Смекни!
smekni.com

Природа информации (стр. 2 из 3)

Соотношение сигналов, как и отношение, как и закономерности - это все нематериальное и существует, или, как говорят, имеет место, пока работает система управления. Пока она не вступит в работу мы о том, что принято именовать информацией ничего не можем сказать ни хорошего ни плохого, вообще ничего, может это и не информация вовсе, а неупорядоченные сигналы, иначе говоря, по сути это - ничто, это нематерия.

Но, что это жизненно важно для объекта, никто спорить, надеюсь, не станет. И обратите внимание, что это "ничто" важно только для данной СУ, имеется в виду данные и команды, для другого робота все эти коды, алгоритмы ничего не значат. Да что другой робот, если даже ему самому все это важно только если он включен, если он в работе. Когда он выключен или сломан вся информация мертва, она жива только в работе, только тогда, когда ею пользуются, а до тех пор мы и не знаем это - пустой носитель информации или он заполнен ценнейшими данными. Тогда скажите, если предположить, что железо - это материя, а информация это то "ничто", которое в философии называется дух, то может ли одно существовать без другого?

Конечно может, но это уже будет не робот-пылесос, а поломанный робот, и считанные с носителей информации данные представляют практическое значение только для какой-то другой СУ, в виде внешнего сигнала. Отсюда становится ясно как тяжело доказать, что нематериальное, то что в философии носит название дух, привилегия высокоорганизованных объектов со сложными системами управления и ничего более. Хотелось бы надеяться, что для тех, кто серьезно занимается вопросами создания систем управления, этого примера вполне достаточно, а те, кому нужны большие доказательства пусть их ищут в самой жизни. Здесь нет четкого определения термину информация, да и не может быть. Любому сложному явлению можно до бесконечности давать определения, уточняя его суть, но понимание того, как возникает явление и какие практические последствия оно за собой влечет дает разработчику реальную базу для дальнейшей работы. А с терминологией действительно нужно разбираться, потому что работа сложных систем управления - это целое явление в миропорядке и обойтись одним словом "информация" никак не получится.

Подобный подход в понимании информации как явления привели автора к следующим практическим выводам:

1. Нематериальное начинает играть практическую роль в мироздании только с появлением сложных систем управления, преобразующих входные сигналы в коды, как отражения. Это первый этап абстрактного представления материального. Хотя в понимании информационности это нулевой уровень. У первичных организмов сигналы входа только усиливались и становились командами, силовыми сигналами управления на привод.

2. Коды образуют понятия - это уже абстрактное второго уровня. СУ приобретает материал для работы в виде понятий: "это лев", "это трава" и т.д.

3. У высших объектов СУ в состоянии создавать понятия из понятий - ничто из ничего. В этом есть как огромный плюс, так и точно такой же минус. Но в любом случае тот объект более жизнеспособен, у кого понятия, каким бы образом они не создались, проходят проверку практикой.

4. Уровень и сложность СУ определяется природой объекта, которой служит эта СУ. Объем и качество информации, сложность системы управления строго определяется типом объекта, его жизненно важными функциями, без которых объект просто не может существовать или теряет свою суть.

Конечно, философское представление духа значительно обширнее, чем то, что автор преподносит под понятием информация. Но, с другой стороны, отрыв таких понятий как мышление, чувства, душа и прочее от материи является грубейшей ошибкой. Возможно, также как греки ввели ноль в систему счисления и "ничто" стало реальностью, так и в кибернетике нужно осознать такое явление как информация, а не привязывать свое мышление к существующему железу. Информацию необходимо понимать как нечто антиматериальное, но пригодное для практического использования, что собственно неосознанно и делается в мышлении, в СУ, в кибернетике.

Путаница с терминологией была и будет, это издержки человеческой формы представления информации, но если человек хочет познать природу явления, нужно искать прежде всего причину его появления, а в природных явлениях не просто причину, а необходимость.

Взаимопроникновение материального-нематериального дает это фантастическое, нигде больше в природе не существующее явление как только в сложных системах управления. Чем дальше мы отходим от этой псевдонулевой линии к краям понятий материальное и нематериальное, тем четче проявляются их свойства, и все безошибочно определяют где материальное, где духовное, но когда хотят добраться до сути - тонут в противоречиях, потому что суть - это единство противоположностей.

Конечно, эти идеи требуют гораздо более обширной и более наглядной статьи, но это уже не дилетантское дело заниматься словесными сражениями. Лучше попробуем доказать на практике правоту наших представлений.

Часть 2.

Миша, что вы с ним цацкаетесь?

Дадим по голове и отыграем свое!

(М.М. Жванецкий).

