Смекни!
smekni.com

Становление человека и человеческого общества. Возникновение медицины (стр. 2 из 2)

Под влиянием отрыва от первоначальной задачи тотемные пляски получили новое переосмысление, они стали рассматриваться как сцены из жизни далеких предков, а в дальнейшем послужили основой для связанных рассказов - повествований о жизни и приключениях тотемических предков. Таким образом, тотемическая обрядность, переосмысливаемая в соответствии с уровнем развития общества, послужила как бы истоком для театрального действа и мифологии. Своим возникновением тотемизму в значительной степени обязаны различные виды изобразительного искусства. Первые реалистические рисунки берут свое начало от магико-тотемической идеи возможности воздействия на тотемное животное через его изображение. С тотемизма берет начало скульптура и не просто изображение тотемного животного, но и подчас сложная символика тотемного знака. Наконец, связь с мифологией определила роль тотемизма в осознании необходимости исторической памяти. В неразрывной связи с верой в тотемических предков находятся представления о тотемическом цикле рождения и смерти. Умерший становился тотемическим предком, он возвращался при новом рождении, чтобы вновь пройти весь цикл. Рождение есть смерть, а смерть есть рождение. Это положение лежит в основе всех религий и еще в тотемическом цикле начинает проявляться вера в реинкарнацию.

Магия, ее сущность, происхождение

Магия - самый загадочный, самый противоречивый и одновременно самый живучий феномен мышления, возникший у первобытного человека и сопровождающий человечество до настоящего времени, феномен, оказавший огромное влияние на становление и развитие практически всех сфер культуры. Существует мнение, что магия возникла в коллективах неандертальцев, когда начало зарождаться, формироваться абстрактное мышление, а с ним и осознание окружающего мира, своего места в нем, своих действий, т.е. та самая рефлексия, наличие которой принципиально отличает динамичный и постоянно развивающийся человеческий разум от "рассудочной" деятельности и "знания" животного. Возникновение магии было совершенно закономерным явлением. Формирующийся человек рано осознал наличие серьезных препятствий для выживания, и стадный инстинкт подсказал ему универсальные магические или, во всяком случае, противоречившие логике пути выживания - достижение единства, коллективный труд и коллективное распределение добычи. Магия была, по сути по сути, мятежом, вызовом формирующегося человека природе и собственному естеству. И орудием этого мятежа формирующийся человек избрал магические технологии. Тяжкий и долгий путь прошло человечество Каждый этап этого пути приносил позитивные сдвиги в укреплении единства, улучшении условий жизни и, говоря современным языком, психологического климата в коллективе, где формирующийся человек получал

уверенность в том, что он будет жить как все и не хуже, чем все. Обретающий все большую уверенность в своих силах, единый коллектив вводит в форме тотема самопочитание. На этой основе начался период расцвета, период господства магии, выражающий идею господства человеческого коллектива над природой.

Магия естественно не обошла медицину: анализ магических действий с позиций их социальной направленности и роли, выполняемой ими в жизни людей, показывает, что медико-гигиенические цели занимали существенное место в магической практике. В магической медицине мы уже встречаемся некоторыми достаточно ясно очерченными представлениями об основных разделах медицины - об этиологии, лечении, профилактике, прогнозе. Именно осмысление с присущей маги незыблемостью связи причины и следствия должно было неминуемо привести к формированию убеждения, что всякая болезнь должна иметь причину. И дело здесь не в том правильно или ложно эти причины определялись, а в том, что был сделан один из решительных шагов к превращению медико-гигиенической деятельности в объект, подлежащий разумной оценке и дальнейшему осмыслению.

Возникновение медицины

Вопрос о времени возникновения медицины нельзя считать окончательно решенным. Не подлежит сомнению, что у первобытного человека была потребность в помощи при болезнях и травмах, однако, нет достаточных оснований считать, что на первых порах существования первобытного человеческого стада к ее удовлетворению подходили сознательно. В помощи при болезнях и травмах нуждались и животные и предлюди. Более того, у животных имеются определенные приемы самопомощи, предполагающие совершение целенаправленных преднамеренных действий. По мере развития производственной деятельности, способности к восприятию и передаче опыта, моральных и нравственных норм происходила трансформация инстинктивных действий по самопомощи в человеческую медико-гигиеническую деятельность. По-видимому, рубежом, отделяющим инстинктивную самопомощь от начальных, зачаточных форм медико-гигиенической деятельности, можно считать появление взаимопомощи. До тех пор, пока первобытный человек не отделял помощь при болезнях и травмах от собственной жизнедеятельности, пока побудительным моментом его действий были лишь собственные ощущения, переживания, господствовал инстинкт самосохранения. С того времени, когда объектом помощи становится другой человек, когда помощь при болезнях и травмах превращается в средство сохранения жизни, здоровья и трудоспособности других членов коллектива, видимо, возникает формирующаяся медицина,зарождается медико-гигиеническая деятельность В отличие от других форм общественной практики к числу основных условий возникновения и развития медико-гигиенической деятельности относится и наличие относительно развитой системы моральных, нравственных норм. Условия, необходимые для возникновения формирующейся медицины, по-видимому, появились в середине мустьерского времени в стадах неандертальцев. Недостаток данных не позволяет судить с достоверностью об арсенале средств, приемов методов, которыми располагала формирующая медицина. Однако не вызывает сомнения, что в стадах неандертальцев не только использовались лекарственные растения, к которым прибегали животные, предлюди и архантропы, но и могли применяться средства животного происхождения. Антропологические данные, фольклорный материал и характер изготавливающихся орудий указывают на возможность существования у неандертальцев хирургической практики. Есть основания считать, что неандертальский человек уже владел методами оказания травматологической помощи, в частности примитивными формами иммобилизации конечностей и репозиции костных обломков. Можно предположить, что неандертальцы вскрывали наружные абсцессы, умели накладывать швы на рану, а возможно, овладели и другими хирургическими приемами. В мустьерское время получили развитие и некоторые меры, имеющие важное гигиеническое значение. Судя по мифам, приблизительно в это же время возникли первые установки личной гигиены.