Смекни!
smekni.com

Есть ли жизнь на Марсе (стр. 2 из 2)

До недавнего времени слова, что жизнь на Марсе возможна, но искать ее проявления надо глубоко, воспринимались всеми с большим скепсисом. До тех пор, пока на самой Земле жизнь впервые не обнаружили в базальтах на глубине тысячи метров! Красные сгустки - глубинная бактерия. Джеймс Мак Кинли и Тодд Стивенс сделали свою находку при бурении в долине реки Колумбия (США). Они определили эту бактерию, как литотрофный микроорганизм, который питается водородом, выделяемым в результате химических реакций между водой и железистыми силикатами. К тому же необычная бактерия не выживает на поверхности под лучами Солнца. Судя по всему, это прекрасный кандидат на жизнь под поверхностью Марса. Но вот только формы этой жизни несколько смущают...

Правда, сторонникам гипотезы существования жизни на Марсе прибавила оптимизма находка Вильяма Скофа. В западной Австралии он обнаружил слоистые образования, известные как отложения с возрастом 3,5 миллиарда лет. Строматолиты возникают в результате жизнедеятельности разнообразных бактерий и достигают длины в несколько метров.

Впрочем, хотя жизнь находят и на большой глубине, и очень древнюю, остается загадкой, каким, образом можно обнаружить ее следы на Марсе. Даже если этим будут заниматься не роботы, а профессиональные космонавты-геологи. Одни из вариантов - отыскать выход подземных вод на поверхность в виде гейзеров. А наблюдения последних лет на Земле показывают, что в таких горячих источниках могут прекрасно жить бактерии.

Третий спутник Марса

Почему астероиды так яростно атаковали «Красную планету»? Только ли потому, что она ближе других расположена к «поясу астероидов» - обломкам загадочной планеты Фаэтон, возможно, некогда существовавший на этой орбите? Астрономы предполагают, что спутники марса Фобос и Деймос когда-то были захвачены гравитационным полем планеты из пояса астероидов.

Фобос вращался вокруг Марса по кольцевой орбите на расстоянии всего лишь 5920 км от поверхности планеты. За марсианские сутки (24 часа 37 минут) он успевает трижды облететь планету. По некоторым расчетам, Фобос почти вплотную приблизился к так называемому «пределу Роща», то есть когда тому критическому расстоянию, на которм гравитационные силы разрывают спутник на части. По форме Фобос похож на картофелину. Его длина - 27 км, ширина - 19 км. Развал и падение осколков такой гигантской «картофелины» вызовут страшные удары по Марсу и новое прокаливание его поверхности. Остатки атмосферы, конечно, будут сорваны и уйдут в космосе в виде потока раскаленной плазмы.

Возникает мысль, что в прошлом Марс уже испытал нечто подобное. Вполне возможно, что у него был, по крайней мере, еще один спутник. Лучшее название для него было бы Танатос - Смерть. Танатос прошел через предел Роша, опередив гибнущий сейчас Фобос. Очень может быть, что именно эти обломки уничтожили на Марсе все живое. Они стерли с поверхности Марса растительную жизнь, уничтожили плотную кислородную атмосферу. При их падении произошло омагничивание красноцветной коры Марса.

Несколько последующих миллионов лет оказалось достаточно для того, чтобы Марс превратился в безжизненную пустыню с замерзшими морями и реками, засыпанными магнитным песком. Подобные или меньшие катаклизмы - вовсе не чудо в мире планет. Разве кто-нибудь на Земле сейчас помнит, что на месте гигантской пустыни Сахары всего-навсего 6 тысяч лет назад текли многоводные реки, шумели леса и кипела жизнь?..

Главная загадка Марса

События, описанные Гербертом Уэллсом в романе «Война миров», основаны на реальных фактах. Перед тем, как начать войну против человечества на Земле, марсиане, естественно, должны послать к нам корабли. Их запуск наблюдает герой романа. И это не просто выдумка фантаста. Не нашедшие объяснения световые вспышки действительно наблюдались на Марсе в указанное время.

«Во время противостояния 1894 году на освещенной части планеты (т.е. Марса) был виден сильный свет, замеченный сначала обсерваторией в Лике, затем Перротеном в Ницце и другими наблюдателями. Английские читатели впервые узнали об этом из журнала «Нейчур» от 2 августа», - пишет Уэллс.

Открываем страницу 219-ю журнала «Нейчур» от 2 августа 1894 года (№ 1292). Сообщение на этой странице так и называется «Странный свет на Марсе». Начало его вполне передает весь настрой сенсации:

«Едва ли доктору Крюгеру, возглавляющему центральное бюро в Киле, которое рассылает телеграммы об астрономических явлениях, доводилось получать и отправлять во все концы более странное сообщение, чем то, с которым он ознакомился в понедельник после полудня».

Затем приводится текст телеграммы, принятой и переданной бюро Крюгера в обсерватории и научные учреждения мира:

«Светящийся выброс в южной области терминатора Марса наблюдался Жавеллем 28 июля в 16 часов. Перротен».

В публикации журнала идут далее посильные разъяснения ситуации:

«Телеграмма эта относится к наблюдению М Жавелля, который хорошо известен по его точным работам в знаменитой обсерватории в Ницце. Директором обсерватории является М. Перротен. Их сообщение поэтому должно быть принято серьезно... Подробности ожидаются с волнением. Погода в Лондоне в ночь на понедельник и на вторник, к несчастью, была неблагоприятной для наблюдений, так что продолжится ли зарегистрированный свет или нет, неизвестно».

