Однако, совершенно точно подобранные слова “упорядочивание мира” в данном М. Фуко смысле относятся не столько к реальным действиям, направленным на мир, то есть не к самому миру, а к представлениям о мире, что опять-таки сводится лишь к пассивной классификации явлений в интрасубъектном пространстве. Кроме того, можно заметить, что наряду с большой долей интуитивности, свойства эпистем при их применении, видимо ввиду попыток связать знания с конкретной социальной человеческой историей (издержки “археологии”), непосредственным образом зависят от определения “исторической эпохи”, и это значительно снижает строгость определения самих эпистем и вносит в них существенный элемент релятивизма [22]:
“Ясно, что такой анализ не есть история идей или наук; это, скорее, исследование, цель которого – выяснить, исходя из чего стали возможными познания и теории, в соответствии с каким пространством порядка конституировалось знание; на основе какого исторического и в стихии какой позитивности идеи могли появиться, науки – сложиться, опыт – получить отражение в философских системах, рациональности – сформироваться, а затем, возможно, вскоре распасться и исчезнуть. Следовательно, здесь знания не будут рассматриваться в их развитии к объективности, которую наша современная наука может наконец признать за собой; нам бы хотелось выявить эпистемологическое поле, э п и с т е м у, в которой познания, рассматриваемые вне всякого критерия их рациональной ценности или объективности их форм, утверждают свою позитивность и обнаруживают, таким образом, историю, являющуюся не историей их нарастающего совершенствования, а, скорее, историей условий их возможности; то, что должно выявиться в ходе изложения, это появляющиеся в пространстве знания конфигурации, обусловившие всевозможные формы эмпирического познания. Речь идет не столько об истории в традиционном смысле слова, сколько о какой-то разновидности "археологии"” [23].
Также следует отметить, что, делая упор на социальность, тем не менее, отсутствуют какие-либо связи этих понятий с временными масштабами развития цивилизации [24]. Если судить по интерпретирующим примерам, то уровень общности их не является высоким, поскольку применение их не идет дальше самих доминирующих теорий.
Современный структурализм также обнаруживает довольно сильную привязку к объекту структуризации [25], о чем свидетельствует хотя бы применение его в философии математики [26], где, хотя и декларируется первичность организованности, свойства ее все же в значительной мере приобретают математический оттенок в случае применения к математическим конструктам [27].
Другие попытки структуризации познавания также имеют определяющую их связь с предметными областями самого знания. Так И. Т. Дорофеева считает, что в физике ХVII - XVIII в. в. ведущее положение занимал механический стиль мышления, со второй половины XIX в. - электродинамический, а с 20-х г. г. действует квантово-механический стиль мышления [28]. По Э. М. Семаковой в общем философском плане различаются три основных этапа в развитии научного мышления: стиль однозначной детерминации XVII - XVIII в. в. и начала XIX в., вероятностный стиль (современный) и уже формирующийся, но принадлежащий науке будущего стиль многозначной детерминации [29, 30]. У М. Ф. Веденова и Ю. В. Сачкова также выделяются "три основных этапа в истории развития физико-математического естествознания: жестко детерминированный, вероятностный и условно кибернетический" [31] - соответственно им три типа стиля научного мышления. Все они "функционируют не изолированно от других стилей мышления, не в отрыве от них, а в органической связи с ними, образуя диалектический синтез соответствующих стилей мышления" [32].
Поднимаясь до уровня философской общности, понятие стиля в настоящее время стало интенсивно использоваться и в философской литературе. Стиль мышления, как отмечал М. Борн "есть философское лицо эпохи, которое определяет ее культурные основы [33]. В философской литературе широкое распространение получила мысль о том, что стиль научного мышления "формируется на базе определенной фундаментальной теории" [34]. Или у Ю. В. Сачкова читаем: "Когда мы говорим о познании как о деятельности, о стиле современного научного мышления, то основной интерес представляют сами методы современного научного исследования - "тяжелое вооружение" современной науки. В этом плане первоочередного внимания заслуживает факт деления научных исследований на фундаментальные и прикладные" [35]. Постановка задачи о стиле мышления, вероятно, однако, должна выходить за рамки фундаментализма, в частности научно-теоретического [36]. Как отмечает В. С. Степин, стиль научного мышления состоит из двух компонентов: "Первым является представление о системно-структурных характеристиках объекта… Но кроме представлений о системной организации объектов познания стиль научного мышления включает еще один компонент - представление об эталонах научного объяснения, идеалах доказательности и обоснованности знаний, а также нормах их организации, и в частности нормах строения и развертывания теоретического знания" [37].
