Смекни!
smekni.com

Классификация наук (философская проблема) (стр. 2 из 4)

Нельзя не согласиться с Т. И. Ойзерманом: "Странная судьба у философии. Синоним науки в древнем мире, она стремится добиться признания в качестве науки в новое, но особенно в новейшее время" [40].

Эти примеры говорят о том, что статус философии не ясен, хотя конечно, абсолютное большинство философов признают ее наукой, объектом исследования которой является вся природа.

Признание того, что наука есть отражение природы в сознании снимает вопрос о том, что наука ли философия. Безусловно наука.

Физика. Физика и родилась как наука о природе [7]. В физической энциклопедии (М., 1983) физика определяется как наука, "изучающая простейшие и вместе с тем наиболее общие закономерности явлений природы, свойства и строение материи и законы ее движения. Понятия физики и ее законы лежат в основе всего естествознания. Физика относится к точным наукам и изучает количественные закономерности явлений". И тем не менее имеется огромная литература, исключающая способность физики проникать в сущность любых явлений природы. И здесь снова не ясен объем понятия.

Обе науки - философия и физика, имеют предметом исследования всю природу, так как основные законы, открытые этими науками, относятся ко всей природе. Остается ответить на вопрос - где проходит линия раздела между этими фундаментальными науками. Очевидно, необходимо сравнить основные категории и законы философии и физики и из этого сравнения сделать вывод о принципе их разделения.

Обзор основных постулатов физики подтверждает правильность определения ее предмета в физической энциклопедии: это точная наука и она изучает КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ закономерности явлений.

В мире нет ничего, кроме вечно движущейся, вечно изменяющейся материи. Встает вопрос: есть ли в нем что- нибудь, что не поддается количественной характеристике? Такой вопрос стоял уже перед классическим пифагорийцем - Платоном. Он отвечал на него, например, так: "Счета недостаточно для познания конкретного предмета, нужно единство противоположностей" [43]. Отсюда логично прийти к выводу, что количественная характеристика не раскрывает сущности борьбы в единстве противоположностей, т. е. сущности процесса развития или, в более общем виде, непрерывной изменчивости во времени.

В физике широко известны методы описания явлений, изменяющихся во времени - методы дифференциального исчисления.

Однако они применимы в рамках ограниченного изменения во времени, т. е пока изменения количества не привели к изменению качества системы. "... количество представляет собой определение, составляющее уже не природу самой вещи, а некоторое безразличное отличие, с изменением которого вещь остается тем, что есть" [11]. Именно в этих рамках и занимается изменением во времени дифференциальное исчисление.

Примером непрерывного изменения во времени является самодвижение электрона на орбите, атомов и молекул в растворах и газах. В каждое мгновение электрон и находится в определенном месте, и не находится в нем. При этом непрерывно меняется направление и скорость движения. То же самое происходит с каждым живым организмом. Он тот и уже не тот в каждое мгновение времени [51]. Непрерывным самоизменением во времени обладают и такие формы существования материи, как гравитоны, сознание [26].

Для характеристики явлений непрерывного изменения во времени в физике применяется метод статистического анализа в котором поведение систем определяется как среднее из множества. Естественно, что среднестатистические характеристики не вскрывают явления непрерывного самоизменения во времени, т. е. сущности развития каждой системы и даже затушевывают его.

Существует множество попыток с разных позиций доказать возможность и необходимость физики приникнуть в суть явлений саморазвития, особенно в суть объектов биологии и социологии, математическими методами. Эти философские течения объединяются под общим названием "научный материализм" (физикализм, редукционизм, функциональный материализм, теоретический материализм и др.), суть которого полно изложена, с попыткой критического осмысливания, в книге "Буржуазная философская антропология XX века" (М., 1986). Увы, физика еще не доказала, что сущность всех явлений заключена в числе, как полагали пифагорийцы и их последователи.

