Проблема гуманизации преподавания естественных наук (равно как и коренного улучшения естественнонаучной подготовки студентов гуманитарных факультетов) стоит перед российской высшей школой в числе самых важных и неотложных. Возможны два пути решения этой проблемы: первый - чисто механический, экстенсивный. Он сводится к включению в учебные планы и программы все новых и новых гуманитарных и общественно-политических предметов в качестве обязательных или факультативных. По этому пути идет сегодня основная масса высших учебных заведений России.
Второй путь более сложен, но зато несравненно более плодотворен. Он предусматривает существенное изменение самого преподавания естествознания и технических наук. Сегодня эти науки преподаются главным образом как система законов, принципов, правил, формул и т.д. Человек при этом фактически исчезает из преподавания.
Между тем, любая естественная и техническая наука представляет собой историю дерзких взлетов человеческого гения, трагедию ошибок и заблуждений, содружества и соперничества. Никоим образом не сокращая анализ результатов науки, можно раскрыть ее историю, показать ее значение в жизни людей. Это я и имею в виду, говоря о человеческом смысле естественных и технических наук. Именно этот смысл и составит предмет предлагаемой вниманию читателя статьи.
Тема, поставленная в заголовке, очень обширна, поэтому я намерен остановиться только на трех ее аспектах:
1. Единство окружающего нас мира и вытекающее из него единство наук о природе и наук о человеке. Относительность такого деления.
2. Человек как самопознание природы, а природа - средство самореализации человека.
3. Гуманизация преподавания естественных и технических наук.
I
В нашей специальной и учебной литературе нередко повторяется положение о "надличностной" или даже "безличностной" сущности науки. Наука, ее законы, принципы, постулаты стоят как бы над человеком и превращаются в некий молох, которому верой и правдой служит ученый. Не случайно стало расхожим выражение "служение науке".
К поиску человеческого смысла в науке относятся с недоверием подчас даже серьезные ученые. Раз законы науки верно отражают объективные законы природы, то они объективны и совершенно не зависят от человека. Конечно, это неоспоримо, если речь идет о содержании законов природы.
Однако при этом не учитывается, что человек:
открывает эти законы;
уточняет их формулировки, представления о границах их применения и т.д.;
систематизирует эти законы, рассматривая науку как целостную систему (сравним несколько учебников общей физики, они дают различные системы этой науки, хотя и излагают одни и те же законы);
наконец, человек применяет законы науки в своей духовной и материально-практической деятельности.
Уже этого, как мы полагаем, достаточно для обнаружения человеческого смысла науки, хотя основы этого смысла лежат глубже.
Хотя "человеческий смысл" присущ любой науке, было бы, разумеется, неправильно все естественные науки на этом основании считать "науками о человеке". К последним мы относим лишь те естественные науки, которые непосредственно изучают человека и для которых он выступает главным, основным объектом изучения. Скажем, оптика в какой-то мере говорит о человеке (оптике глаза), тем не менее относить ее к комплексу наук о человеке нет никаких оснований.
К этому комплексу относятся, очевидно, только те естественные науки, для которых человек - главный и специфический объект изучения. Собственно говоря, они занимаются только человеком. Ограничивать науки о человеке одними лишь гуманитарными дисциплинами было бы ошибочно. К естественным наукам о человеке относятся медицинские науки, отчасти санитария и гигиена, психология, этнография и антропология. Все они (кроме медицины) являются переходными от естественных наук о человеке к общественным или гуманитарным.
Медицина не только изучает организм человека, но решает серьезные этические проблемы. Эти нравственные проблемы были поставлены еще в Древней Греции ("Клятва Гиппократа"). С тех пор этические проблемы всегда жизненно затрагивали медиков. В 1947 г. в ходе процесса над 23 нацистскими врачами были сформулированы принципы Нюрнбергского кодекса, запрещавшие медицинские эксперименты на людях. Они были дополнены и развиты в декларациях 1966 и 1975 гг. [1].
Что же касается гуманитарных наук, то их подчас не отделяют от социальных (политических). Это проявилось в переименовании кафедр социологии, политологии, политической истории, политической экономии в ряде технических вузов в кафедры гуманитарных наук. Однако общественно-политические науки - науки об обществе как особой социальной системе. Известный немецкий социолог В. Дильтей разделял гуманитарные и общественные науки на том основании, что первые имеют дело с "индивидуальными единицами" - личностями. Это, по терминологии Дильтея, "науки о духе" [2]. В принципе это деление правильно. Нам представляется, что в основу гуманитарных наук могут быть положены некие общечеловеческие непреходящие ценности человеческого духа. По сравнению с науками общественными (политическими) гуманитарные науки:
а) более опосредовано связаны с текущей общественной жизнью, экономикой и политикой;
б) их выводы постоянны и устойчивы, менее подвержены влиянию меняющегося "духа времени";
в) обладают большими возможностями генерализации, наличием относительно устоявшихся закономерностей;
г) менее связаны с эгоистическими интересами классов, партий, политических движений.