Недостатки таких определений очевидны – они имеют те же ограничения, что и самопознание (парадокс “гомункулюса”, Ф. Крика, Р. Ридль о невозможности познать себя, теорема Геделя о неполноте, познание бессознательного и т. д.) [38].
Интересны также попытки многопараметрического синтеза характеристик исторических типов науки (например, по В. Н. Самченко [39]), однако, они задают довольно расплывчатый образ оценки особенностей познания по причине отсутствия какого-либо доминирования в восприятии целого комплекса параметров.
В связи с этим попытаемся определить степень однородности проявлений познавательной деятельности в рамках эпистемологической стратегии (ЭС). Стратегия – подчеркивает факт развертывания познания по доминирующему плану, проявляющемуся как в общей структуре познания, так и в частных ее воплощениях. Таким образом, ЭС свойственен не только детерминизм познавательных планов, но и доминирование одного из них. Доминирование нужно понимать в количественном, так и в качественном смысле как развертывание многочисленных, разнородных и разномасштабных актов познания по сходным сценариям [40]. По крайней мере, видимо, возможно выйти на такой уровень общности, когда достаточно различимо определяется это доминирование. ЭС позволяет абстрагироваться от предметности знания и конкретной исторической его реализации и дает возможность оценить его с метафизических позиций. Это позволяет выйти за рамки оцениваемого явления и разрешить, таким образом, парадокс “оценивания оценщика”. Стратегия также имеет указание прежде на деятельностный активный характер познавания, имеющий двунаправленный характер: не только от объекта к познающему субъекту, но и, наоборот – от субъекта к объекту. Это означает, что ЭС является не только и не столько пассивной классификационной схемой, сколько планом воздействий на мир [41] с целью его преобразования, и, следовательно, любая ЭС имманентно содержит в себе телеологические установки, являясь одновременно инструментальными средствами познания, в связи с чем представляет собой онтологизированный конструкт.
Помимо этого, введение понятия ЭС позволяет выделить определенные инварианты этих планов относительно сменяющих друг друга исторических эпох, условий, предметных оформлений познавания и пр. Таким образом, можно надеяться получить именно метафизическую суть познавательных явлений достаточно высокого уровня общности, что даст возможность за изменяющимися внешними чертами рассмотреть общие объединяющие свойства, более отражающие сущность явлений познавательной деятельности. При этом явно выдвигаемые телеолоогические установки, по всей видимости, являются только внешней частью айсберга, поскольку продуцируются другими более глубинными телеологическими установками, уходящими корнями в бессознательное [42], рис. 1. Явно проявляющиеся установки всегда частны, узкоспециальны, что определяется их согласованием с реальным временем, но в системе служат воплощением целей более высокого уровня общности, отличающихся по темпоральным масштабам от насущных целей текущего дня, а потому являющихся скрытыми [43]. Эти цели более высокого уровня общности могут быть сознательными и размещаться, например, в коллективном сознательном, но, тем не менее, из-за разницы временных масштабов (охватывающие большие временные периоды, чем явные частные цели, то есть более долговременные) недоступны для прямого восприятия. Являющиеся по сути дела виртуальными, поскольку согласованы с виртуальным, а не реальным временем, эти цели требуют для познания их не прямое, а также виртуальное, моделирующее восприятие, абстрагированное от текущего момента времени [44]. Более того, их невозможно понять, находясь полностью во власти реального времени, не абстрагируюсь от него, т. е. “являясь современным”. В свою очередь, эти общие (“политические”) цели детерминируются еще более глубинными пластами – бессознательным, то есть не осознаваемыми сознанием целями (“идеологические”). Они, в свою очередь, могут иметь как социальную, так и природную (внешней природы и внутренней природы человека) детерминацию, выражаются мотивационным компонентом коллективного и индивидуального сознания. Осознание их, по всей вероятности, вряд ли вообще возможно на уровне сознания, а только лишь на уровне внеметодическом, например, на уровне интуитивных ощущений [45].