Сложность борьбы с описанной схемой уклонения от налогов затруднена тем, что практически невозможно отличить псевдо сделку по ценным бумагам от реальной сделки – по документам они выглядят совершенно одинаково. К тому же структуры фондового рынка являются одними из самых профессиональных и технически оснащённых в силу специфики своей деятельности. Проверяющие налоговые органы заметно уступают им в этом и, возможно, поэтому до сих пор не было прецедентов выявления псевдо сделок.
Схемы фондового рынка имеют общий фундамент со страховыми схемами. В данном случае фиктивность часто «прячется» в неадекватность оценки не котируемых ценных бумаг. Проверка их истинной стоимости требует высокого профессионализма и значительных затрат ввиду массовости операций, подлежащих проверки.
В качестве мер борьбы со схемами фондового рынка можно предложить следующие:
увеличение уставного капитала для профессиональных участников фондового рынка, что приведёт к уходу с рынка недобросовестных участников;
ужесточение контроля за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг.
Однако более эффективной мерой представляется изменение глобальной мотивации участников фондовых схем, создание в стране условий, когда забота о профессиональной репутации будет важнее сегодняшней выгоды. Например, в США, стране наиболее жёстких методов регулирования и контроля фондового рынка, угроза лишения лицензии и права работы на фондовом рынке – весьма серьёзная причина для отказа от участия в сомнительных и незаконных сделках. Профессиональная репутация является ценностью, создаётся долгие годы и рисковать ей не хотят даже в пользу значительных и быстрых денежных доходов.
Фирмы-однодневки.
Фирмы-однодневки – один из самых развитых и популярных неформальных способов ухода от налогов. Такие фирмы используются практически во всех сферах бизнеса. Идея уклонения от налогов заключается в данном случае в коротком сроке существования таких фирм – от момента регистрации до первой отчётной даты представления баланса в налоговую инспекцию. За это время через расчётные счета фирмы пропускается огромный поток практически необлагаемых средств, обеспечивая любые формы налично-безналичных и рублёво-долларовых расчётов.
Налоговые органы не нашли пока достаточно эффективных методов борьбы с фирмами-однодневками, хотя эта проблема находится в сфере их постоянного внимания, так как существование подобных фирм наносит огромных вред.
Для борьбы с короткоживущими предприятиями, через которые осуществляется нелегальный оборот наличных денег, предлагается установить возможность снятия налогоплательщика с налогового учёта (с одновременным приостановлением операций по его банковским счетам и арестам имущества) в случае неподачи отчётности по налогу на прибыль, а также отсутствие предприятия по своему юридическому и фактическому адресу.
На законодательном уровне предполагается установить солидарную с налогоплательщиком ответственность налогового агента по налоговому обязательству налогоплательщика в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения налоговым агентом обязанностей по удержанию налога. С тем чтобы устранить уклонение от надлежащего налогообложения при реализации товаров по несоответствующим рыночному уровню ценам, предполагается законодательно расширить перечень случаев, когда налоговым органам предоставляется право доначислять налоговое обязательство сторон сделки исходя из рыночных цен.
Обналичивание средств сопровождается оформлением формальных контрактов, которые необходимы только для фирм-клиентов. Эти формальные контракты относятся, как правило, к таким сферам бизнеса, как консалтинг, оказание услуг по информационному обеспечению, т.е. таким видам деятельности, на которые не требуется получение лицензии. Параллельный неформальный контракт состоит в том, что фирма-однодневка возвращает деньги в наличной форме.
Эффективно бороться с фирмами-однодневками сложно потому, что на стадии регистрации и постановке на учёт в налоговой инспекции не существует объективных критериев, позволяющих отличать фирму-однодневку от фирмы, реально планирующей заниматься бизнесом. Одним из направлений борьбы с этой формой уклонения от налогов является увеличение требований к уставному капиталу при регистрации фирмы, а также и более жёсткий контроль при постановке фирмы на учёт в налоговой инспекции.
Схемы, практикуемые в сфере малого бизнеса.
