5.9.Природа психики и предпосылки антропосоциогенеза Чаще всего выделяют следующие формы биологического прогресса (Яблоков, Юсуфов 1998: 250-259): неограниченный (более высокая степень овладения окружающим миром, повышение выживаемости, рост объёма информационных моделей, более сложные программы поведения, инстинкты, формы отражения), биологический (морфофизиологические изменения, усложнение форм размножения, увеличение численности вида, совершенствование групповой организации) и биотехнический (энергетические показатели организма, эффективность использования энергии за счег снижения уровня устойчивости, Моисеев 1998: 127, лучшее восприятие сигналов из среды, более эффективный способ передвижения). Но главным критерием прогресса в мире живого является более сложная форма отражения, информационного моделирования мира для антиэнтропийной направленности поведения. Живые формы отражения от раздражимости и чувствительности до психического отражения всегда активные, сигнальные, опережающие, эволюционирующие в сторону повышения сложности, богатства программ поведения. На высших этажах биосферной организации направленность эволюции смещается в сторону психического отражения (Назаретян 1991: 81-84).
Собственная динамика информационной модели мцра становится относительно независимой от внешнего действия, вычленяются и актуализируются автономные предметные идеальные образы. Экспериментальным доказательством автономности модели мира на уровне психики является актуализация образов при введении наркотических препаратов, нейрохирургических операциях и сны у млекопитающих.
У млекопитающих появляются и небиологические потребности (любопытство, потребность в информации у крыс, альтруизм и бескорыстный риск у китов, дельфинов потребность в социальном поощрении у шимпанзе, появление психической потребности в онтогенезе человека). Новое качество модели мира повышает шансы в конкуренции, даёт преимущество в прогнозировании и планировании поведения.Выделение предмета в калейдоскопе окружающей среды делает возможной умственную игру, перекомпоновку образов и составляет предпосылку для нового типа вещественно- энергетических отношений субъекта со средой: использование одних элементов среды для управления другими. Правоорудийные акты и "умственные" операции, инструментальная сложность действий и решение задач необходимы для упорядочивания энергетических потоков в едином полезном направлении (Назаретян 1987: 344-352, 1991: 84-87).
Интеллект как "демон Максвелла" (диалектика энергетических и информационных процессов). Чем богаче и динамичнее информационная модель мира, тем выше антиэнтропийный потенциал субъекта управления. Интеллект как свойство информационной модели мира обеспечивать энергетическое превосходство полезного результата над затраченным усилием (Назаретян 1991; 87-94). Ограниченность психического отражения заключается в невозможности вынесения предметных образов вовне, материализации модели мира в языке, животное не выделяет себя из среды и не отражает самое себя, не знает о своём существовании ( »арден 1987: 137).
Биологические предпосылки антропосоциогенеза связаны с древесным образом жизни приматов: хорошо развитое цве~овсе и объёмное зрение, хватательные передние конечности с противостоящим большим пальцем, вертикальное положение тела, большой мозг. К социальным предпосылкам антропосоциогенеза относятся: длительный период развития детёнышей и связь мать-детёныш, отсутствие сезона размножения и связь между особями противоположного пола, эволюция сложности общественных групп от материнской семьи к многосамцовому стаду, язык и мимика приматов (Грант 1991: »арден 1987: 127-132).
