Развитие донаучного познания природы
Как мы уже отмечали, наука - это определенная историческая форма познания. Принято считать, что познание природы становится научным в ХVI-ХVII веках, в эпоху Великой научной революции, начало которой было положено созданием гелиоцентрической системы мира. Результатами этой революции явились: возникновение научного эксперимента, осознание закономерностей связи теории и опыта, создание первых естественнонаучных теорий, прежде всего, классической механики, внедрение идеи математизации естествознания, институционализация научной деятельности и др. Генезис научного естествознания связывают с именами Н. Коперника, И. Кеплера, Г. Галилея, И. Ньютона, усилиями которых удалось заложить фундамент научного способа познания природы. Но накопление донаучных рациональных знаний о природе началось намного раньше - еще в первобытную эпоху. Как познавали люди окружающий мир в древности и в средневековье?
1. Накопление рациональных знаний в системе первобытного сознания
Для того, чтобы представить себе картину первобытного познания, необходимо прежде всего учесть то обстоятельство, что духовный мир первобытного человека, первобытное сознание было двухслойным. Иначе говоря, в первобытном сознании (т.е. в сознании человека эпохи первобытной родовой общины) могут быть выделены два качественно различающихся уровня:
1) уровень обыденного, повседневного, стихийно накапливающегося знания;
2) уровень мифотворчества (мифологии) как некоторой “дотеоретической” формы систематизации обыденного, повседневного знания.
Первобытное обыденное, повседневное сознание было достаточно емким по содержанию. Оно включало очень много конкретных знаний о той среде, в которой человек жил, боролся за свое существование, совершенствовал (хотя и медленно) орудия труда.
Первобытный человек поразительно тонко знает окружающую его местность. Приморские народы, как правило, смелые мореплаватели, прекрасно знают морские течения и направления ветров, расположение островов и архипелагов, великолепно ориентируются по звездному небу, находя свой путь в океане. Люди, жившие в тайге, отлично знают ее законы, природу, повадки животных; могут уходить на промысел зверя в тайгу на долгое время, безошибочно ориентироваться в ней и т.д.
В практической повседневной деятельности человек постепенно накапливал разнообразные знания не только о географической местности, в которой он проживал, но и о животных, растениях, о самом себе.
Хорошо ориентируется первобытный человек и в свойствах растений, особенно лечебных и токсических. Вековой опыт народов приводил к накоплению достаточно точных и обширных знаний о лекарственных свойствах растений. Американские индейцы хорошо знали, например, жаропонижающие, наркотические, психотропные средства, анестетики. Аборигены Австралии хорошо знали и употребляли в пищу свыше 200 видов растений, 40% из которых использовалось еще и в лечебных целях.
Первобытный человек не только накапливает знания о флоре и фауне, но и начинает их классифицировать. Зарождаются первобытные классификации животных и растений.
Первобытный человек хорошо знал и анатомию человека. В далекой древности зарождается и первобытная медицина, вырабатывались разнообразные средства лечения и самолечения, даже приемы примитивной хирургии: перевязка, лечение ран и переломов, вывихов, вплоть до хирургических операций на черепе.
Важнейшей стороной развития первобытного сознания являлось формирование способности отражать и выражать количественные характеристики действительности.
Очень рано, еще в эпоху мустье (около 100-40 тыс. лет назад) зародилась традиция наблюдения за небесными явлениями, порожденная практикой сезонных промыслов. Уже на стоянках неандертальцев (в пещерах) результаты этих наблюдений фиксировались в разного рода астральных рисунках (круг, крест, группы ямок и др.). В верхнем палеолите (40-10 тыс. лет тому назад) астральные рисунки усложняются, в них отражаются довольно сложные закономерности поведения Луны, Солнца и др. Около 20 тыс. лет тому назад существовали определенные приемы счета времени по Луне и Солнцу. Большое значение в фиксации регулярно повторяющихся небесных явлений имело совпадение ритмов природных процессов и общественной жизни, ритмов природы и физиологии человеческого организма. При этом зачатки биологических, астрономических и математических знаний возникают в синкретическом единстве.
Календарь для людей верхнего палеолита был не самоцелью, а средством решения практических задач. А практические задачи в то время концентрировались вокруг промысла, быта и воспроизводства родовой общины.
Астрономическое познание зарождалось не только в единстве с биологическим, но и в единстве с математическим знанием. Число не имело тогда еще своего самостоятельного, абстрактного значения. Оно обязательно связывалось с неким конкретным природным процессом, множеством. Отсюда, в частности, и истоки числовой магии, мистификации чисел в их связи с какими-либо природными событиями, процессами. Интересно, например, отметить, что число 7 ("магическая семерка") вообще имело в первобытной культуре особое значение. "Магическая семерка" связывалась с лунными ритмами (которые трактовались как "рождение" и "умирание" Луны на небе); со структурой космоса (4 стороны света + 3 части "мирового дерева", т.е. корень, ствол, верхушка); с ритмами деятельности самого человека.
