Смекни!
smekni.com

Пророк из Медиаша, или «Немецкий Циолковский» (стр. 2 из 2)

В казематах Пенемюнде

Оберт — фигура противоречивая и в том отношении, что, будучи несомненным гуманистом, преспокойно отработал свое в фашистском ракетном центре в Пенемюнде (1941 — 1943 гг.), где шла работа над секретным «оружием возмездия», как его позже назовет министр пропаганды Третьего рейха Геббельс. Это была знаменитая «Фау-», или артиллерийская ракета А-4. Над ее разработкой Оберт трудился в годы второй мировой войны под руководством своего бывшего ученика по ракетным исследованиям в Германии в 30-е гг., крупнейшего конструктора ракет Вернера фон Брауна (1912 — 1977), который спроектировал ракету для обстрела Лондона. Планировал он также создать двухступенчатую ракету А-9 (А-10) для обстрела... Нью-Йорка. Фактически ракета должна была стать космической, так как при полете через океан она выходила в космическое пространство. Есть предположения, что ракета могла быть снабжена кабиной космонавтов (камикадзе), которые на заключительном этапе управляли ее полетом и выводили ее на цель. Есть версия, что знаменитому диверсанту рейха Отто Скорцени было поручено набрать отряд космонавтов. Такой отряд из 200 человек, по некоторым данным, был создан в конце второй мировой войны. Все эти разработки ракет в пилотируемом и беспилотном вариантах были выполнены на основе еще довоенных проектов и расчетов Оберта. В Пенемюнде же Оберт работал скромным научным сотрудником, консультируя разработки своего ученика В. Брауна. Работа Оберта в этот период очень высоко оплачивалась, и, может быть, в каком-то смысле он был этим доволен. Таким образом, Оберт внес свой вклад в разрушительную деятельность Третьего рейха. Но обоих пионеров космонавтики, Оберта и фон Брауна, несколько оправдывает то обстоятельство, что даже в казематах Пенемюнде они подпольно пытались реализовывать мечты юности: разрабатывали ракету для космического полета. Именно за это Вернер фон Браун поплатился: его ненадолго арестовало гестапо «за саботаж». Действительно, конструктор вместе со своим учителем использовал любую возможность для испытательного запуска ракет в верхнюю стратосферу. Так было с ракетами А-4, одна из которых достигла высоты 85 км, уйдя за пределы стратосферы... Естественно, такая «вольность» не могла понравиться тогдашним политическим хозяевам Германии.

Немецкая космонавтика - Америке

После войны конструкторы «Фау-2» спокойно переехали в США и стали воплощать свои замыслы в области «мирной космонавтики». По существу ими была сделана американская космонавтика. Чуть ли не полностью в США был интернирован весь штат сотрудников из Пенемюнде, и оттуда же вывезено 100 совершенно готовых к запуску ракет А-4 и A-4S (последние — даже с кабиной для биологических объектов, включая обезьян). Первый американский спутник «Эксплорер-1» был запущен именно немецкой группой специалистов. Вернер фон Браун был техническим руководителем работ по созданию носителя для этого спутника. Г. Оберт работал под его началом научным сотрудником и непосредственно принимал участие в реализации этого проекта. Именно группе немецких специалистов была поручена разработка ракеты-носителя «Сатурн» для политически крайне важной и престижной для американцев лунной программы. Как известно, не было ни одного сбоя в полетах ракет этой серии. Было осуществлено 17 успешных их запусков с космическим кораблем «Аполлон» вокруг Земли и на Луну. Можно было предположить, что Герман Оберт дождался своего триумфа, так как наконец-то практически реализовал мечту о полете в межпланетное пространство. Ничуть не бывало! Оберт во время этих триумфальных «лунных» разработок был совершенно отстранен от практического дела. Ему была поручена работа по прогнозированию, и он занимался далекой перспективой космонавтики. Оберт совершенно не участвовал в разработке лунной программы, появляясь лишь на официальных приемах по случаю того или иного ее успеха.

Невостребованные идеи

В период пребывания в США (1955 — 1958 гг.) Герман Оберт разработал устройство больших тороидальных космических станций. Эта разработка получила продолжение в 1975 г. в так называемом «Стэнфордском торе» —Ч в совместном проекте НАСА и Стэнфордского университета. Еще сравнительно недавно в перспективном космическом проектировании была популярна «тема тора», то есть колесообразных космических станций. Теперь реальная космонавтика пошла несколько по другому пути. Восторжествовали идеи Циолковского. Современные орбитальные станции — это, если можно так сказать, «триумф цилиндра Циолковского», который предложил в качестве базовой именно такую форму космических сооружений в открытом пространстве. Невостребованной пока осталась и идея Оберта по моделированию на космических станциях искусственной силы тяжести. Он предлагал использовать для этого центробежное ускорение — силы Кориолиса. С конструкторской точки зрения идея может быть реализована путем устройства двух станций, соединенных перемычкой или тросом. Станции приводятся во вращение вокруг общего центра масс. Создание искусственной тяжести путем вращения космического корабля или станции предусматривал и Циолковский. Эту идею он высказал еще в 1895 г. Идея вошла как «классическая» во все учебники по космонавтике.

Космическая болезнь невесомости

Оберт всю жизнь интересовался медико-биологическими проблемами и проводил собственные медицинские исследования. Поэтому он может считаться одним из зачинателей космической биологии и медицины. Именно Герман Оберт впервые предложил использовать гидробассейн для имитации невесомости в земных условиях при подготовке космонавтов. Примечательно, что опыты в нем он проводил на себе самом. Оберт изобрел центрифугу с плечом 35 м для создания перегрузок и тренировок космонавтов. Подобные центрифуги используются и в наши дни в центрах подготовки космонавтов. Как указывает академик Б. В. Раушенбах, Оберт предложил скополамин — препарат для отключения вестибулярного аппарата, используемый и ныне в американских и отечественных программах при подготовке космонавтов. Герман Оберт утверждал, что в длительном космическом полете организм человека будет подвержен так называемой «космической болезни». Вокруг этой идеи дискуссии космических медиков продолжаются и по сей день. Есть сторонники (профессор Е. А. Коваленко) и противники этой идеи. Длительные космические полеты также дают противоречивые данные о болезни невесомости. В одних случаях она проявляется в виде серьезных соматических, вегето-сосудистых и органических нарушений, в других — космонавты легко и практически безболезненно переносят длительный полет. Это показал, например, опыт длительного пребывания в космосе врача-космонавта В. В. Полякова. Таким образом, проблема, поставленная Германом Обертом еще на заре практической космонавтики, до сих пор не разрешена.

Долгожитель

В 20-е и 30-е гг. начались теоретические и практические работы по космонавтике. Немногие из ее зачинателей дожили до практической реализации идей. Герман Оберт, один из пионеров мирового ракетостроения, прожил 95 лет, присутствовал при старте людей на Луну («Аполлон-11»), знакомился со станцией «Салют» во время посещения СССР в 1988 г. Таким образом, Оберт успел увидеть блестящее воплощение того, что было задумано им и предсказано еще в годы его молодости. Самого же Германа Оберта в конце столетия практически уже забыли...