XIX в. Семейная жизнь не складывается. В 1903 г. Ольга Александровна знакомится с офицером лейб-гвардии Кирасирского полка Н.А. Куликовским и влюбляется в него. Чувства взаимны. Ольга требует развода, но… репутация и честь семьи… Петр делает Куликовского своим адъютантом и поселяет в своем доме. Только в 1916 г. состоится официальный развод Петра и Ольги. Революция заставляет эмигрировать Ольденбургских во Францию. Петр переживает во Франции не лучшие дни и в 1924 г. умирает от чахотки. Жизнь Ольги Александровны и Н.А. Куликовского сложилась вполне счастливо. Они эмигрировали в Данию, затем в годы Второй мировой войны уехали в Канаду. У них родилось двое сыновей. Прямых потомков русской ветви Ольденбургских, связанных с рамонскими усадьбами, не осталось. Ненависть ко всему царскому, а род Ольденбургских был напрямую связан с государями Российскими, долгие годы не позволяла заняться усадебными постройками, их реставрацией. Дворец ветшал, его облюбовали птицы – вороны и голуби. В конюшне ныне находится дворец культуры сахарного завода. Завод прилежно пыхтит, а по осени горы сахарной свеклы, черные от налипшей вязкой почвы – чернозема, ждут переработки в сладкую продукцию. Многие служебные помещения усадьбы заняты под жилье. В старинных зданиях усадьбы «Ольгино» расположена рамонская больница. Запущенность зданий, территории и парка печалит, но древесная листва скрывает наше небрежение. Глядя вечером на готический замок, начинаешь думать о привидениях, но мысли уносят в светлое будущее, когда этап консервации и медленной реставрации возродит чудесный уголок России, где будет отдыхать душа.