Среди множества разнообразных систем счета (после длительного предварительного их отсева) в итоге преимущественно закрепляется 10-я система. Это нельзя, безусловно, считать случайным: 10 лунных месяцев беременности, что для эпохи матриархата было очень важным природным ритмом; 10 пальцев руки как главного естественного орудия труда, связывающего предмет труда и цели деятельности человека и др.
Таким образом, в системе сознания первобытной родовой общины на уровне повседневного стихийно-эмпирического знания был накоплен значительный массив первичных сведений о мире, сложились важные исходные абстракции (и среди них – абстракция количества), разработаны системы отсчета, календари, зафиксированы простейшие биологические, астрономические, медицинские и др. закономерности. Рациональное знание, накопленное в эпоху первобытной родовой общины, было тем пьедесталом, на котором надстраивалась и развивалась протонаука Древнего мира.
Высшим уровнем первобытного сознания являлась мифология. Мифология – это некоторый “дотеоретический” способ обобщения, систематизации стихийно-эмпирических, обыденных знаний. Мифология обобщает мир в форме наглядных образов. В первобытности отдельные стороны, аспекты мира обобщались не в понятиях, как сейчас, а в чувственно-конкретных, наглядных образах. Совокупность связанных между собой таких наглядных образов и выражала собой мифологическую картину мира.
Человек переносил на окружающую его действительность свои собственные черты. В мифе очеловечивалась природа. Для мифа природа есть поле действия человеческих сил (антропоморфизм). В мифологическом сознании мир мыслился как живое, одушевленное существо, живущее по законам родовой об шины; мир представлялся некоторой общинно-родовой организацией. Картина мира выступала аналогией картины того рода, в котором сложился данный миф.
В мифологическом сознании человек не выделяет себя из окружающей среды. Для мифа характерно неразличение объекта и мысли о нем; вещи и слова; вымысла, фантазии и действительности; вещи и свойств; пространственных и временных отношений; правды и "поэзии" и др. В мифе нет различия между реальным и сверхъестественным. Мифологическое мышление еще не может обеспечивать логико-понятийное освоение объективных связей и отношений мира. Своеобразие мифологии в том, что она не нацелена на выявление объективных закономерностей мира. Миф выполняет функцию установления идеального (не осознаваемого как реальное) равновесия между родовым коллективом и природой.
2. Познание природы в эпоху классообразования и в древнейших цивилизациях Востока
2.1. “Культурное пространство” древнейших цивилизаций Востока
Единое, синкретическое первобытное сознание дифференцируется на относительно самостоятельные формы общественного сознания (основные компоненты духовной культуры) - религию, мораль, искусство, философию, политическую идеологию, правосознание, и, наконец, науку. Процесс такой дифференциации исторически был весьма длительным.
Грандиозным по своей исторической значимости и последствиям событием было возникновение письменности. Письменность появляется как принципиально новое по сравнению с речью средство общения, позволяющее закреплять, хранить и передавать речевую информацию с помощью начертательных знаков. Письменность - в отличие от непосредственного речевого общения – способна преодолевать пространственные и временные границы общения людей, выходить за пределы непосредственного контакта общения, развертывать содержание общения в пространстве и во времени.
Письменные знаки - это материальные предметы-посредники в общении людей между собой. С возникновением письменности процесс общения преодолевает рамки ситуации непосредственного контакта общающихся людей и как бы приобретает два новых “измерения” - историческое и географическое.
Одним из итогов развития форм письменности было идеографическое письмо. В идеографическом письме рисунки заменяются определенными знаками. Идеографическое письмо развивалось в направлении от изображения определенных представлений (образов, понятий), независимо от их звучания в устной речи, к иероглифам. Иероглифы одновременно указывали и образы (представления, понятия) и те звуки, из которых состоят слова, обозначающие данные образы (представления, понятия). На рубеже IV-III тыс. до н.э. иероглифическое письмо уже широко применялось в Месопотамии. А уже в 2400 г. до н.э. иероглифическое письмо превратилось в упорядоченное словесно-слоговое письмо клинописного типа. Клинописное письмо было достаточно сложной системой, состоящей из нескольких сотен и даже тысяч специальных знаков. Его усвоение требовало значительной специализации и профессионализации. В древневавилонском обществе сложился целый социальный слой – слой писцов. В течение III тыс. до н.э. складывается и египетская иероглифика.