Цветовойтон – характеризуется численно длиной волны преобладающего излучения.
Цветовой тон можноохарактеризовать
* чистотой цвета (степень монохроматичности) : долей спектральногоцвета (весь цвет состоит из белого и спектрального)
* насыщенностью – степенью контрастности между рассматриваемым цветоми белым цветом.
На восприятие цвета , кромеуровня освещенности , влияют и виды отражения световых и цветовых потоков отповерхностей.
Экстремальные случаи :
Ноэто в идеале , на практике имеет место смешанное отражение.
Связьмежду физическими и психологическими параметрами цвета устанавливается спомощью цветовых моделей.
Простейшаяцветовая модель – линейная : спектр полученный Ньютоном при разложениисолнечного луча трехгранной призмой.
Впрактике ХК используется трехмерная модель цветового тела , разработаннаяМекселлом.
Вкоторой используется математическое описание цвета на основанииэкспериментально установленной закономерности (цветовое уравнение).
C = X * x + Y * y + Z * z
где С – любой нужный нам цвет ;
X,Y,Z– основные цвета (R,G,B) ;
x,y,z– относительные количества основных цветов – x+y+z=1.
Из последнего условия следует , что для геометрическойинтерпретации цветового уравнения можно использовать любую из трех плоскостейкоординат :XY, YZ или ZX , т.к. напримерx = 1 – ( y + z ).
Общепринятойявляется система координат XY , в которой построен цветовой график.
Этотграфик имеет вид :
Всеспектральные цвета расположены на плоскости ХУ по дуге, имеющейпоказанный вид.
Попрямой стягивающей эту дугу, расположены пурпурные цвета, не являющиесяспектральными.
–центрконтура – Б(белый цвет).Каждаяточка внутри замкнутого контура отвечает определенной цветности,т.е. сочетание цветового фона и насыщенности.
Это позволяет обозначать все цвета координатами Х и У, соответствующие данной цветности. Эта системаявляется предпочтительнее, чем использование цветов, например, — шаровый,маренго, карий, фисташковый, слоновой кости и т.п.
На цветном графике ХК видно,чем он располагает и какие из цветов образуют пары взаимно дополнительные.
Особенностипсихологического восприятия цвета связаны в основном с,–
– с практическим опытомчеловека
– и ассоциативныммышлением человека
Характеристика основныхцветов:
Красный цвет – цвет огня (опасность) и крови. Он ассоциируется степлом и поэтому увеличивает напряжение мышц, кровяное давление и ритм дыхания;имеет стимулирующее влияние и вызывает эмоции.
Оранжевый цвет–одновременно и согревающий и стимулирующий; оченьяркий; при различной насыщенности может и успокаивать, и раздражать.
Желтый цвет–имеет наибольшую светимость в спектре и стимулирует зрение–цвет солнца, хорошего настроения и веселья. Некоторые тона (желт-зеленые) действуют успокаивающе.
Зеленый цвет–цвет природы, успокаивающий; способствует некоторомуотдыху ума и пробуждает в человеке терпение; действует освежающе иуспокоительно, уменьшает слишком яркое солнечное освещение.
Голубой цвет–цвет неба и воды, холодный; воспринимается каксветлый, свежий и прозрачный; обладает успокаивающим действием.
Фиолетовый цвет–особо “благородный“ (одеяния ученых и священников),вызывает печаль.
Черный цвет–в больших количествах угнетает; очень полезен внебольших количествах, особенно для контрастов.
Белый цвет–символ чистоты. Если применяется один или с цветамизелено–голубой части спектра–цвет холодный. С цветами желто–оранжевой частиспектра–даёт ощущение тепла.
Восприятие цветов зависит отхарактера (темперамента) человека.
Например, красный цветдействует возбуждающе на холериков – повышает активность. У меланхоликов – этодействие едва заметно.
Синий цвет слабо действует нахолериков, незначительно снижая их активность, но совершенно подавляетактивность меланхоликов, заставляя “уйти в себя“.
Кроме этого, восприятиецветов определяется полом, возрастом, состоянием здоровья и даже профессиейчеловека.