А как ведут себя физики? Отступают ли они перед этой загадкой? Нет. Пытаются преодолеть запрет. Один из примеров этого - подтверждение в опытах факта самоорганизации систем, саморазвития их. Программа саморазвития систем получила название "синергетика". Математизация этого процесса стоит в повестке дня [41]. Второй пример - энергичная атака неведомого в научной программе переднего края физики, носящая название "Великое объединение".

Во всяком случае в настоящее время не потеряло истинность учение Гегеля о количестве. Количественной характеристике поддаются не все предикаты природы: "... мысль о числе недостаточна, для того, чтобы выразить посредством нее определенную сущность или понятие вещей" [12]. И тем не менее "количество есть во всяком случае ступень идеи, которой как таковой следует воздать должное прежде всего как логической категории, а затем также и в предметном мире - как в царстве природы, так и в царстве духа" [12]. То есть, дело здесь не в объектах познания, а в предикатах их.

Таким образом в науке остается вопрос: преодолеть установленные Гегелем границы для количественной характеристики явлений природы физика принципиально не может или пока еще не может? На него ответит будущее физики.

Итак, научной программой физики является количественная характеристика Природы. Физика решает эту задачу математическим методом.

Альтернативой количественной характеристики Природы, по Гегелю, является характеристика качественная. Именно этой стороной познания и занята ФИЛОСОФИЯ. Ни один из постулатов философии не отвечает на вопрос "сколько?", а только на вопросы "что это такое? ", "какой? ". "То, чем занимается философия, есть всегда некое конкретное и всецело наличное" [12]. КАЧЕСТВЕННАЯ определенность предметов.

Такое определение философии снимает многие из ее проблем. Первую определил, например, Лейбниц: "... до тех пор, пока несравненный Бекон Верулемский и другие выдающиеся мужи не призвали философию с ее небесных высот и из ее странствий по лугам воображения на эту нашу Землю для практических потребностей жизни, частенько какой- нибудь кочегар - алхимик обладал, пожалуй, более основательными и замечательными знаниями о природе вещей, чем иной псевдофилософ" [29]. Философия должна сойти в реальный мир [32]. Вторая проблема - включение философии в число естественно- научных дисциплин. Качеством обладают все предметы и явления природы. Следовательно, философия имеет прямое отношение к этой естественной природе.

Качество, по Гегелю, "есть вообще тождественная с бытием непосредственная определенность", изменение которой есть переход в нечто противоположное. Качество характеризует не только предмет сам по себе, но и его отношение к другому. Оно подвержено изменению, следовательно, имеет отношение к становлению, возникновению, реальности, границе и пределу и т. д., т. е. к развитию [12].

Именно исследование процессов развития считается программой диалектического материализма [35], хотя следует признать, что такая интерпретация программы ее обедняет. "Качество" - это более широкая онтологическая категория, чем "развитие". Она включает и противоположность развитию, движению - устойчивость, покой. И эта идея одна из древнейших [21]. Возможно именно то, что диалектический материализм не поставил во главу угла своей программы категорию "качество", не осознал эту категорию как первичную сущность предмета философии, вызывает критику законов этого философского направления [45]. Философия характеризует другую, по сравнению с физикой, сторону сущего - качество.

Исследование качественной стороны явлений природы философы осуществляют диалектическим методом.

В работе не ставится задача характеризовать такие дисциплины как диалектика и математика. Во всяком случае методологическая функция математики для физики и диалектики для философии признается всеми.

Гениальность гегелевского подхода к бытию, заключающегося в открытии того, что познание бытия проходит через дифференциальную характеристику его качества и количества, подтверждается современными исследованиями функций человеческого мозга, которые привели к созданию теории дифференциальной психофизиологии мозга [20].

Схематичное изображение выводов этой теории таково: картинка двух полушарий мозга, в левом изображены математические формулы, в правом - фигуры. Интегральное определение психики людей с более развитым левым полушарием - "мыслители", с более развитым правым - склонны к искусству - "художники".