Смекни!
smekni.com

Человеческий смысл естественных и технических наук (стр. 4 из 4)

следствием его неизбежно окажется неэффективность, чисто формальный характер всей работы учебного заведения по гуманизации и гуманитаризации. Одни гуманитарии и обществоведы, как бы они ни старались, не могут справиться с этой работой без постоянной поддержки и самого активного участия специальных кафедр;

игнорируется главная задача - раскрыть человеческий смысл естественных и технических наук, сформировать у учащихся образно-эмоциональное отношение к природным явлениям и процессам.

Процесс гуманизации и гуманитаризации будет эффективен лишь в том случае, если в нем примут участие все "профильные", выпускающие специалистов кафедры. При этом в крупных учебных заведениях, очевидно, стоит иметь особые кафедры истории науки (техники), которые могли бы читать общетеоретическую, единую для студентов всех специальностей часть курса истории науки (техники) и обеспечить методическое руководство чтением курса истории технических или естественных наук специалистами выпускающих кафедр.

Выдающийся пианист и педагог Г. Нейгауз считал, что консерватория должна готовить в первую очередь гражданина, культурного человека, затем - музыканта и, наконец, музыканта определенной профессии - вокалиста, скрипача, дирижера, пианиста. Эти слова применимы к подготовке специалиста любой профессии. Так, инженерный вуз должен готовить прежде всего гражданина, культурного человека, затем - инженера и только на этой основе - специалиста той или иной инженерной профессии - металлурга, энергетика, химика, строителя и т.д.

Сейчас же эта связь нарушается: вузы прежде всего готовят узкого специалиста, уделяя значительно меньшее внимание его общеинженерной подготовке. Что же касается первой и основной для высшей школы задачи - формирования гражданина, человека высокой культуры - то ей уделяется минимальное, явно недостаточное внимание.

Такой техницизм негативно сказывается и на специальной подготовке студента, ибо в наше время нельзя быть хорошим специалистом в любой области знания, не будучи человеком высокой общей культуры, не имея развитого гражданского самосознания.

Поэтому гуманизация и гуманитаризация высшего образования - не очередная "кампания", как она нередко воспринимается руководителями специальных технических кафедр, а одно из главных условий повышения качества подготовки специалиста по любой из технических и естественнонаучных профессий. Опыт показывает, что создание таких условий - дело длительное и весьма нелегкое. Преподаватели этих кафедр и их руководители получили высшее образование в советские годы, причем в тот период, когда вопросы гуманизации и гуманитаризации вообще не стояли в высшей школе. Убедить их в необходимости такой работы - задача сама по себе нелегкая, а добиться их активного участия - еще труднее, однако эти трудности все же преодолимы.

Любой преподаватель средней и высшей школы, общей и специальной готовит Человека Культуры.

Культура - носитель человеческих смыслов, другого назначения ей не дано. Культура объединяет всю человеческую деятельность во всех ее многообразных сферах на основе единых смыслов, единого культурного кода. В этом основа гуманизации и гуманитаризации преподавания. Любой преподаватель математики, физики, медицины или же машиноведения, теплотехники, электротехники должен считать себя ни кем иным, как преподавателем культуры. Этот вывод кажется, на первый взгляд, парадоксальным, но только на первый взгляд! К этому выводу властно ведет сама жизнь, логика развития образования на рубеже XXI в.

Список литературы

1. См.: Фролов И.Т., Юдин Б.Г. Этика науки. М., 1986. С.85.

2. См.: Дильтей В. Сущность философии // Философия в систематическом изложении. СПб., 1909. С.2, 4.

3.Флоренский П.А. Макрокосм и микрокосм // Флоренский П.А. У водоразделов мысли. Новосибирск, 1991. С.167.

4.Пришвин М.М. Собр. соч.: В 6 т. М., 1956. Т.3. С.290.

5.Мандельштам О. Стихотворения. Л., 1975. С.59.

6.Заболоцкий Н.А. Стихи и поэмы. М; Л., 1965. С.167.

7. Мастера искусства об искусстве. М., 1965. С.75.

8. Проблема человека в традиционных китайских учениях. М., 1981. С.67.

9.Заболоцкий Н.А. Стихи и поэмы. С.77.

10.Тургенев И.С. Собр. соч.: В 12 т. М., 1975. Т.6. С.205-206.

11.Тютчев Ф.И. Стихотворения. М., 1945. С.224.

12.Холодный Н.Г. Мысли натуралиста о природе и человеке // Русский космизм. М., 1993. С.337.

13.Вернадский В.Н. Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков. М., 1993. С.347.

14.Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991. С.415.

15. См.: Кант И. Сочинения: В 6 т. М., 1966. Т.5. С.464.

16.Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987. С.149.

17.Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т.42. С.125.

18. Как слово наше отзовется... М., 1986. С.230.

19.Тютчев Ф.И. Стихотворения. С.100.

20. Цит. по: Перрюшо А. Жизнь Ван Гога. М., 1973. С.110. Интересно, что близкое признание можно найти у П.А. Флоренского: "Иногда природа проговаривается и, вместо надоевших ей самой заученных слов, скажет иное что-нибудь, острое и пронзительное слово, дразня и вызывая на исследование" (Особенное: Из воспоминаний П.А. Флоренского. М., 1990. С.21).

21. См.: Маковельский А.С. Древнегреческие атомисты. Баку, 1946. С.268.

22.Фейербах Л. Избранные философские произведения. М., 1955. Т.1. С.266.

23.Гумилев Н.С. Стихи. Письма о русской поэзии. М., 1990. С.251.

24. См.: Адорно Т. О технике и гуманизме // Философия техники в ФРГ. М., 1989. С.371.

25.Рачков В.П. Техника и ее роль в судьбах человечества. Свердловск, 1991. С.137.