Смекни!
smekni.com

Основы конструирования (стр. 13 из 20)

Их форма должна иметьопределённую информационную сущность : что наблюдать , как нажать , какпереключить.

Поэтому соподчинённостьэлементов должна базироваться на схеме связей и необходимой последовательностидействий управления.

Композиционноеравновесие элементов и формы —такое состояние композиции объекта , при котором все элементы сбалансированымежду собой. Зрительная композиционная уравновешенность.

Композиционное равновесие неесть простое равенство величин, оно зависит от :

–    распределения основных массотносительно центра конструкции (ЦК – смысловой центр предмета) ;

–    характера организации пространства, определяемого пропорциями и расположением осей , пластикой формы , цветовымии тональными отношениями.

Классические примеры :

Прибор на стойке –                          Зрительноеуравновешивание

уравновешенная конструкция         цветом.


Симметрия , асимметрия иих комбинации.

Под симметрией (греч.Symmitria – соразмерность) в эстетике понимают гармоничное расположение впространстве отдельных частей целого , соразмерность и соответствие между ними.

Симметрия : зеркальная ,центральная , плоскостная и осевая – простейшие виды , которые при ХК применяютредко.

Г. Вейль (математик) : “симметрия ... является той идеей ,посредством которой человек на протяжении веков пытался постичь и создать порядок, красоту и совершенство”.

Нельзя утверждать , чтосимметричная композиция заведомо лучше асимметричной.

Гармония симметричной формывидна сразу. Уловить гармонию в асимметричной форме значительно сложнее , ноусловие целостности асимметричной формы – это её композиционнаяуравновешенность , которая может быть достигнута за счет комбинаций симметрии иасимметрии.

Динамичность и статичностьформы.

Динамичной называют формуактивно односторонне направленную , как бы вторгающуюся в пространство.


Статическая форма –подчеркнутое выражение состояния покоя, незыблемости , устойчивости.

Здесь следует отметить , что динамичность истатичность формы оценивают по горизонтальной оси , что связано с особенностямивосприятия , например :


Единство характера формы – важное свойство композиции , которое определяетединичный подход к формообразованию всех элементов данной формы.

Вот почему все объекты одногоназначения , в общем мало отличаются друг от друга.

Композиция воспринимается какцелое если она построена из относительно небольшого числа элементов.

Некоторые исследователиутверждают , что здесь применимо магическое число Миллера : МЧМ = 7 ± 2 (5...9).

Однако это относительно ,т.к. меньшее число элементов композиции не всегда упрощает её оценку.

Поэтому важнее , чтобыкомпозиция укладывалась в угол зрения , не превышающий 40°.

На основании этого ,плоскостные композиции с прямоугольными очертаниями мы должны рассматривать судаления , примерно равного диагонали для её целостного восприятия.

При работе над формойнеобходимо учитывать оптические иллюзии, т.е. ложное истолкованиеразмеров и конфигурации предметов при их зрительном восприятии. Дляобеспечения гармоничности формы вводятся соответствующие коррективы вкомпозицию.

Оптические иллюзииобъясняются главным образом устройством зрительного аппарата человека , егосвязями с мозгом – чисто физиологическими причинами.

Горизонталь–вертикаль Рис.0.

Иллюзия Мюллера–Лиера Рис.1.

Иллюзия Вундта Рис.2.

Иллюзия Хайринга Рис.3.

Иллюзия Цёлльнера Рис.4

Психологические факторывосприятия – колебания внимания , воображение , глазомер , наблюдательность ,абстрактное мышление.

Рис 5 : острые углы треугольника“ломают” окружность.

Эффект иррадиации света :белая фигура на черном фоне кажется больше, чем такая же черная на беломфоне.

Поэтому чередующиеся черные ибелые полосы нужно выполнять разной ширины : черные шире белых. Это касаетсяштрихов шкал.

Двойные изображения.

[ Голландский художникМауриц Корнелис Эсхер ].

Психологические особенностивосприятия.

         Глаз “охотнее” просматриваетгоризонтали нежели вертикали; отдаёт предпочтение линиям восходящим слеванаправо, чем справа налево – нисходящим.

