Смекни!
smekni.com

Социальная динамика науки (стр. 2 из 2)

Что касается эмиграции ученых из России, то это эмиграция в основном не из России, а из российских академических и других научных структур, ставших непригодными для обитания мигрантов.

Наука и мир

Ежегодный рост численности ученых в конце ХХ века составил 7% при росте численности населения 1,7%, затраты на деятельность одного ученого удваиваются каждые 10 лет. Рост численности программистов особенно настораживает экономистов (но не программистов); 40% программистов в США - иммигранты.

Производственная функция науки (Решер): F (t) = K log10R(t), где F (t) - число значимых открытий за время t, R (t) - затраченные на науку ресурсы, К - константа. Для поддержания постоянной скорости роста числа открытий следует экспоненциально увеличивать затраты ресурсов.

Мир в целом затрачивает на науку примерно 1,5% ВВП, из них на долю США приходится 40%. Более половины обитателей науки живут и работают в "развитых странах"; максимальное число на душу населения - в Японии (6,4 на 1000). Корпорации затрачивают на исследования до 50% годового оборота.

Жизнь человека и наука

Нравственные принципы лежат за пределами науки. Наука изучает человека и социум, может предсказать результаты решений, но акт выбора - большей частью вне науки.

Духовные ценности не закодированы в ДНК. Инстинкт познания обладает потенциями, далеко выходящими за социально безопасные пределы. Духовные ценности устанавливает человек, и это высший доступный ему вид творчества.

Религиозные и чисто этические учения питаются экзистенциальной проблемой смертности человека, предлагают и эксплуатируют идею бессмертия, идею предотвращения исчезновения личности. Воскрешение мертвых и бессмертие - в них нет эволюционной необходимости, поэтому им нет места в процессе эволюции.

"История мчится вскачь, стуча золотыми подковами по черепам дураков".

Наука предлагает другой выход, другое решение (неразрешимой) проблемы сохранения личности в (трагическом спектакле) эволюции: внести себя как вклад в процесс эволюции. Научное мировоззрение определяет этику, включающую именно эту волю к бессмертию. Но кто не хочет бессмертия, тот и не получит его.

Наш выбор определяет наша модель мира, включающая наше представление о смысле жизни. Выбор - это решение о распределении наших ограниченных ресурсов (прежде всего - времени (времени жизни), остальные ресурсы производны от него). Потребности, претендующие на ресурсы, мы организуем в иерархическую структуру, динамически определяющую их приоритеты. Структура потребностей определена генетически, социально и лично; внешне она выражается структурой осознанных и неосознанных целей и ценностей (от инстинктов до смысла жизни). Именно эта структура определяет наш выбор.

"Я думаю, вряд ли у мыслящего существа бывает более великая минута, чем та, когда с его глаз спадает пелена и открывается, что он не затерянная в космическом безмолвии частица, а пункт сосредоточения и гоминизации универсального стремления к жизни. Человек - не статический центр мира, как он долго полагал, а ось и вершина эволюции, что много прекраснее".

Аббат Тейяр де Шарден, "Феномен человека"