Со второй половины XVII века широкое распространение получает ярусный тип храма — последовательно уменьшающиеся объемы, создающие впечатление вертикального движения вверх. Если уменьшение ярусов в плане по высоте незначительное, получается столпообразный храм. Самым грандиозным таким храмом стала церковь преподобного Иоанна Лествичника в Московском Кремле, известный как колокольня Ивана Великого. «При взгляде на наш московский Иван Великий кажется, что мы имеем перед собою как бы гигантскую свечу, горящую к небу над Москвою»7. Другим примером красивейшего ярусного храма служит колокольня Новодевичьего монастыря.
Соединившим в себе все типы русских церквей, уникальным явлением в храмовой архитектуре стал московский собор Покрова на Рву (Василия Блаженного), построенный в 1555–1560 годах. В центре возвышается шатровый Покровский храм. По сторонам света расположены четыре столпообразные церкви, по диагонали — другие четыре, украшенные кокошниками, а весь собор представляет собой многоглавый храм.
В самом конце XVII столетия в храмовом строительстве Москвы появился стиль, по своеобразию и распространенности только в столице получивший название «московского барокко». Другое название — «нарышкинское барокко» — было дано из-за особого пристрастия к этому стилю известного храмоздателя — дяди императора Петра I Кирилла Львовича Нарышкина. Пожалуй, самым совершенным памятником той эпохи является храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях (1690–1694). «Как основная архитектурная идея храма — сочетание восьмериков и четвериков, дающее столь излюбленную ярусность, так и те декоративные приемы, которые мы <…> здесь встречаем, оказали на дальнейшее русское искусство огромное влияние. Новшество коснулось даже главок, получивших грани, соответствующие сторонам восьмериков. Эти гранные головки, пришедшие с юга на смену старомосковским круглым, открывают новую эпоху и становятся вскоре типичнейшей особенностью храмового зодчества», — писал И. Грабарь8. Еще один уцелевший памятник — «Меншикова башня» — храм Гавриила Архангела у Мясницких ворот (1704–1707).
В середине первой половины XVIII века в московском каменном строительстве почти на двадцать лет наступил перерыв. Он был связан с указом императора Петра I (1714) о запрете в государстве «всякого каменного строения, какого б имени ни было, под разорением всего имения и ссылкою». Причина — строительство Санкт-Петербурга, куда забирали всех каменщиков страны. Только в 1721 году по докладу Сената разрешено было достроить отдельные храмы. Единичные каменные церкви возводились в эти годы исключительно по личному указу императора. Из московских в качестве примера можно назвать храмы святых апостолов Петра и Павла в Новой Басманной слободе (1705–1719) и мученика Иоанна Воина на Якиманке (1712–1717). Их архитектура свидетельствует о начавшемся тогда синтезе старомосковского архитектурного стиля и западноевропейского искусства, активно проникавшего при Петре I во все сферы русской жизни. Петропавловский храм, кстати, строился по рисунку самого Петра, чье пристрастие ко всему европейскому хорошо известно.
Каменное строительство возобновилось с 1730-х годов. В царствование Елизаветы Петровны московская архитектура приобрела пышность, свойственную творениям Растрелли, — любимого зодчего императрицы. Храмы того времени — великомученика Никиты на Старой Басманной (1745–1751), священномученика Климента, папы Римского, на Пятницкой (1758–1770) — отличаются вычурностью деталей.