         ... точнее оценивает ширину предметов, нежели их высоту или глубину.

ƒ   Контраст может привести к ошибкам в оценкеразмеров.

 Рис 6.

Правильныйучет физиологических ипсихологических особенностей восприятия позволяет дизайнеру добиватьсяжелаемого воздействия формы и её согласования в композиции.

 

Средства композиции.

Определяющийкомпозиционный приём – принимается вначале ХКР , затем последовательно развивается различными средствами композиции, выявляя тем самым идею композиции.

Кним можно отнести варианты ХК компоновки объекта : радиусные , лекальные , илиплоские рубленные формы образующих поверхностей ; нюансное или контрастноерешение формы ; материалы и стыки элементов формы и т.п.

Пропорции и масштаб.

Пропорции– “классическое” средство композиции , стоящее на первом месте – средствогармонизации формы.

Ониопределяются размерными отношениями элементов формы, на них строится всякомпозиция.

IIв.д.н.э. Витрувий “пропорции есть соответствие между членами всего произведенияи его целым по отношению к части , принятой за исходную , на чем и основана всясоразмерность”.

Художники-конструкторыиспользуют в своей работе системы пропорционирования , выработанныемноговековой практикой архитектуры.

                     Каноническоесоотношение для пропорционирования – закон “золотого сечения” , использующийиррациональные отношения.

Золотоесечение” характеризуется таким отношением неравных частей , при котором целоетак относится к большей части (майору) , как большая часть кменьшей (минору).

Обозначив

Найдярешение уравнения

x2+ax a2=0, получим

приа=1

Используюти другие закономерности,–­ арифметическуюпропорцию.

H1–H2=H2–H3=H3–H4=a

–®геометрическую

–¯ гармоническую

Масштаб(масштабность) –особый видпропорционирования объекта по отношению к человеку.

Масштаб– это мера соответствия предмета размерам человеческого тела , выявляемая впроцессе непосредственного использования предмета человеком.

Масштабность– это соизмеримость предмета с человеком , предметно-образное восприятие отдельныхпредметов в их конкретной величине и форме.

Контраст – противопоставление композиционных элементов изделияв виде формы , текстуры , цвета , светотени и т.п. друг другу.

Нюанс– постепенное , тонкое ивзаимосвязанное изменение свойств композиционных элементов.

Контрастактивизирует форму , и часто определяется функциональной компоновкой изделия.Его следует применять осторожно.

Нюансыформы воспринимаются слабее , почти не зависят от функциональной компоновки иОПС объекта.

Поэтомуони являются , в основном , сферой чисто художественного осмысления формы иматериала изделия , имеют богатейшие возможности и сложности реализации.

Метр(метрический повтор) и ритм –определённые закономерности повторения элементов композиции.

Метримеет постоянный (или зрительно кажущийся постоянным) шаг повторов.

Ритм– закономерное изменение порядка структуры элементов : например, постепенноеизменение шага повторов – ритмика.

Тени определяют собой пластичность(пластику) формы , под которой понимают её рельефность , скульптурность ,мягкость переходов основных образующих линий (поверхностей).

Недостаткиформы можно в какой-то степени скрыть тенями , тогда как свет (блики)безжалостно их выявляют.

Леонардода Винчи : “Тень укрепляет форму, свет разрушает её“

Элементы цветоведения.

Цветшироко используется в художественном конструировании.

Цветхарактеризуется двумя группами параметров :

–     физическими (объективные)

–     психологическими (субъективные).

Психологические : светлота ,насыщенность , цветовой тон.

         Светлота (степеньахроматичности) – эквивалент некоторого ахроматического серого поля.

Цвет поверхности , –

*     ахроматический (бесцветный) белый , оттенки серого , черный ;

*     хроматический (цветной) – воспринимается глазом человека только придостаточном уровне освещенности (ночью все кошки серы)

         Яркость– сила света , излучаемого с единицы площади поверхности (формула!!!)

Светлота изменяется медленнееяркости , поэтому контраст между двумя цветными поверхностями определяетсяразностью их светлоты , а не яркости.