6. На пути к ноосфере
6.1. Проблемы теории антропосоциогенеза История представлений о происхождении человека (от Анаксимандра до И.Канта, от Ж.Б.Ламарка и Ч.Дарвина до Л.Г.Моргана и Ф.Энгельса). Наука "1"-ого века: плавные, бесконфликтные, прямолинейные переходы от приматов к человеку. Археологические, генетические, экологические данные и современная теория антропосоциогенеза. Ископаемые переходные формы (Ламберт 1991:100-177). Австралопитеки (букв.- южные обезьяны, передвигались на двух ногах и первые из животных систематически использовали усилители передних конечностей для охоты, защиты и нападения, жили более 4 млн. лет назад на территории современной Африки). В Кении, озеро Туркан, обнаружен участок обугленного грунта возрастом 2,5 млн. лет назад: овладение огнём.Нопю ЬаЬйз (человек умелый, первые существа, создававшие искусственные каменные орудия - рубила, резцы, топоровидные орудия, строили укрытия, жили 2 - 1, 5 млн. лет назад). Нопю етесй~з (человек прямоходящий, систематически использовал огонь, создавал сложные орудия - рубила, наковальни, свёрла, лезвия, в эту группу входят питекантроп и синантроп, жили 1, 5 млн. - 200 тыс. лет назад). Ношо зар1епя пеапйегйа1епаз - неандертальцы, преимущественно европейский подвид Ното, обладавший сложной культурой (орудия, охота, шалаши, одежда, погребения, ритуалы, искусство), жили 200 тыс. лет - 30 тыс. лет назад (Ламберт 1991: 142-155). Ното зацепя вар1епя - кроманьонцы, непосредственные предки современного человека (40 тыс. лет назад).
Проблемы теории антропосоциогенеза: философские (материальное и идеальное) и естественнонаучные (причины отсутствия переходных форм между животным и социальным мирами; причины прогресса в орудийной деятельности).Решающий вопрос для понимания причин и движущих сил антропогенеза: почему всё множество биосоциальных образований между "двумя сКачками" (орудийная деятельность и членораздельная речь) - от австралопитеков до современных людей - йано только в археологической летописи и не сохранилось до настоящего времени (Поршнёв 1974: 369, Назаретян 1991: 94-97).
эволюционные феномены: культуру, мораль, совесть. Цивилизация до сих пор жива, потому что люди, становясь сильнее, умели становится и мудрее, ответственнее, прозорливее (Назаретян 1996: 93).
Необратимая эволюция нравственности есть главный критерий прогресса в истории (табу на убийство своего, понимание ценности чужой жизни после неолита). Третьим гигантским скачком в эволюции нравственности было появление ответственности за свой субъективный выбор, феномена совесть. За несколько веков середины 1 тысячелетия до н. э. человечество переродилось, только тогда люди узнали мораль и совесть, тогда появилось то, что мы называем личностью, ответственностью, нравственным выбором. Передовые цивилизации испьггали влияние новых идей, которые проповедовали мудрецы: первые представления о добре и зле, первый шаг к личностно ориентированному мышлению (Заратустра "-7П в. до н. э. в Иране), идеи абсолютного ненасилия и родственности всего живого (Будда ЧЪ-Ч в. до н. э. в Индии), "чего не хочешь себе, того не делай и другим" (Конфуций ~Л-Ч в. до н. э, в Китае). Новые идеи великих мыслителей воплощались в новой практике человеческих отношений, в действиях императоров (политическая демагогия, скорбь завоевателя по поводу убитых врагов, гуманное правление, переосмысление целей и методов ведения войны (Назаретян 1996: 74-78).
Но самые замечательные суждения о морали оставили философы Древней Греции и особенно Сократ (470/469-399 до н. э.). Сократ совершает переворот в традиционной системе ценностей, заявив о тождестве знания и добродетели. Знание и мудрость есть справедливость, умеренность, совесть и добро. Совершающий зло, делает это по незнанию. От Сократа ведет свои истоки феномен совести как регулятор поведения. Ранее моральные резоны были мифологичны и замкнуты на кару всемогущих богов. Мифологически или религиозно мыслящему недоступна индивидуальная ответственность и личностное переживание, а свобода от богов - это всегда самоконтроль, самоограничение, совесть небогобоязненной личности. Со становлением личностного начала стали формироватся гражданское право, логика и математика как науки доказательства, риторика и демагогия, пришедшие на смену силовым методам в политических действиях (Реале,Антисери 1994: 66-67, Назаретян 1996: 80-81). Духовный процесс, который шел между 800 и 200 гг. до н. э. привёл к резкому повороту истории. Появился человек такого типа, какой сохранился и по сей день. Начинается осевое время истории (Ясперс 1994: 32). По логике междисциплинарной теории прогресса у истоков грандиозных преобразований передовых культур следует искать соразмерный по масштабу кризис в развитии общества (Назаретян 1996: 84).