Когда просматриваешь различные суждения по вопросам создания ИИ, невольно вспоминаешь выше приведенную фразу. Что тут думать? Давайте без философии, давайте без словесных выкрутасов, без того, без этого. Ну пожелаем таким разработчикам доброго пути, а сами попробуем потихоньку, по-стариковски расставить точки над i. Может и удастся определится с базовыми понятиями в природе мышления.

В первой части автор пытался доказать, что понятие "информация" существует только в неразрывном единстве материального - системы управления (СУ) и нематериального - абстракции. Причем понятие информации проявляет себя когда СУ в состоянии из абстрактных сигналов создать упорядоченную абстракцию с определенным приближением отражающую, как в зеркале, реальную жизнь, как с ее материальной частью, так и с духовной, в виде знаний, культуры и явлений человеческой жизни. Каждый волен понимать значение слова "дурак" как он хочет, и никто не затевает дискуссий по поводу определения истинного значения этого понятия. Любому толкованию придуманного людьми слова можно давать бесконечное множество определений, но от этого наша СУ не выработает более конкретного понятия, а скорее, наоборот, начнет сомневаться даже в том понятии, что раньше у нее сложилось. Нужно ли нам такое понимания слова "информация"? Мы имеем конкретную задачу построения механизма мышления подобного человеческому. С этих позиций мы должны понять явление информации, явление мышления, интеллекта, знания, чувства, веры, мудрости, наконец. Еще раз оговорюсь, автор не претендует на то, что он прав в определении этих явлений, но он уверен, что без понимания природы этих понятий можно создать что угодно, но только не ИИ.

Борщ мы едим с хлебом, а чай пьем с сахаром. Нужно и нам сухость теории сдобрить специями примеров. Лежит на перепутье камень с надписью. В нем нет почти ничего для человека не умеющего читать, а на умеющего читать путника этот камень может оказать очень сильное воздействие. Но это - на поверхности. Надпись на камне как бы носитель информации. Но ведь даже не умеющий читать получил информацию, что если "прямо пойдешь в камень долбанешься", это раз. Второе - есть необычное явление - большой камень и на нем что-то не то нарисовано, не то нацарапано - разве это не информация, и третье - этот камень возможно указатель границ или отметка чего-либо. И так можно черпать информацию до бесконечности. Здесь информация вполне подпадает под определение автора - абстрактное начинает играть практическую роль, когда преобразуется в материал для переработки системой управления. До того как к камню подошел человек камень - просто материальное тело и носителем информации оно является не потому, что на нем что-то написано, а потому что оно существует. Теперь берем "настоящий" носитель информации - компьютерный диск. На нем энциклопедия под редакцией какого-либо Вундермэна. Как истинный последователь З. Фрейда он все происхождение Вселенной сводит к сношениям квазичастиц в седьмом измерении потустороннего мира. И так складно это все доказывает, что невольно хочется верить. И только здравость рассудка и знание жизни может разглядеть в этом полный бред. На диске 100 Мб "информации". Но эта "информация" ложная.

Так что мы говорим об объеме ложной информации? Нет, мы должны говорить об объеме просто информации: первое, что это диск, второе, что он содержит в себе, третье, какова реалистичность преподносимой информации и т.д. Но отнюдь не 100 Мб, а именно столько, сколько "задействовала в работу" наша СУ. Еще раз подчеркиваю - не сколько несет в себе объект информации, а сколько используется системой, проявившей интерес к этому объекту. А мы на каждом шагу встречаем рассуждения - каким объемом информации можно описать клумбу? С другой стороны для ПК это безусловно диск со 100 Мб, здесь не может быть двух мнений. Но опять же, и это доказывает правильность нашего подхода - у каждой СУ своя кодовая система и она определяет как тип кодирования, так и минимальные единицы представления информации. Когда-то Маркс говорил о том, что если ему скажут как в обществе относятся к женщине, то он определит о каком времени вы говорите. Так же, автор верит, скоро можно будет сказать:" Скажите мне тип СУ, и я скажу о каком организме (объекте) вы говорите". Но все это станет возможным не на базе подобных статей, а на основании профессиональных экспериментов. Поэтому-то у Н.Винера и Д.Неймана все правильно - для данного представления абстрактной информации в данной системы управления нужно именно определенное количество информации. Но компьютер примитивная СУ. Когда у животного отказывает лапа, его нервная система не "виснет", разве что временно от боли, а компьютер, если сравнить с живым организмом, вообще "умирает" при "зависаниях". Математика, конечно, представляет из себя систему закономерностей абстракции, но надо помнить в какой кодовой системе и для какой системы управления она приемлема. Поэтому, если вы надеетесь вслед за Пифагором математикой описать Вселенную, то все что я могу сказать это напомнить, что грабли еще работоспособны.