Смекни!
smekni.com

Основы конструирования (стр. 8 из 20)

*          слишком большая нагрузка на винт;

*          низкая расчетная долговечность;

*          значительный относительный перекосВ и Г;

*          неудовлетворительная защита отзагрязнений.

Цель расчета ПВ–ГК состоит в определении номинального диаметравинта d0 и в подборе по каталогу такой передачи, котораяудовлетворяла бы всем требованиям работоспособности.

Исходные данные , —

*          длина винта, наибольшая расчетнаядлина;

*          способ установки на опорах;

*          ряд значений осевой нагрузки,которые определяются для различных операций, выполняемых на МРС;

*          ряд частот вращения В(г).

Можно исходить из величиныкрутящего момента на ходовом винте

М = Мд * h / i  где:

Мд – крутящиймомент на валу ЭД;

h – КПД передачи от ЭД к винту;

i – передаточное отношение этой передачи.

Осевая сила действующая навинт,

, где
– угол подъемарезьбы;
 угол трения (f=(57..85)10–5–коэффициенттрения качения)

Предварительный выбор параметров передачи.

Предварительно передачувыбирают по осевой нагрузке, конструктивным и технологическим соображениям.

Затем проверяют усталостнуюпрочность рабочих поверхностей винта и гайки по критериям усталости и осевойжесткости.

Номинальный диаметр винта d0принимают равным L/(20...25), где L –длина резьбовой части винта.

Расчет на жесткость. Потребный номинальный диаметр винта d0 можноопределить из условия обеспечения жесткости привода , которая связана сжесткостью шарико-винтового механизма jм , винта jв и егоопор j0 :

Осевая жесткость приводаоказывает влияние на виброустойчивость. Чтобы исключить резонансные явления,собственную частоту колебаний механической части привода f = (3...3,5) f1, где f1 – частота импульсов, вырабатываемых системой измеренияперемещений.

Для крупных станков f1= 10...15 Гц

для средних и малых f1= 15...25 Гц.

Исходя из условия f =(3...3,5) f1 ,потребная жесткость механической части привода

j = 4 * 10–6 * p2 * f2* m (Н/мкм) , где

m – масса узлов механическойчасти привода (ходового винта, исполнительного узла и установленных на нёмприспособлений, заготовки), кг.

Жесткость шарико-винтовогомеханизма (с предварительным натягом и возвратом шариков через вкладыши при r1/r2=0,96):

 

где Кd = 0,3...0,5 – коэффициент учитывающий погрешностиизготовления резьбы гайки , а также жесткость стыков винтового механизма;

U – число витков резьбы вгайке;

d0 – номинальныйдиаметр винта , мм;

р – шаг резьбы , мм;

 , Н – допустимая сила натяга, отне–

сённаяк одному шарику , где Кz = 0,7...0,8 – коэффициент учитывающийпогрешности изготовления резьбы винта ; Z1 – рабочее число шариков водном винте; a – угол контакта шариков с винтом и гайкой; b – угол подъёма резьбы.

Наименьшая жесткость ходовоговинта зависит от способа установки его на опорах.

 
L1
 

, H/м, где
–наибольшеерасстояние от опоры винта до середины гайки, м; d0 ,н; E–модуль упругости материала винта, МПа.

¬–одностороннее закрепление;

­–с дополнительной опорой.

®

 

Приближенное значениежесткости опор винта

j0=ed0 , H/мкм, где е=5,10,10соответственно д/РУ ,шариковыхи роликовых опор.

d0 –гарантирует осевую жесткостьпривода

                 


  

 Лекция  15."Основы конструирования"

            Основыхудожественного конструирования.                               

До сих пор мы говорили обинженерном конструировании :

Инженер–конструкторобеспечивает взаимодействие узлов и деталей машины, её высокие эксплуатационныехарактеристики , максимальный  КПД минимальную материалоёмкость ( при оптимальнойпрочности и жёсткости ) и высокий уровень технологичности .