Разумеется, грань между общественными и гуманитарными науками подвижна и относительна, но все же она существует. К гуманитарным наукам при таком подходе могут быть отнесены искусствознание, педагогические науки, религоведение, культурология. К общественным относятся: социология, история, политология, политическая история, правоведение. Относительна и грань между естественными и техническими дисциплинами, с одной стороны, общественными и гуманитарными - с другой. Еще до XX в. на "стыке" естественных и общественных наук появились санитария, гигиена, демография и этнография. На "стыке" естественных и гуманитарных - психология и антропология. XX в. привел к появлению целого "гнезда" научных дисциплин, свидетельствующих о том, сколь относительно различие между всеми видами наук.
Я имею в виду биомеханику, бионеорганическую и биоорганическую химию, бионику, биофизику, биохимию, биоэнергетику и др. Причем перечислены далеко не все научные дисциплины, изучающие "стыки" естественных, технических и гуманитарных наук. Этими науками заняты ныне многие тысячи ученых во всех странах мира. Именно на таких "стыках" можно рассчитывать на наиболее интенсивное приращение научного знания. Естественные и технические науки не могут воздвигнуть стену, отделяющую их от гуманитарных и общественных наук.
Интеграция наук осуществляется ныне, с одной стороны, на путях математики, синергетики, информатики, с другой - на путях эстетики, этики и философии. У меня нет возможности подробно говорить об интеграции науки, к тому же эта проблема достаточно известна. Во всяком случае, такая интеграция является залогом наличия человеческого смысла в каждой естественной и технической науке.
Подчеркнем, речь идет не о нравственном облике ученого и не об этике научного сообщества. Я имею в виду именно нравственные смыслы самих наук, а не людей, ими занимающихся. Отсюда этика науки включает этику ученого, но отнюдь не сводится к ней.
Но, очевидно, поиски человеческого смысла природы придется вести и в другом направлении. Один из крупнейших русских философов XX в. П.А. Флоренский писал в статье "Макрокосм и микрокосм": "Человек и природа взаимно подобны и внутренне едины. Человек - малый мир, микрокосм. Среда - большой мир, макрокосм. Так говорится обычно. Но ничто не мешает нам сказать и наоборот, называя человека макрокосмом, а Природу - микрокосмом..." [3]. Оба они бесконечны и существуют друг в друге. Согласно Флоренскому, человек и природа (мир) взаимно отражаются друг в друге. В природе (среде) нет ничего такого, что "в сокращенном виде" или даже в зачатке не имелось бы у человека и наоборот. "Человек есть сумма мира, сокращенный конспект его. Мир есть раскрытие Человека, проекция его". Флоренский исходит здесь из теории всеединства В.С. Соловьева - одного из специфических краеугольных камней русской философии. Человек имеет нечто общее с неодушевленными существами, причастен к жизни органической природы и обладает мышлением, разумом.
Нет никакого сомнения, что эти мысли в принципе правильны. Но, если это так, то человеческие смыслы необходимо и неизбежно присутствуют в природе, а природное - в человеке.
Человек живет в природе и природой. Но и природа (во всяком случае на нашей планете) оказывается незавершенной без ее "высшего цвета" - человека. Здесь можно выделить по крайней мере три аспекта:
Изучение человека - ключ к пониманию ряда явлений природы.
Человек - самопознание природы, природа - средство самопознания и самоутверждения человека.
Роль человека в сохранении и умножении богатств природы.
Рассмотрим каждый из этих моментов.
II
Говорят, что анатомия человека - ключ к анатомии обезьяны. Высшая система - ключ к пониманию низшей, лежащей в ее основании. Чем глубже раскрываем мы тайны человеческого разума, тем эффективнее познание психических процессов животных. Техника позволяет дать научное представление об орудийной деятельности животных. Развитие взаимной звуковой сигнализации дельфинов может быть понято лишь при сравнении ее с человеческим языком. Конечно же, разделение функций муравьев в муравейнике или пчел в улье принципиально отлично от человеческого разделения труда, но само это качественное отличие необходимо иметь в виду, изучая жизнь насекомых.