(предприниматели без объявления юридического лица)
Идеология схем, связанных с малыми формами бизнеса, основывается на разнообразных способах снижения налогооблагаемой базы для предпринимателей без объявления юридического лица и снижения вмененного налога, который платят эти предприниматели. Такая организационная форма часто (но далеко не всегда) используется не для ведения бизнеса, а исключительно для уклонения от налогов.
В качестве примера можно привести организацию оплаты работы агентов крупных фирм, продающих свои услуги или продукцию. При существовании такой агентской сети с точки зрения налогообложения выгоднее проводить платежи не на каждого агента отдельно, уплачивая все налоги на заработную плату и удерживая подоходный налог, а делать это через одного или нескольких предпринимателей.
Формальными контрактами в описанной схеме являются договоры предпринимателя, связанные с ведением бизнеса, показываемого по представленным в налоговые органы документам, неформальными контрактами – выплаты агентам заработной платы, на которую не начисляются никакие налоги.
Как и в других схемах, возможность социальной защиты со стороны государства, которая осуществляется за счёт налогов, здесь не принимается во внимание; более важным представляется получение средств сегодня.
Таможенные схемы.
Использование таможенных схем уклонения от налогов основано на механизме возврата НДС при вывозе определённых товаров за рубеж. Злоупотребления связаны с нарушением стоимости товаров, подменой одного товара другим и возврата экспортёрам НДС в размерах, существенно превышающих положенные по законодательству.
Так, в 2000 году через сеть фиктивных компаний были растаможены грузы на сумму 4,9млрд. долларов. Было создано 13 фиктивных компаний, которые являлись грузополучателями дорогой мебели под видом клея, электроники – под видом аккумуляторов и запчастей, готового трикотажа – под видом пряжи.
Формальными контрактами в этом случае являются документы на вывозимые из страны товары, неформальными контрактами – договорённость с таможенными структурами о подписании соответствующих документов о соответствии товара предъявленному и возврат налога на добавленную стоимость.
Борьба с правонарушениями в таможенной сфере представляется наиболее простой, так как они носят откровенно криминальный характер.
Анализ вышеперечисленных форм уклонения от налогов, распространенных в российской практике, позволяет сделать следующие выводы.
Уклонение от налогов с использованием неформальных контрактов возможно при наличии определённых условий. Нестабильность экономической и политической ситуации в государстве, неспособность государства выполнять функции по социальной защите населения в сфере медицинского обслуживания, пенсионного обеспечения, страхования от профессиональных болезней и несчастных случаев является основной причиной возникновения различных схем уклонения от налогов.
Ужесточение борьбы со схемами не даёт ощутимых результатов и лишь побуждает их участников к изобретению новых схем, а это приводит к удорожанию содержания государственных институтов и в конечном итоге к ухудшению экономической ситуации в стране, так как государственные средства расходуются не на создание материальных благ.
Только глобальные изменения в сфере налоговых отношений, стабилизация на макроэкономическом уровне как в экономике, так и в сфере налогового и иного законодательства могут привезти к позитивным сдвигам.
4. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Современная система налогового администрирования в России переживает период своего становления. В этом процессе приходится преодолевать значительные трудности, связанные с рядом проблем, которые можно условно разбить на три группы:
1) необходимость налаживания налогового администрирования, наличие пробелов и недоработок в общих принципах налогового права;
2) недостатки в формулировках и режимах налоговых законов, регулирующих применение конкретных налогов. Среди них следует выделить законы, регулирующих налоги на доходы и имущество физических лиц и НДС;
3) недостатки в работе налоговых органов: в управлении и организационной структуре налоговых органов, в отношениях между вышестоящими и нижестоящими налоговыми органами, в отношениях налоговых органов с органами власти соответствующих административно-территориальных образований, в организации использования информационных возможностей других органов государственной власти и информации, находящейся в распоряжении «третьих лиц», а так же в практическом применении некоторых действующих режимов, правил и норм, формально закреплённых налоговым законодательством, но используемых либо с отклонениями, либо с недостаточной эффективностью. К последним относятся, например, применение налогового законодательства в отношении иностранных лиц (прежде всего из так называемого ближнего зарубежья), филиалов и иногородних подразделений российских компаний и предприятий, особо крупных собственников, получающих основные доходы не в форме заработной платы или официально выплачиваемых дивидендов на акции, и предприятий малого бизнеса.