Терминатор - это граница между освещенной и неосвещенной частями планеты, почему и вспышка на нем особенно отчетлива и легко регистрируется. В журнале отмечается, что если свет был вне планетного диска, близ него, то явление можно объяснить прохождением кометы на одной линии с планетой. Если же свет исходил с поверхности Марса, то он мог быть отражением солнечного света от вершин гор покрытых снегом или огнем лесных пожаров, или полярным сиянием. Но это могли быть и сигналы разумных обитателей Марса. Учитывая противостояние планет, их сближение утверждается в публикации, вряд ли может быть выбрано время более удачное для сигнализации. Уэллс объяснил странный свет на Марсе шахтной технологией марсиан, отливавших гигантский ствол космической пушки для обстрела Земли цилиндрическими капсулами-кораблями. Ясно, что это было лишь начало. Прошли годы и годы, прежде чем согласно роману его герой вместе с астрономом Оджилви наблюдает три маленькие светящиеся точки рядом с Марсом, затем взрыв на Марсе - когда был выпущен корабль-снаряд на Землю. Между прочим, Оджилви в эту ночь «высмеивал вульгарную гипотезу о том, что марсиане подают нам сигналы». Это можно рассматривать как критическое замечание Уэллса в адрес публикации журнала «Нейчур» - в той части, где речь идет о причинах явления.

Феномен марсианских вспышек был отмечен еще восемь раз - в тридцатых и пятидесятых годах. Согласно Уэллсу, который предвидел повторение «взрывов», это означало не что иное, как выстрелы в сторону Земли. Гипотезы же разумной сигнализации, горящих лесов, отражения света от снегов вершин и прохождения кометы исключались (хотя бы ввиду отсутствия таких объектов в моменты наблюдений). Самое поразительное состоит в том, что японский астроном Маэда увидел в 1937 году яркую вспышку на Марсе, зарисовал ее - и конфигурация ее может быть соотнесена лишь с гипотезой Уэллса. Это действительно похоже на взрыв или выстрел. Маэда описывает ее так: «Она значительно ярче как полярной шапки, так и белых марсианских облаков. Она мерцала подобно звезде и спустя пять минут исчезла из виду (возможно, вследствие вращения планеты)».

Одиннадцать неравных неправильных лучей загадочного огня вполне можно объяснить неведомым взрывом, но только не светом кометы или извержением марсианского вулкана. Что это за лучи? Ответ можно найти пока только в романе английского фантаста и ученого.

Земной Марс

Наиболее смелым космическим проектом является план колонизации Марса, причем без скафандров и городов под куполами.

Сейчас эта планета представляет собой сухую пустыню с очень тонкой атмосферой - лишь восемь десятых процента от земной, а 95 процентов ее составляет углекислый газ. Средняя температура на Марсе достигает минус 75 градусов, однако в полдень на экваторе уже 70 градусов тепла. И хотя при таких начальных условиях потребуется большая работа , чтобы сделать планету пригодной для жизни, планетолог Кристофер Мак-Кей и метеоролог Оуэн Тун считают, что это вполне разрешимая задача.

Марс получает всего лишь сорок три процента солнечного света от того, что поступает на Землю. Поэтому даже при мощной атмосфере он был бы невероятно холодным. И первое, что надо сделать при освоении Марса, по мнению ученых, - увеличить способность его атмосферы поглощать и сохранять энергию. Этого можно достичь, произведя на поверхности планеты достаточное количество «парниковых» газов. Предполагается, что марсианский грунт богат хлором, фтором, углеродом, водородом и другими компонентами, образующими хлорфторуглероды. На Земле химики уже продемонстрировали, что это из этих элементов можно получать «парниковые» газы. А что - бы на Марсе началось потепление, по расчетам ученых, потребуется столько же хлорфторуглеродов, сколько ежегодно выбрасывается в атмосферу Земли, - несколько миллионов тонн. И в первый же год, согласно модели метеоролога Джеймса Кастинга, средняя температура Марса поднимется с минус 75 до минус 22 градусов.

При повышении температуры до минус двадцати градусов на Марсе, вполне вероятно, начнут таять ледяные шапки и размораживаться грунт, которые в обилии содержат СО2. Так будет продолжаться до подъема температуры выше точки замерзания, и тогда в атмосферу добавится еще один компонент - водяной пар. Но вода хороша во всех отношениях, кроме одного, - она поглощает слишком много углекислого газа, а его уменьшение вновь приведет к резкому похолоданию. На современном уровне знаний эта проблема остается неразрешимой, однако при дальнейшем изучении Марса или даже осуществления этого смелого проекта у ученых будет достаточно времени для поиска решения.

Но если баланс между высвобождением и поглощением углекислого газа удастся так или иначе установить, в повестку дня встанет более перспективный способ использования СО2. После того как в грунте Марса микроорганизмы восполнят недостаток азота, завезенные на него растения начнут вырабатывать кислород, поглощая углекислый газ. Однако для того чтобы создать достаточное количество кислорода, современным земным растениям потребуется сто тысяч лет. Но если с помощью генной инженерии удастся создать растительные фабрики по производству кислорода, насыщение им атмосферы Марса до необходимого уровня будет достигнуто всего за тысячу - другую лет.

Если это произойдет, марсианское небо станет голубым, из белых облаков будет выпадать дождь, азот будет выполнять роль буферного газа, разбавляющего кислород, и образуется защитный озонный слой.

По разным оценкам, для полного осуществления этого фантастического сценария потребуется от двухсот тысяч лет до двух тысяч. Увидеть и исследовать Марс мы можем уже сейчас с помощью межпланетных космических кораблей.