1) предпочтительны индивидуальные светильники ,расположенные посередине длины рабочей зоны на высоте 1900 ...2000 мм от пола ина расстоянии 150...200 мм от переднего края рабочей зоны (работа стоя ) . Придругих работах индивидуальные светильники устанавливаются оператором в желаемомположении относительно рабочей зоны ;
2) блестящие предметы следует освещать рассеянным светом; мелкие тёмные предметы лучше видны на фоне , светлые – на тёмном ;
3) свет должен падать на поверхность предмета поднебольшим углом , это лучше выявляет фактуру ;
4) прозрачные предметы должны быть освещены сзади ;
5) необходимо избегать резкой контрастности освещённостиобъекта рабочей операции и окружающего фона ( местное + общее освещение ) ;
6) необходимо исключать источники блёсткости , а также –ритмическое чередование тёмных и светлых поверхностей в поле зрения . Этоснимает у работающих так называемые послеобразы, человек видит какой–тояркий предмет , в то время как он уже ушёл из поля зрения . Послеобразы такжеснимаются применением дополнительных цветов .
Основы композиции.
Мы рассмотрели ранееинженерно-психологический и эргономический этапы художественного конструирования(ХК) объекта.
Мы установили , что ЭА и Оконструкций тесно связаны с эстетическим анализом.
Здесь следует отметить : эстетический этап ХК объекта может (и должен)выполняться только квалифицированным дизайнером!
Эстетическим анализ можновыполнить лишь после серьёзного изучения объекта анализа и определения всех егоутилитарных качеств и особенностей.
Эстетическим анализ требуетзнания основ теории композиции , тенденций развития объектов данного вида ,особенностей восприятия цвета , наличие чувства материала и стиля ,профессионального художественного вкуса и т.д.
Принципы “нравится – ненравится” , ”красиво – не красиво” – неприемлемы.
В общем смысле эстетическиманализ позволяет для конкретного объекта выявить :
- объёмно-пространственную структуру;
- тектонику ;
- гармоничность формы ;
- цветовое решение
Далее , мы вначале рассмотрим основы композиции.
Прежде отметим , – всё , чтомы будем говорить далее относится к понятию “техническая форма” , т.е.применительно к объектам утилитарного назначения : производственно-техническогои бытового.
В отличие от понятия“декоративная форма” , которая относится к объектам исключительно илипреимущественно декоративного назначения.
Итак , композиция(лат. Compositio – составление , расположение , сочинение) – структура , взаимосвязьважнейших элементов объекта , которыми определяется его смысл , выражаетсязамысел.
В основе композициитехнического объекта лежит выбор элементов (или их группы) соподчинённости этихэлементов.
В качестве элементов выделяютгеометрические , светотеневые или цветовые свойства формы объекта.
Композиция характеризуется –
- категориями ,
- свойствами и качествами ,
- средствами.
Перечислим :
I. Общие категории : тектоника и объёмно-пространственная структураобъекта.
II. Свойства и качества :
A. гармоническая целостность формы ;
B. соподчинённость ;
C. композиционное равновесие ;
D. симметрия , асимметрия и ихсочетание ;
E. динамичность и статичность формы ;
F. единство характера формы.
III. Средства композиции :
A. определяющий композиционный приём;
B. пропорции и масштаб ;
C. контраст и нюанс ;
D. метр и ритм ;
E. тени и пластика.
Числосочетаний множества композиционных факторов очень велико :
например , взяв только 6основных свойств и качеств композиции , мы получим –
Поэтомузнание категорий , свойств , качеств и средств композиции позволяет выбратьрациональные приёмы и методы работы над композицией объекта.
Рассмотримосновные категории композиции и их взаимосвязь.
Тектоника есть зримое отражение работы конструкции и материала вформе.
Втектонике выражается связь формы и содержания изделия.
Например, литая конструкция имеет такую форму , чтобы однозначно было видно – это литьё, а не сварная или какая-либо иная конструкция.
Поэтомуговорят о тектонике “литой формы” , о тектонике “штампованных несущихэлементов” , о тектонике “пластмассовых конструкций” и т.д.
Т.к.конкретный материал конструкции предопределяет композицию всякого изделия , тотектоника – одна из основных категорий.
Понятие“тектоника” неразрывно связывает две важнейшие характеристики объекта –
- его конструктивную основу(материал) ;
- и форму во всех её проявлениях (вцелом и частном).
Конструктивнаяоснова , кроме материала включает силовых элементов конструкции , характер распределенияусилий (силовые потоки) , соотношение масс и т.п. Форма должна четко отражатьвсё это.
Объёмно-пространственнаяструктура.
Всякая форма обладает двумясвойствами : она материальна и пространственна.
Материальная форма – этообъём , ограничивающий часть пространства определённых размеров и конфигурации.
Объём и пространство –равноправные элементы композиции.
Объёмно-пространственнаяопределяет характер взаимодействия объёма с пространством.
Можно сказать , что –
- с одной стороны – объём долженвыражать внутренние закономерности , свойственные объекту , отражать егофункционально-конструктивную основу ;
- а с другой – в определённойзакономерности развиваться в пространстве , в идеале – таким образом , чтобы видяформу изделия в одной проекции , можно было представить , как онавыглядит в других.
Основные категории композициитесно взаимосвязаны :
материал« тектоника « ОПСНарушение тектоники – ложноеотражение работы конструктивной основы , нарушает органическую связь элементовОПС объекта , и наоборот.
Такие нарушения возникают ,когда (инженер-конструктор) рассматривает форму только от её технической основы– как бы “изнутри” или (оформитель) – только “снаружи”.
Дизайнер идёт к формеодновременно “изнутри” и “снаружи” – в итоге создаёт целостное , гармоничное изделие.
Пример : мостоднопролётный балка