Так, женщины болеевосприимчивы к яркому, пёстрому цветовому окружению, тогда какмужчины–индеферентны или это их раздражает.
Это же можно сказать омолодых и пожилых людях.
Зелёный цвет хорошо действуетна больных, для здоровых его избыток скучен.
Мяснику – красный цвет вобычной обстановке неприятен, так же, как и врачу–белый.
И т.д. и т.п.
Всё сказанное можнопредставить схематически в виде цветового круга(правда, без поправок нахарактер, возраст, пол и т.д. ). Цветовой круг симметричен по светлотеотносительно оси, проходящей через Ж и Ф цвета.
Выбор цветовых сочетанийможет выполнятся на основе,–
–контрастной гармонии сиспользованием 2х, 3х и более цветов;
–нюансной гармонии сиспользованием 2х, 3х и более цветов.
Контраст – сочетание цветов,располагающихся в ЦК друг против друга.
Нюанс – сочетание цветов,расположенных рядом в ЦК.
При наблюдении цветных поверхностей (цветовых пятен ), как и при наблюдении геометрических объектов имеютместо цветовые иллюзии.Основные ,–изменение цветапри последовательном и параллельном цветовых контрастах.
1 Последовательный цветовой контраст: при переводе глаз с поверхностиодного цвета на поверхность другого цвета(или при наблюдении поверхности черезсветофильтр) мы видим третий цвет, отличающийся от двух первых.Причина – в изменениичувствительности глаза при длительном(12...20с) наблюдении цветового образа принаблюдении после этого другой по цвету поверхности.
Так, например, при наблюдениизелёной фигуры и последующем переводе взгляда на белую поверхность мы увидим слабуюпурпурно–красную фигуру ; при переводе на синюю–фиолетовую и т.д.
2 Одновременный цветовой контраст: светлота иоттенок цветной покраски зависят от характеристик фона: смотреть вкладку. Невдаваясь в подробности применения цвета в ХКР , следует отметить, что дизайнерыв настоящее время пользуются теорией согласованных цветов. Сущность её втом, чтобы дать человеку, работающему в условиях искусственной предметнойсреды, такое же видение цветов, как и в природе...Основные рекомендации по выбору цветовых решений.
При этом принято выделять триосновные зоны,–
1 –рабочее место; 2 –рабочую зону; 3 –помещение(интерьер)в целом.Условно:
1 –соответствует зонам точного зрения, гдечеловек может различить самые мелкие предметы: соответствует УЗ»10;–и мгновенного зрения a=180–область наилучшего цветового зрения и достаточнойотносительной остроты зрения(на границе зоны ООЗ падает на 20% относительноЗТЗ);
2 –эффективного зрения b=300 – зона с худшими характеристиками, но еще позволяющаячеловеку нормально работать с объектом труда; 3 –зона полного обзора g=1200(при неподвижной голове; g“–при неподвижной)–характеризует зону, в пре делахкоторой человек разл-[Почему заяц косой ?]
личаетдвижение и цвет, но не детали(относительная острота зрения на границе зон 3 и–всего (%).
Такимобразом , –
–Рабочееместо – соответствует панели управления или части пульта управления, накоторой должны быть сосредоточены все наиболее важные органыуправления(регуляторы) и контроля(индикаторы).
В этой зоне кроме сигнальных (предупреждающих) и вспомогательных цветов , имеющихопределённую информативную нагрузку , используются малонасыщенные цвета , вкоторые окрашиваются поверхности объекта(панели).
Зонарабочего места должна иметь наиболее насыщенные в цветовом и яркостномплане элементы объекта. Цвета : сигнальные (предупреждающие) и информативные(можно сказать – основные R–G–B).
Рабочаязона – характеризуется законченнымобъектом: технологическое обеспечение в целом(станок, пульт управления и т.п. )и частью пространства помещения, которое непосредственно примыкает к объекту.
Помещениев целом–характерно тем, что основныеего поверхности(стены, пол, потолок; технологическое обеспечение; ПТО;инженерные коммуникации)окрашиваются в opt цвета, в соответствии с рекомендациями,основанными на специфике того или иного производства, помещения.