Художественноеконструирование ( design )  возникло в среде инженерного конструированияв связи с развитием массового производства  изделий , непосредственно предназначенных для использования  человеком , а также в связи с общимповышением потребительских  требований к качеству промышленных изделий .

Иначе говоря , промышленныеизделия , прошедшие  Художественно–конструкторскую разработку должны бытьполезными и красивыми .

Поэтомухудожник–конструктор обеспечивает ,– зрительную целостность формы изделия, –правильное выражение  в форме изделия  его назначения и способа егоэксплуатации , – соответствие (соразмерность ) изделия человеку , – отражение вформе изделия признаков господствующего в настоящий момент стиля  вформообразовании изделий данного вида .

Художественноеконструирование – комплексная междисциплинарная конструкторско– художественнаядеятельность , интегрирующая в себе элементы естественно–научных , технических, гуманитарных  знаний , инженерного конструирования и художественного мышления.

Центральная проблемаДизайна – создание предметного мира , эстетически оцениваемого как «соразмерный», «гармоничный» , «целостный» .

Дизайнер создаёт такиепродукты и орудия труда , которые сами получают способность «по–человечески относиться к человеку» , т.е. обладают эстетической ценностью .

Конструирование (проектирование ) промышленного изделия лишь тогда приводит к желаемомурезультату , когда конструктор , технолог и дизайнер работают в тесномтворческом контакте и когда каждый из них хорошо понимает задачу другогои её значение .

Цель изучения ОсновыХудожественного Конструирования – получение минимальных теоретических  знаний вобласти дизайна .

Мы рассмотрим  такиевопросы :

элементы инженерной психологиии эргономики ;

основы композиции ицветоведения ;

элементы промышленной эстетики.

Техническая эстетика – теория дизайна , изучающая особенности художественнойдеятельности в сфере техники . Эта отрасль общей эстетики обобщает практикумассового изготовления орудий труда (станков , машин ) и других предметов ,сочетающих в себе утилитарные (практически полезные ) и эстетические качества ,т.е. – законы красоты , действующие в промышленном производстве .

* é Эстетика ( общая) – наука об [ национально , классово ,] исторически обусловленной сущности общечеловеческих ценностей , их создании , восприятии ,оценки и освоении . Это– философская наука о наиболее общих принципах освоениямира по законам красоты .... º  û             

º теория искусства .

Инженерная психология – отрасль психологии , изучающая закономерностипроцессов информационного взаимодействия человека и техники .Данные этой наукииспользуются для проектирования , производства и эксплуатации систем «человек–машина» и систем «человек–машина–среда».

Эргономика ( от греческого ergon – работа иnomos – закон ) – научная дисциплина , комплексно изучающаячеловека ( группу людей ) в конкретных условиях его (их) трудовой деятельностис использованием технических средств . Цель Эргономики – оптимизацияпредметного содержания , орудий , условий и процессов труда , повышение привлекательности и удовлетворенности трудом .

Промышленная эстетика (искусство ) – весь предметный мир ,создаваемый человеком средствами промышленной техники по законам красоты ифункциональности .

Элементы Промышленной эстетики :

промышленный интерьер ;

промышленная графика (товарные и фирменные знаки ) ; реклама; тара и упаковка .

Система « Человек – машина » [ «Человек–машина–среда»] .

Человек ( человек– оператор) занимает основное место в управлении созданной им техникой . Техническиесредства помогают человеку усиливать его возможности с точки зрения физическойсилы , скорости действия Є производительности труда .

Ведущий принцип организациивзаимодействия в системе « Человек–Машина » – ориентация на человека , каксубъекта труда и творчества , с целью наиболее полного и рациональногоиспользования его интеллектуального и творческого потенциала . Т.О–М.– средствоподдержания профессиональной деятельности человека : « Машина – для человека, а– не человек для машины !!! » .